|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия по социологии1. Социальная мифология – это мифологическое сознание, чувственное, эмоционально-окрашенное представление о действительности, которое замещает и вытесняет подлинное знание.
2. Социальная утопия - идеализированные представления о будущем людей, не основанные на научном изучении закономерностей развития общества и не имеющие реальных оснований для их осуществления; произвольно сконструированный образ желаемого будущего человечества; своеобразная форма духовного творчества, социального действия и социальной критики, направленных на преобразование общества на справедливых основах.
3. Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объектами социологического познания могут являться: 1) глобальное мировое сообщество; 2) традиционное национальное общество; 3) микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); 4) индивид.
4. Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
5. Понятийный аппарат социологии -логичность, последовательность, точность и непротиворечивость знания, образующего целостность и завершенность конструкции науки. 6.Социальные отношения – отношения между группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе, имеющие соответствующий статус и социальные роли. 7. Закономерность Социальная - объективно существующая, повторяющаяся связь соц. явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельных подсистем. 8. Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. 3 большие группы: 1) структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы); 2) интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); 3) интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки). 9. Социологическая теория — это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними. 10. Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. 11. Позитивизм – парадигмальная гносео-метедологическая установка согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. По мысли Конта науки делятся на позитивные и негативные, позитивные могут принести непосредственную пользу для прогресса. И социология находится на вершине пирамиды этих наук 12. Субъективная социология - теоретич. воззрения на обществ.-историч. процесс ряда представителей народничества. Сформировалась в 19 в. и изложена в трудах П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Филос. база С. с.— позитивизм. Согласно С. с., личность, а не группа, есть осн. «единица» обществ. структуры, равно как и историч. развития. Субъективные «помыслы» и цели личности определяют её социальную деятельность. Кроме того, С. с. включала в себя этич. аспект — оценку исследователем социальных фактов с т. зр. своего обществ. идеала, нравств. позиций. С. с. включала общую схему историч. процесса, «теорию прогресса». У Лаврова история интерпретируется как вековечная борьба передового образованного меньшинства за прогресс, который в его глазах был синонимом гармонич. развития личности. У Михайловского история описывается как постепенный рост разделения труда, осуществляющийся в ущерб личности, «неделимого». Теоретики С. с. разрабатывали ряд конкретных проблем: взаимоотношения индивида и общества, роль личности в истории.
14. Социология марксизма – изучает закономерности и движущие силы их развития и функционирования в рамках обществ, формаций и исторического процесса в целом.
15. Материалистическое понимание истории - 1. Философский принцип, обосновывающий первичность обществ, бытия и вторичность обществ, сознания. 2. По Ф. Энгельсу - концепция, согласно которой определяющим моментом в истор. процессе является производство и воспроизводство действительной жизни, т. е. экон. условий, материальных отношений, детерминирующих все идеолог., обществ, отношения. 3. То же, что истор. материализм - принадлежащая Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются прежде всего экономическими факторами.
16. Социальное – это совокупность отношений между различными институтами, группами и общностями людей.
17. Социальная связь – совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других. 18. Социальная система – совокупность элементов (различных социальных групп, слоёв, социальных общностей), находящихся между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. возникает на основе общности людей. 19. Социетальная система. система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом. В качестве социетальной системы рассматривают общественную формацию, включающую функциональное взаимодействие ее основных структур – экономической, социальной, идеологической и политической. 20. Социальный статус –положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. 21. Социальная роль – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. с.р. связанная с определенной позицией индивида в социальной системе совокупности прав и обязанностей. 22. социальный контакт. форма осуществления соц. взаимодействия между людьми. начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами.
23. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. 24. Ролевой конфликт - состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.
25. социальные ценности Ценности – все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений и т. д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые, материальные и другие социальные ценности.
26. Социальные санкции – оперативные средства социального контроля в рамках требований социальных ролей. 27. Социальный контроль – механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов посредством нормативного регулирования.
28. Социальная стратификация – структурированное социальное неравенство, условия, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Теорию предложили: Вебер, Сорокин. 29. Социальное неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. 30. Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. 31. Общественный класс. относительно упорядоченная и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Общественный класс не является однородной массой, а имеет сложную внутреннюю структуру. имеется внутриклассовая дифференциация по уровню доходов, квалификации, образу жизни и другим признакам
32. Социальная мобильность – изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. 33. Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения. 34. Маргинализация – процесс деградации человека, потеря им прежнего статуса, превращение в социальное явление, не типичное для данного цивилизованного общества. промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. (маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), часто приводит к массовому понижению социального статуса)
35. Расса. система популяций живых существ(чаще применяется по отношению к человеческим популяциям), характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
36. Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием. 37. Нация – историческая общность людей, характеризующаяся общностью их происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющаяся в общности их национального сознания и самосознания. 38. Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. 39. Институциализация. выработка норм права в какой-либо области общественных отношений (институтов), тех или иных форм общественного устройства./ процесс упорядочения, формализации и стандартизации чего-либо. / учреждение социальных институтов. 40. Деинституциализация. (расформирование соц. институтов) 41. Аномия - состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. Аномия – состояние общества, при котором прежняя нормативная ценностная система утрачивает свое воздействие на повидение людей, а новая еще не создана.
42. Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Семья как социальный институт – особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. 43. Брак – гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи, рождения детей.
44. Социальная общность – совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. 45. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга.
46. Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Различают контактные круги (социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте); профессиональные; дружеские; статусные, социальные круги.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |