АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сатира в романе Булгакова (Мастер и Маргарита»

Читайте также:
  1. Булгакова Д.А.
  2. Булгакова Д.А.
  3. Виды деятельности линейного ИТР (мастера, прораба).
  4. Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  5. Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  6. Вопрос 7. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  7. Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
  8. Дж. Голсуорси. Явление форсайтизма в романе «Собственник».
  9. ИДЕЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО ИДИОТ
  10. Модернистские тенденции и формы условной образности в литературе первой половины ХХ века. Повести и романы М.А.Булгакова.
  11. О. Уайлд. Взаимоотношения жизни и искусства в романе «Портрет Дориана Грея».
  12. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.

Человеческая судьба и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины,
следования высоким идеалам добра и красоты. Их постижение не возможно без терпения, мужества,
любви и духовного созидания.

Путь духовного совершенствования человечества- это бесконечное восхождение к истине,
движение вперед через сомнение, отрицание отжившего, догматического. Роман М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита» говорит об ответственности человека за все добро и зло, которые
совершаются на земле, за собственных выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе,
или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Он повествует о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящейся к высотам истинной
человечности.

В «стране победившего социализма» люди, стоящие у власти, делают все, чтобы художник,
ученый, мыслитель, инженер- каждый по-своему- перестали чувствовать себя мастерами своего дела.
Мешают им видеть смысл и значение своего творчества, сознавать себя исполнителями собственной
миссии в обществе, а не какого-то запланированного свыше «социального заказа»

Мастеру не места в этом мире - ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку, в то время как
МАССОЛИТ и ресторан «Дом Грибоедова» переполнены людьми, именующими себя писателями, их
женами и иными, еще менее причастными к литературе лицами.

Особый сатирический пласт романа связан как раз с изображением «серой толпы», кружащейся
бесовским хороводом в МАССОЛИТе. Перед нами образы- маски. Как и герои «Мертвых душ», - это
люди, человеческая суть которых в основном сводиться к какой-нибудь одной «страстишке». Они
настолько похожи, что достаточно одного- двух штрихов, что бы отметить их «индивидуальное».
Литераторов МАССОЛИТа отличает немногое: один пишет стихи, другой - прозу, один «молодой В
стрижке боксом», другой «пожилой С бородой». Всех их объединяет не призвание писателя, а
обладание заветным членским билетом МАССОЛИТа, «коричневым, пахнущим дорогой кожей, с
золотой широкой каймой».

«Творческий союз» МАССОЛИТ - своеобразная модель общества. Творческий процесс там
развивается по «плану»: хочешь написать рассказ или новеллу - получай «полнообъемный
творческий отпуск» на две недели; хочешь написать роман или трилогию - бери такой же отпуск, но
«до одного года». Можно взять и «однодневную творческую путёвку», видимо, за этот срок можно
написать четверостишие или фельетон в газету.

Определенны и лучшие «Творческие места»: Ялта, Суук-Су, Боровое. Но в эту дверь - очередь,
«не чрезмерная, человек в полтораста».

Будучи членом этой ассоциации, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные,
и дачные, и продовольственные». Чем выше, нет, не талант, а административный пост, тем быстрее и
удачнее решаются все проблемы.

Даже в самой аббревиатуре «МАССОЛИТ» есть что угодно, но не родство с литературой.

Из трех тысяч ста одиннадцати членов на страницы романа попадают от силы десятка два. Среди
них поэты - Рюхин И Бездомный, критики Латунский и Лаврович, гонители Мастера. Но ни один из них
не занят литературой, да и вообще неизвестно, занимается ли каким-либо творчеством.

«Флибустьер» Арчибальд Арчибальдович, беллетрист Петраков- Суховей, некие Амвросий и Фока
известны как завсегдатом грибоедовского ресторана, который славится на всю Москву «качеством
своей провизии», но И отпускает ее массолитовцам «по самой сходной, отнюдь не обременительной
цене».

Другие же заседают в Правлении. Вот, например, «тайная вечеря» двенадцати апостолов
МАССОЛИТа в ожидании своего вождя и учителя Берлиоза.

Все двенадцать как на подбор: беллетрист Бескудников, поэт Двубратский, московская сирота
Настасья Лукинишка Непременова, пишущая морские рассказы под псевдонимом «Штурман Жорж»,
автор популярных скетчей Загривов, новеллист Иероним Поприхин, критик Абабков, сценарист
Глухарев, просто Денискин и Квант. Они страдают от духоты: «ни одна свежая струя не проникала в
открытые окна». Кроме того, всем досаждала своими соблазнительными запахами ресторанная кухня,
и «всем хотелось пить, все нервничали и сердились». Заняты они тем, что распределяют в своем
воображении писательские дачи в литературном поселке Перелыгино и обсуждают, кому они могут
достаться. Всем ясно, что достанутся дачи «наиболее талантливым», то есть «генералам». По этому
поводу «назревает что-то вроде бунтаэ.Депежка материальных благ и привилегии, а также «здоровая
И вкусная пища» по дешевке - вот и все, чем заняты умы и сердца «инженеров человеческих душ»,
наводнивших «Грибоедов» на двух этажах - первом, ресторанном, и втором, кабинетном.
Невежественный пролетарский поэт - массолитовец Иван Бездомный по своей дремучести и написал
заказанную ему антирелигиозную поэму. Бездомному - поэту Мастер говорит: «Ну, вы, конечно,
человек девственный, ведь я не ошибаюсь, вы человек невежественный». «Неузнаваемый Иван»
легко соглашается: «Бесспорно». Встреча с вечностью совершенно перерождает незадачливого
поэта. После просьбы Мастера «не писать больше» стихов Иван торжественно обещает и клянется в
этом. Он расстается со своей литературной профессией с чувством нескрываемого облегчения, даже


освобождения. «Хороши ваши стихи?»- спрашивает его Мастер. «Чудовищны!» - вдруг смело и
откровенно произнес Иван.

В глубине души массолитовцы сознают, что никакие они не поэты и не писатели.

Вот поэт Рюхин, «Сашка - бездарность». Бездомный дает характеристику «брату по перу»: он и
«первый среди идиотов», И «балбес», и «типичный кулачок по своей психологии», «притом кулачок,
тщательно маскирующийся под пролетария», а «вы загляните к нему внутрь - что он там думает, вы
ахнете!»

После «посещения дома скорби» Рюхиным овладевает тяжкое горе. «И горе не в том, что слова,
брошенные Бездомным в лицо ему, обидные, а в том, что в них заключается правда».
«Отравленный взрывом неврастении», пролет поэт переносит часть своего озлобленного и
унылого настроения на окружающий мир. В поле его зрения случайно попадает памятник Пушкину, и
уже Пушкин становится объектом зависти и брюзжания.

Председатель МАССОЛИТа, редактор толстого художественного журнала - Михаил Александрович
Берлиоз - человек «начитанный» И «очень хитрый». Берлиозу, с его «громким» именем, положением,
умом, познанием, многое дано, но он сознательно подлаживается под уровень презираемых им
поэтов- рабочих. В одной связке с Берлиозом оказываются критики Латунский и Лаврович. Это
литературные чиновники высокого ранга, «генералы» - так называют их в «Грибоедове» подчиненные
и тайные завистники.

Лаврович - «один В шести (имеются в виду комнаты на даче), и столовая дубами обшита». Чтобы
получить такую дачу, ее надо выслужить, то есть писать не то, что хочешь, а то, что положено, что
велят. Пять окон на восьмом этаже дома Драмлита принадлежат Латунскому. Этим критикам уже
«уплачено». Вот почему «что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовал ось буквально в
каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон». «Авторы этих статей- замечает
Мастер,- говорят не то, что они хотят сказать, и их ярость вызывается именно этим».

И многоученый Берлиоз, и Лаврович, и Латунский, и им подобные не только не препятствуют
агрессивному невежеству, а напротив, всемерно ему потакают, искусно, всемерно ему потакают,
искусно его используют и направляют. Эти люди, облеченные властью в литературном и
журналистском мире, но обделенные нравственностью, циничные и прагматичные, равнодушные ко
всему, кроме своей карьеры и при носимых ею дивидендов. Они сознательно служат порочной.
преступной идее, подлинный смысл которой они хорошо понимают. Но это только кажется, что
берлиозы управляют «жизнью человеческой и всем вообще распорядком на эемпеэ.Посол вечности
Воланд объясняет самонадеянному Берлиозу и его юному сподвижнику Бездомному: «Для того,
чтобы управлять, нужно, как - никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь срок, лет
скажем, в тысячу».Автор не скрывает своего торжества: новоявленных «чародеев» И «магов»,
управляющих общественной и культурной жизнью по своему усмотрению, по своим далеко идущим
планам, кажущихся со стороны всесильными и бессмертными, неуязвимыми и неостановимыми,
поджидает «адова пасты>, от которой нет спасения. Все они, злодеи великие и маленькие, негодяи
большого калибра и мелкие жулики, сами того не ведая, уже стоят перед судом истории, судом
человеческой природы, совести - и обречены. Всех, всех до одного берлиозов, кичащихся своей
дьявольской властью и могуществом, поглотит «стихия черной магии», развязанная ими самими.

Воланд, это воплощение непрерывно длящейся вечности, нерасторжимой взаимосвязи эпох,
тысячелетий, торжественно провозглашает, обращаясь не только к мертвому Берлиозу, но и к сотням,
тысячам берлиозов живых, власть имущих: «Вы уходите в небытие, а мне радостно бывает из чаши, в
которую вы превращаетесь, выпить за бытие».

Миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, безнравственных дельцов и карьеристов
противостоит у Булгакова мир вечных человеческих ценностей: историческая правда, творческий
поиск, совесть. И, прежде всего - любовь.


29.Нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Осmровского «Гроза»).
Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.

НА Добролюбов.

Драма «Гроза» А.Н.Островского - одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал
быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ
жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает
духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.

Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.

В этом городе основа взаимоотношений людей - материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть
принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни
большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему
станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег,
мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет
предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных.
Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится
внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.

Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без
ругани и брани. Человек для него - червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Он обогащается, разоряя
наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с
человека, а у меня из этого тысячи составляются», - хвастливо говорит он городничему, который сам находится
от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит
придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь!
Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи
фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам
лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличиЙ.
Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в
ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния.
Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся,... при всех
кланялся».

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют
новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных
нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы,
считая, что гроза - Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а
сами горожане думают, что «Литва С неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи
своей» далеко не ходили, но «слыхать - много слыхали».

Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте.

Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то... ходят туда наряды
показывать».

Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются
безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.

Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с
Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с
любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха
вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к
вам бывают...»

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон.

Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление
личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний.
Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни
постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай,
что хочешь, только бы шито да крыто было».

Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит О
необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует
жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого
достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание инеспособность
бороться с УСТОЯВШИМИСЯ порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».

Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не
хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, - это
смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини - это «протест против кабановских понятий о
нравственности, протест, доведенный до конца».

Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и
нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы
можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противооечия. понять трагедию того
поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис
деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)