АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инновация

Читайте также:
  1. Инновационные стратегии.
  2. Лекция 4. 05.03.2012
  3. Осн. идеи русской социологической мысли по взгядам М.Ковалевского и Н.Михайовского
  4. Претерито-презентные и слабые виды глаголов»
  5. Типи теорій і моделі соціальної роботи.

Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Цель = род, вид успеха. Инновация может сопровождаться отвержением цели.

Ритуализм

. Этот тип приспособления "предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены". Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного индивида приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели. Это позиция чрезмерно осторожного человека, которая характеризуется, во-первых, стремлением во что бы то ни стало избежать опасности подвергнуться негативным социальным санкциям, во-вторых, желанием избежать опасностей, разочарований и неудач, а в-третьих, сильной приверженностью рутинному распорядку и сложившимся институциональным нормам. Таким образом, этот тип девиации в чем-то противоположен инновации с ее склонностью к риску и готовностью обойти социальные нормы в тех случаях, когда они встают препятствием на пути к желанной цели. Трудно сказать, какой из этих двух типов распространен в большей степени, однако, учитывая, что они как бы уравновешивают друг друга ("симметричны"), можно предполагать что они распространены примерно одинаково часто. Хотя такая гипотеза, конечно, нуждается в эмпирической проверке.

Ретритизм

. Этот тип можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди "не от мира сего" - отшельники, мечтатели. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких "странных" людей.

Мятеж.

Этот тип наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Мятеж, по определению Мертона, "представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним".

 

6) Учебник 116.

8) четырех - функциональнойпарадигмы. Она была определена как модель, предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном изменении внутри системы действительности, и особенно социальной системы. Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации - процесс, который, по-видимому, дает достаточно оснований обратить внимание на элемент раздвоения, то есть разделения прежней структурной единицы на две функционально и потому качественно отличные единицы.

Парсонс рассматривал подсистему как составную часть более общей системы действительности, другой составляющей которой является культурная подсистема, личностная подсистема и поведенческие организмы, - все это абстракции, аналитически вычлененные из реального потока социальных взаимодействий. Эти три подсистемы трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Такое толкование необычно, особенно в том, что касается представлений о личных свойствах индивидов. Ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее.

Различие четырех указанных подсистем носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих любым системам действительности, - это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации.

Первичная интегративная проблема любой системы действительности состоит в координации составляющих ее элементов, прежде всего человеческих индивидов, хотя в определенных целях в качестве субъектов действительности можно рассматривать и коллективы. Интегративная функция приписывает здесь преимущество социальной системе.

За культурной системой закрепляется в основном функция сохранения и воспроизводства образца, равно как и его творческое преобразование, если в социальной системе не первом месте стоят проблемы социального взаимодействия, то культурная система складывается вокруг комплекса символических значений-кодов, на основе которых они структурированы, особых сочетаний символов.

Личности индивида отводится главным образом исполнение целедостиженческой функции. Личностная система - исполнитель процесса действительности, воплощающий культурные принципы и предписания. На уровне вознаграждения, в смысле мотивации, главной целью действительности является обеспечение личных потребностей или удовлетворение личности.

Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. Все эти взаимосвязи представлены в таблице 1.

Таблица 1

Действительность

 
подсистема преимущественная функция  
социальная интеграция  
культурная воспроизводство образца  
личностная целедостижение  
поведенческий организм адаптация  
     

 

13) Основные точки зрения по определению политики
Первая точка зрения.
Политика – это система взаимодействия субъектов по поводу согласования их частных интересов при принятии общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества на основе целенаправленного использования его ресурсов.
Политика – это область отношений ее субъектов, предполагающих использование институтов публичной власти для реализации общественно значимых запросов и потребностей.
Политика – это деятельность по завоеванию и осуществлению государственной власти.
Внимание: при анализе определения политики необходимо помнить, что определение должно соответствовать всему классу явлений и учитывать как историю, так и современную практику, российский и зарубежный опыт.
Вторая точка зрения расценивает субъекта власти как некое абстрактное лицо. Эта позиция не учитывает эгоизм частного интереса субъекта власти. Это некий идеал, реализующий исключительно потребности общества, объектов власти – масс. Встает вопрос, реально ли это и каковы те самые общественные потребности. Не стоит забывать, что субъекты власти – это люди, имеющие свои персональные черты, склонности и мнения. Исходя из своих взглядов и возможностей они будут определять, что, по их мнению, необходимо обществу в данный момент. Их решения, конечно, не слепы и формируются с оглядкой на действительность, данные статистики, общественное мнение и т.д., но субъективизм принимаемых решений все равно будет присутствовать.
Например, новый губернатор Ивановской области, как человек религиозный, посчитал первоочередной общественной потребностью создание памятника расстрелянным в советское время священникам вместо строительства нового моста в городе Шуя.
Таким образом, в данном определении не учитывается, что субъект власти склонен к проявлению эгоизма, к ориентации системы управления на приоритетную реализацию своих частных интересов.
Объект присутствует в определении косвенно, в упоминании об общественно значимых запросах, но, как видим, эти запросы определяются вовсе и не объектом, т.е. определение по объекту не может быть доказано.
Третья точка зрения расценивает политику как способ достижения частных интересов отдельно взятой группы, захватившей власть. Согласно этой точке зрения политика будет представлять собой естественное состояние войны всех против всех, то есть гражданскую войну. В результате общество станет нежизнеспособным.
Проанализируем первое определение и приведем еще раз его формулировку.
Политика – это система взаимодействия субъектов по поводу согласования их частных интересов при принятии общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества на основе целенаправленного использования его ресурсов.
Субъектами политики являются те группы, которые осознали свой частный интерес и непосредственно принимают участие в принятии общего управленческого решения в целях его реализации.
Объектами политики выступают слои общества, которым нужно только обеспечение конкретного минимума реализации их естественных прав.
Роль объекта заключается в поиске и поддержке субъекта, который сможет обеспечить оптимальную эффективность использования общественных ресурсов реализации конкретного уровня прав его граждан.
Целью взаимодействия – точкой совпадения интересов субъекта и объекта – является обеспечение целостности, стабильности и развития общества.
Таким образом, данное определение доказано по субъекту, объекту и цели их взаимодействия.

1. Политика общества личной зависимости формируется в условиях господства натурального способа ведения хозяйства и отсутствия взаимовыгодных социально-экономических связей между участниками производства. Обеспечить целостность и стабильность страны, объединить общество, сформировать силы и ресурсы для защиты от врагов возможно только через предельную концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта политики – политического вождя. Вождь становится координатором взаимодействия аристократических или региональных элит при принятии общего управленческого решения. Эгоизм элит и их конкуренция в процессе принятии и реализации управленческих решений, а также потребность сохранить свои привилегии вынуждают их передать свои политические полномочия и право окончательного принятия политического решения доминирующему субъекту политики (монарх, генеральный секретарь, президент). В силу этого отношения доминирующего субъекта политики и аристократических или региональных элит – субъектов, участвующих в принятии решений, строятся на принципах личной зависимости. Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от личных качеств доминирующего субъекта политики, от его способности подобрать ближайший круг советников и управленцев – сформировать команду. Традиционно подбор кадров осуществляется на основе личной преданности, послушания, готовности выполнить любое решение доминирующего субъекта политики, который, в свою очередь, координирует интересы элит.
Функциональная роль доминирующего субъекта политики заключается в поддержании стабильности отношений элит и массы в целях обеспечения целостности и стабильности общества.
Массы как объекты управления воспринимают политику исключительно как сферу действия элиты – субъектов политики и снимают с себя ответственность за положение дел в обществе, руководствуясь принципом «рыба гниет с головы». Массы поддерживают концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта, поскольку не видят иных способов ограничения произвола конкурирующих элит и защиты определенного минимума своих прав. Интерес масс заключается в поиске гаранта реализации конкретного минимума прав человека и защиты от беспредела конкуренции элит. В силу этой антропологической потребности массы, как объект политики, поддерживают концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта политики. Эффективная политика доминирующего субъекта делает его символом и гарантом реализации минимума естественных прав масс. Эгоистическая политика доминирующего субъекта, игнорирующая проблему защиты минимума прав масс, делает его символом ненависти в глазах массы и приводит к выводу о необходимости смены доминирующего субъекта посредством бунтов, революции и гражданской войны.
Опыт развитых стран Запада наглядно убеждает, что потребность в расширении спектра реализации естественных и гражданских прав человека является движущей силой становления рыночного способа ведения хозяйства и товарно-денежных отношений. На основе этой потребности происходит переход от общества личной зависимости, ориентированного на волю доминирующего субъекта политики, к обществу экономической зависимости, граждане которого ориентированы на созидание, рост уровня и качества жизни, расширение степени защиты прав человека.
2. Политика общества экономической зависимости формируется на основе развитого рыночного способа ведения хозяйства. Между субъектами рынка сложились взаимовыгодные экономические связи. Для их развития и защиты от произвола власти (административных субъектов) доминирующие субъекты национального производства формируют институты политического представительства в формах избираемого парламента, верховного суда и президента. Полномочия представительных институтов политики разделены и сбалансированы с тем, чтобы политические решения принимались на основе всестороннего обсуждения, поиска компромисса в целях создания благоприятных условий развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Свободная индивидуальность, реализующая себя в созидании, превращается в важнейший фактор роста производительности труда, в общественное достояние. На этой основе формируется осознанная потребность общества в расширении степени защиты естественных и гражданских прав человека.
Личность, осознавшая свои права и обязанности, необходимость свободы и ответственности за нее, готовая к защите своих естественных и гражданских прав, становится гражданином. Во время выборов гражданин превращается в субъекта политики, делая осознанный и ответственный выбор, в период между выборами гражданин является объектом управления. Между субъектами политики, её институтами и гражданами формируется согласие по вопросу стратегии развития, а также способов её воплощения в жизнь. Общество осознало значение тех, кто способствует развитию национального производства, и ведет поиск сильных лидеров, способных сбалансировать интересы субъектов национального производства, повысить эффективность созидания, в том числе и методами политики. Общественное мнение гражданского общества сформировало экономические критерии эффективности политики:
а) рост объемов производства и занятости,
б) повышение уровня и качества жизни граждан,
в) расширение степени защиты естественных и гражданских прав человека.
Россия находится на этапе перехода от политики общества личной зависимости к политике общества экономической зависимости. Скорость этого перехода определяется способностью политических элит сформировать ценности созидания, разработать единые для всех групп общества принципы и нормы стимулирования созидательной активности и адекватного вознаграждения. Только на этой основе возникает осознанное единство между субъектами и объектами политики и появляются условия формирования человека Разумного – гражданина, участвующего (косвенно) в принятий решений и готового к их корректировке в соответствии со своими частными интересами.
Сущность политики. Основные определения и их анализ. Проследив основные этапы развития политики, попробуем дать ее определение. При этом следует учитывать:
· политика как сфера жизнедеятельности общества формируется на основе естественно-природных факторов и социально-экономических отношений субъектов общества;
· роль политики заключается в поиске вариантов согласования частных интересов конкурирующих групп в рамках общего управленческого решения;
· политика создает условия эффективного использования субъектами производства и общества национальных ресурсов, а также определяет границы реализации естественных и гражданских прав человека.

 

14) Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах:демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях,вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[2


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)