АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события

Читайте также:
  1. C. Последствия для превентивных действий
  2. D. Последствия для стратегии миростроительства
  3. E. Последствия для доктрины и стратегии поддержания мира
  4. I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  5. I. Рондо и его исторические формы.
  6. III. Вызов скорой медицинской помощи (если Вы не выполнили этого ранее).
  7. III. После этого раненую конечность лучше всего зафиксировать, например, подвесив на косынке или при помощи шин, что является третьим принципом оказания помощи при ранениях.
  8. III. Принятие решения, заполнение протоколов и комментарии
  9. X. Исторические науки о культуре
  10. А вот этого нельзя
  11. А вот этого нельзя
  12. А вот этого нельзя

При ВладимиреI произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак - византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Корсуни (Херсонес) в 988г..

Причины принятия Русью христианства:

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя Руси:

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

Вернувшись в 988г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет, так как жители многих городов ожесточенно сопротивлялись введению христианства. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники - Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200-300 лет христианство было принято всем народом. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

1) церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси;

2) принятие христианства уравняло Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей;

3) церковь способствовала формированию и развитию боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

5) церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

6) христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.

 

5. Культура Древней Руси (Х-ХIII) письменность, литература, зодчество, живопись.

Это время господства средневековой культуры, для нее в первую очередь характерны общая замедленность темпов развития. Характерной чертой этого времени является традиционализм, следование образцам, а также господство в идеологии религиозного мировоззрения. Многие памятники культуры того времени сгорели во время нашествия ордынцев в 1382г. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен. Она испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. В начале 13 века культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

Письменность и просвещение: основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и богословие, грамматику, риторику. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов (их называют граффити). Обнаружено более 700 берестяных грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове – письма различного содержания.

Литература: от домонгольского времени до нас дошли 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово евангелие". Широкое распространение получила переводная литература. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Самая знаменитая это "Повесть временных лет", составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 в. Другой распространенный жанр – жизнеописания русских святых. Наиболее известные произведения "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, а также бессмертное "Слово о полку Игореве". Также широкое распространение получили былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников. В то время книги писались на пергаменте.

Архитектура: До конца десятого века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений – это 25-главая церковь, возведенная в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). При Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов (1037 г.) Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Также был возведен Спасский собор в Чернигове. Принципы строения храмов были заимствованы из Византии. Также складывались различные архитектурные художественные школы. Большинство храмов 12-13 веков – одноглавые. Наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Характерные черты белокаменной архитектуры – изысканность, стройность и пояс, проходящий по середине здания. Памятники, сохранившиеся до наших дней – Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, остатки дворца князя Андрея в Боголюбове, церковь Покрова и соборы Суздаля.

Живопись: Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения того времени сохранились в Софии Киевской. Мозаика – это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора или керамики. Мозаикой выполнена огромная фигура богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым изображением храма были иконы. Иконы и мозаики были написаны греческими мастерами. Самой распространенной иконой была Богоматерь с младенцем на руках, выполненная неизвестным греческим живописцем. Она получила название Богоматерь Владимирская. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Имена русских иконописцев 11 века – Олимпий, Олисий, Георгий. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)