АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 7. Конституционно-правовая разновидность юридических конфликтов и ее особенности

Читайте также:
  1. Cущность прогнозирования (лекция I)
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Формы юридических сделок
  4. II. Действительность и недействительность юридических сделок; виды последней
  5. V. Дееспособность юридических лиц
  6. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  7. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  8. Административная ответственность юридических лиц
  9. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  10. АКТ завершения этапа работ по договору на оказание юридических
  11. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  12. Акции, их классификация и особенности

В данном сюжете раскрывается неодинаковое отношение законодателя к понятию «конфликт». В некоторых конституциях западных стран термин «конфликт» встречается в их текстах. В частности это наблюдается в Основном законе Испании (Ст. 134). В других странах отдается предпочтение термину «спор», что, к примеру, зафиксировано в Конституции Италии (Ч. 3 ст. 93). Если говорить о законодательстве советского периода, то в нем вопрос о спорах и конфликтах между республиками и другими государственными структурами, входящими в СССР, вообще не затрагивался. Господствующая официальная идея о социально-политическом единстве советского народа, в основе которой лежит утверждение о союзе рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружбе наций и народностей, не оставляла места для признания возможности конституционных конфликтов между ними. В постсоветский период наш законодатель тоже не оперирует понятием «конституционно-правовой конфликт», отдавая предпочтение термину «спор». (См. Конституция РФ, ст. 125, п. «б», «в»).

В отечественной юриспруденции вопрос о существовании конституционно-правовых конфликтов в современном российском обществе решается неодназначно, что со всей очевидностью обнаружилось в дискуссии за «круглым столом» в редакции журнала «Государство и право». На этот счет в ней четко определились три основных теоретических позиции. Во-первых, профессор В.Л. Туманов решительно не согласился с тем, что Конституция РФ находится в некоем конфликте (с кем: обществом, гражданином?), а тем более в ситуации кризиса. По его мнению, в российском обществе конституционный конфликт был в прошлом, но сейчас, посколь­ку Основной закон государства обеспечивает стабильный общественный порядок, его нет. Во-вторых, профессора Т.Н. Радько, В.П. Казимирчук и некоторые другие участники дискуссии со всей определенностью подчеркнули, что в современном российском обществе налицо конституционно-правовой конфликт. В-третьих, старший научный сотрудник ИГП РАН РФ И.А. Ледях указал, что если суммировать факты нашей действительности, то они свидетельствуют о кризисе Конституции РФ.[13]

Мы отдаем предпочтение теоретической позиции, согласно которой конституционно-правовые конфликты реально существуют в российском обществе, о чем наглядно свидетельствуют чеченские события, в которых противоборство одного из субъектов федеративного государства с его цен­тральными государственными органами приобрело наиболее острые формы, сопряженные с довольно длительными военными действиями.

Конституционно-правовой конфликт специфичен по своему структур­ному составу. Смысл ст. 125 Основного Закона РФ говорит о том, что его контрсубъектами могут выступать: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного са­моуправления, граждане как носители конституционных прав и свобод в случае их нарушения.

Объект конституционно-правового конфликта многогранен, ибо его содержание может характеризоваться не только противоборством феде­рального центра и органов субъектов РФ, но и единством, и противо­положностью действий законодательной и исполнительной власти. Поста­новка вопроса со стороны Государственной Думы о доверии или недоверии Правительству Российской Федерации - это своеобразное проявление кон­ституционно-правового конфликта. Его развертывание говорит о том, что работа правительства со стороны Государственной Думы может быть оце­нена как положительно, так и отрицательно, что является свидетельством юридической эскалации между ними и волнообразное™ соответствующего противоборства. Государственная Дума РФ неоднократно ставила вопрос о доверии к правительству, выносила отрицательные оценки о его работе, но ни разу не приняла решение о недоверии к нему. Видимо, в деятельности нижней палаты Российского парламента сказывается инстинкт самосохранения, так как повторное выражение недоверия правительству дает право Президенту РФ объявить об отставке правительства или распустить Государственную Думу.

Предметом конституционно-правового конфликта могут быть фундаментальные ценности общественного развития: различные формы собственности, включающие в себя: частную, государственную, муниципальную и иные разновидности; демократическое социальное правовое федеративное государство с республиканской формой правления; политическое и идеологическое многообразие; неотчуждаемые основные права и свободы человека, которые принадлежат ему от рождения и другие.

Конституционно-правовой конфликт специфичен и по характеру своей идейно-правовой компоненты, в качестве которой выступают противоречия между политико-юридическими взглядами людей и соответствующими нормами, а также коллизии в содержании последних. Последние были обнаружены и устранены в своей значительной части в результате деятельности администрации вновь образованных федеральных округов. Только за неполный 2000 год 3300 нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации были приведены в соответствии с центральным законодательством. Плюрализм мнений как принцип демократического государства неизбежно дает о себе знать в процессе развертывания конституционно-правовых конфликтов, так как в результате этого возникает критика деятельности существующих институтов власти, должностных лиц, их представляющих, особое видение содержания наличных законоположений.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)