АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура эпохі Рымскай рэспублікі

Читайте также:
  1. II. Культура и экономика.
  2. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  3. Арганізацыйная культура бібліятэкі.
  4. Б) Інформаційна культура та її складові
  5. Б) пісьмовай эпохі.
  6. Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до п.э.).
  7. Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
  8. Билет №8 Культура и цивилизация
  9. Виходячи з поживності добрив і знаючи дози виносу речовин відповідними культурами, можна обчислити приріст їх урожайності.
  10. ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА АДЫГОВ (КАБАРДИНЦЕВ, АДЫГЕЙЦЕВ, ЧЕРКЕСОВ): НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В РЕАЛИЯХ НАСТОЯЩЕГО
  11. Вопрос 9. Речевая культура. Стилистические и лексические приемы ораторской речи. Логика речи.
  12. ГЛАВА 12. КУЛЬТУРА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную
роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли
непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных
религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо-
бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич-
ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека
материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным
понятиям и даже отдельным действиям человека О благополучении дома заботились пенаты-божества кладовой
и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяй-
ства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа -
покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юно-
ной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со
смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемей-
ным божеством и почитался всеми домашними. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их
похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на
могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие
предки считались богами покровителями - манами. Но если об умер-
ших не заботились их потомки, они преследовали живущих, стано- вились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был од-
ним из важнейших и наиболее почитаемых в римской религии. Из родовых и семейных культов развился государственный культ
богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня.
Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллек-
тива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный
огонь олицетворял вечность Рима. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский
бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охрани-
тель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера
считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и
плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы -
бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом
земледельческих богов связаны многие религиозные празднества римлян.

Представления о богах, первоначально как о безликих и абст-
рактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. рим-
ляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На
формирование римского пантеона оказала большое влияние этрус-
ская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юно-
gy _ этрусскую Уни, Минерву - этрусскую Менрву, возможно бога
Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему
^гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Ка-
питолии был построен по этрусскому образцу.

Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное
влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили
с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был
отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона
с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди рим-
ских многочисленных богов выделились под влиянием греческих
религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер -
бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богцня
мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и пло-
дородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня
растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покрови-
II. тельница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов,
1^ покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня

луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-
ражавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого на-
чала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины
^ в почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божествен-
>вую троицу Цереру, Либеру-Прозерпину-богиню растительности и
преисподней и Либера - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав
принимались иноземные божества.

Римляне были частью латинского племени, заселявшего область
Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принад-
лежал к индоевропейской семье языков и был родственен грече-
скому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам.
При завоевании Римом италийских племен латинский язык распро-
странился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия (эт-
русский язык, оскский, сабелльский, умбрский и др.). Из всех язы-
ков только греческий язык оказал упорное сопротивление латин-
скому языку и в конце Республики был равноправным с латинским
и довольно употребительным во многих южноиталийских и сицилий-
ских городах. Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени
начинается латинская письменность. Самым ранним сохранившимся
образцом латинского письма является надпись на золотой пряжке,
найденной в г. Пренесте (в 17 км от Рима). Эта надпись датируется
концом VII в. до н.э. и содержит всего 5 слов: <Маний (имя ма-
стера) сделал меня для Нумерия> (имя заказчика). В VI в. до н.э.
письменность была уже в широком употреблении. Есть сведения
о том, что в Риме VI в. до н.э. были изданы царские законы, про-
водилась перепись населения, ею пользовались для нужд управле-
ния, для составления летописей, записи молитв и оракулов, при за-
ключении торговых сделок. К середине V в. до н.э. относится со-
ставление и запись законов XII таблиц на медных досках. Писчими материалами были камень (для надгробий, монумен- тальных памятников), медные пластины (на них были написаны
в V в. до н.э. законы XII таблиц), специально обработанная ко-
жа - пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки,
папирус. Как и у многих других народов, у римлян собственно литератур-
ному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народ-
ное творчество. К сожалению, произведения римского народного
творчества не были записаны и не сохранились, за исключением
ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые уче-
ные считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, наро-
дом практичным и сухим. РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА IV-I ВВ. ДО Н.Э. Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом рим-
ской истории, усложнением общественных отношений, ростом рим-
ского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием.
Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кри-
вые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.
Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например
храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н.э.,
небольшой храм Весты на Форуме. Внутри города сохранились пу-
стыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточ-
ные канавы сначала были открытыми, по затем их перекрыли дере-
вянным настилом, а позднее и каменным сводом. Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся
юрод был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами,
представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из глав-
ной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного
вала, который со стороны города был подперт другой, менее высо-
кой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных
блоков. Римская архитектура в период IV-1 вв. до н.э. прошла два
периода своего развития. Первый период обнимает IV-III вв. до
н.э., когда Рим был относительно бедным и небольшим городом.
Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влия-
нием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего
храма и его декоративного убранства, применение арки и свода было
заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются
военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия,
построенная в IV в. до н.э.; некоторые части стены восходят к VI в^
до н.э.) и гражданские (первые водопроводы и дороги-конец IV в.
до н.э.)- Второй период-это II-1 вв. до н.э. Он характеризуется
широким применением бетона и сводчатых конструкций. СКУЛЬПТУРА По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарк-
1>инли Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому
1о6ычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии.
^ервой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Це-
вры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э. постановки ста-
^й удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная
ввушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают
гавить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Мно-
^гяе римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам
1<а Форуме. Во II в. до н.э. Форум был настолько загроможден
бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по ко-
>рому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило,
гливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э.- греческими скульпторами. Собственно, о римских
скульпторах ничего неизвестно. Массовое производство статуй не
способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не
стремились. Для них самым важным в статуе представлялась не ху-
дожественная ценность работы, а портретное сходство. Постановка
статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и
поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-
нибудь другим.

 

47. Прынцыпат Аўгуста.

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном назывались термином принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха, а первого среди равных. В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс. Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась. Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые переформированы в монархические.

 

48. Рымская імперыя ў I cт. н.э.

Правление императора Тиберия (14–37 гг. н. э.). Первым императором после Августа был его пасынок Тиберий, правивший с 14 по 37 г. Его преследовала двойственная традиция. По описаниям римского историка Тацита, Тиберий был жестоким и подозрительным. С другой стороны, есть мнение, что его имя несправедливо оклеветано историей, в которой бездарный Август сделал эпоху, а гениальный Тиберий исчез бесследно. Возможно, этот император действительно не раскрылся как гениальная личность.

Тиберий совершил ряд неудачных походов в Германию. Он окончательно распустил народное собрание – трибутные и центуриатные комиции перестали собираться. Сократились хлебные раздачи и число зрелищ. Кроме того, Тиберий попытался увеличить налоги с целью пополнить казну, средства для которой изыскивали почти все императоры.

Тиберий был тем самым Кесарем, при котором развернулось и завершилось основное повествование четырех Евангелий.

Правление Нерона (54–68). Другим известным императором династии Юлиев-Клавдиев был Нерон (54–68). Он являлся личностью экстравагантной, который возомнил себя гениальным певцом и актером, разъезжал по империи и давал крупные представления.

В 64 г. в Риме неожиданно вспыхнул пожар. В поджоге, по свидетельству Тацита, были обвинены христиане, поэтому с именем Нерона связано первое крупное гонение на христиан. Нерон, согласно молве, сам устроил пожар, чтобы взойти на холм и при свете отблесков пламени исполнить очередную песнь, посвященную пылающей Трое.

В 66 г. произошло восстание в Иудее, и в Иерусалиме был истреблен римский гарнизон. В разгар этих событий в 67 г. в Риме вспыхнула чума, одновременно с ней в народе распространилось явное недовольство Нероном. Тот бежал и покончил жизнь самоубийством.

Правление Веспасиана (69–79). Нерона сменил Веспасиан (69–79), положивший начало новой династии Флавиев, правивших с 69 по 96 гг. Ему было необходимо подавить восстание в Иудее, принимавшее все более худший оборот. Мятеж возглавляли зелоты (ревнители), фанатически настроенные люди, ненавидевшие римлян. В 70 г. Веспасиан осадил Иерусалим, но позднее спешно отправился в Рим, чтобы включиться в борьбу за императорскую власть, и осаду продолжил его сын Тит, который захватил и полностью разрушил город вместе с храмом. Тит потопил восстание в крови, но окончательно подавил его лишь к 73 г. Достаточно субъективное описание восстания известно благодаря перебежчику из лагеря повстанцев Иосифу Флавию, написавшему книгу «Иудейская война».

Правление Тита (79–81). Веспасиана сменил Тит (79–81), получивший за иудейскую войну триумф. При Тите было построено наиболее крупное сооружение ранней Римской империи – Колизей. Здесь проходили грандиозные гладиаторские бои и травли зверей. Сооружение было пронизано идеей невозможности противостояния новой империи.

При Тите произошло страшное извержение вулкана Везувия, после которого погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. 30-метровая толща пепла законсервировала их, превратив в бесценный археологический источник, раскрывавший реальную жизнь римского города того времени.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)