АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «политическая элита», типология элит

Читайте также:
  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  4. I. Общее понятие о залоговом праве
  5. I. Общее понятие о лице в праве
  6. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  7. I. Общее понятие об опеке
  8. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  9. I. Понятие о договоре
  10. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  11. I. Понятие о семейном праве
  12. I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении

Политическая элита – это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государ­ством (партиями, другими политическими институтами). На государ­ственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счет этого пути и формы его политического развития. Политическую элиту можно определить как группу лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определен­ных политических ценностей и целей и контролирующих процесс при­нятия решений. Основные функции политической элиты- принятие и кон­троль за реализацией решений, раскрывающие ее центральную роль в управлении государством и обществом. - формирование и представление (презентация) груп­повых интересов различных слоев населения. - продуцирование политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различ­ные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Благодаря своим функциям, политическая элита является веду­щим звеном, направляющим развитие общества.

Политическая практика даже развитых и стабильных демократических обществ показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде к власти причастен узкий круг лиц — правящее меньшинство. Его главное назначение состоит в принятии важнейших политических решений, которое обязаны признавать и исполнять массы (большинство). Создателями концепции элиты были теоретики итальянской школы политической социологии Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, Ж. Сорель. Эту школу называют макиавеллистской, поскольку именно Н. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу общества, стал рассматривать ее как политическую реальность, как практику. Наблюдения за фактами политической жизни выявили то общее, что свойственно данной концепции элиты: рассмотрение элиты как сплоченной группы, обладающей исключительными качествами и осознающей свое превосходство над всеми остальными. Доктрина «политического класса» Г. Моска Для обозначения элиты Г. Моска использовал такие определения как ≪политический класс≫, ≪господствующий класс≫. Идею о ≪правящем классе≫ Г. Моска выдвинул в ≪Основах политической науки≫. Власть не могут осуществлять ни один человек, ни все граждане сразу. Как считал Г. Моска, ≪политическое руководство осуществляется особым, т.е. организованным меньшинством≫. Прежде всего меньшинство управляет большинством потому, что оно организовано. Кроме того, правящее меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами.Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные политическому классу, достигаются благодаря наличию у него организации, структуры. Именно они позволяют правящему классу сохранять власть. Сам правящий класс неоднороден, он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы ≪высшего начальства≫ (что-то вроде ≪сверхэлиты≫ внутри элиты) и гораздо более многочисленной группы ≪начальников среднего звена≫. Доступ в политический класс предполагает наличие у индивидов особых качеств и способностей. Г. Моска указывал на три способа обновления правящей элиты: наследование, выбор и кооптацию. Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: с одной стороны, стремление его представителей сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым, у общества сокращаются способности к развитию, оно стагнирует. Если доминирует вторая тенденция (демократическая), то доступ в правящий класс не вызывает затруднений и происходит его быстрое обновление. Но в таком случае возникает опасность нарастания нестабильности, политических кризисов. Необходима определенная стабильность правящего класса, чтобы проникновение в него новых элементов не происходило слишком быстро и не было значительным по своей численности. К ооптация - волевое введение новых членов в правящий класс.В зависимости от принципа передачи политической власти Г. Моска выделял два типа политического управления: автократический и либеральный. В первом случае власть передается сверху вниз, а во втором — власть делегируется снизу вверх. Однако Г. Моска отмечал возможность и сочетания двух типов политической организации в представительных правлениях, когда высшее должностное лицо избирается всеобщим голосованием, а затем оно назначает членов правительства. Теория элиты В. Парето Теорию элит В. Парето изложил в ≪Трактате всеобщей социологии≫. Обоснование роли элиты В. Парето выводил из концепции социальногоравновесия, к которому стремится общество как система. Используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов. Совокупность групп индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, получает наименование элиты. Элита разделяется на две части: п равящую элиту≫ и ≪ неправящую ≫. Иногда используются термины ≪господствующая группа≫ в рамках ≪правящей элиты≫, которая фактически владеет властью. ≪ Высшая страта≫ — это индивиды, непосредственно и эффективно участвующие в управлении, а к ≪неправящей элите≫ относятся те, кто не участвует в принятии управленческих решений. Управляющий, относительно малочисленный класс может удерживаться у власти частично силой, а частично благодаря согласию со стороны большей части подчиненного класса. Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите необязательно наследуется: дети могут не обладать всеми выдающимися качествами своих родителей. Постоянно идет процесс замены старых элит новыми, которые по происхождению являются выходцами из низших слоев общества. Необходимость подобных изменений обусловлена тем, что прежние элиты ≪теряют свою энергию». Все социальные преобразован определяются ≪циркуляцией элит≫, т. е. системой ≪обмена≫ людей между двумя группами— элитой и остальным населением. Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток ≪лучших≫, ≪достойных≫. Кроме того, циркуляция элит влечет за собой циркуляцию идей. Однако это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции. Тогда же, когда элита полностью замкнута и превратилась в касту, она утрачивает способность управлять и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть. Отсутствие обновления и притока новых сил порождаетнедовольство элитой внутри общества. Тогда смена элиты осуществляется с помощью революции. Концепция олигархии Р. Михельса Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал РобертМихельс (1876—1936), ставший одним из идеологов фашизма и другом Муссолини. Феномен олигархии, согласно Р. Михельсу, ≪объясняется частично психологически (психология масс и психология организаций), частично органически (законы структур, организаций)≫, причем главную роль играют факторы первой группы. Поведение ≪господствующего класса≫ в условиях демократии во многом обусловливается воздействием ≪массы≫ на политический процесс. Понятие ≪массы≫ у Р. Михельса имеет психологическое содержание и интерпретируется как совокупность психических свойств массового обывателя: политической индифферентности, некомпетентности, потребности в руководстве, чувстве благодарности вождям, потребности в почитании лидеров и др. Обладающие такими качествами ≪массы≫ неспособны сами организоваться и самостоятельно управлять делами общества. Среди групп, претендующих на власть в рамках парламентской демократии наиболее эффективными оказываются те, которые способны обеспечить поддержку своим целям со стороны организованных ≪масс≫. Возникает иерархия власти. Руководство организацией предполагает наличие профессионально подготовленных для этого людей, из которых формируется аппарат. Организация делит любую партию или профсоюз на руководящее меньшинство и руководимое большинство. ≪Профессиональное руководство≫ все больше отрывается от ≪масс≫. Во всех организациях лидеры имеют тенденцию противостоять рядовым членам, образуя более или менее закрытый внутренний круг, узурпирующий власть. Суверенитет масс оказывается иллюзорным. Так действует ≪железный закон олигархии≫. Олигархическая структура власти основана не только на стремлении вождей к своему увековечиванию во власти и укреплению собственного авторитета, но главным образом на инертности масс, готовых довериться немногим специалистам-профессионалам, и на техническихсвойствах политической организации. Сама политическая элита является продуктом национальной психики: ≪элитарный характер нации≫ стремится к воплощению в господствующих группах. В структуре ≪господствующего класса Р. Михельс выделил три самостоятельных элемента, взаимодействие которых обусловлено потребностями осуществления господства, — политический, экономический и интеллектуальный. Каждый раз в определенных исторических условиях реальная власть претворя ется ≪политико-экономическим≫, ≪политико интеллектуальным≫ и ≪волевым политическим классом≫. Кризис институтов парламентской демократии в Италии и Германии в 20-х годах выдвинул на первой роли ≪волевой политический класс≫. Воплощением идеала ≪волевогокласса≫, по мнению Р. Михельса, был итальянский фашизм во главе с с Б. Муссолини. Таким образом, итальянская школа политической социологии внесла значительный вклад в развитие не только политической наук областей обществознания (философии историиСОЦиологии, правоведения, социальной психологии и др’) В дальнеишем концепция элитизма нашла и новых своих сторонников и критиков элитизма Указывали на несовместимость ее с идеями демократии и самоуправления, критиковали за игнорирование

самостоятельной роли личности в политике, способности масс влиять на власть, за излишний психологизм в интерпретации мотивов политического поведения и оснований политического неравенства в обществе. Однако последователи концепции элитизма углубляли и развивали сформулированные классиками теории, основные положения в новых социальных условиях.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)