АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наши ориентиры

Читайте также:
  1. ОРИЕНТИРЫ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
  2. Установим ориентиры?
  3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  4. Ценностные ориентиры содержания курса

Все нынешние рассуждения о будущей судьбе России так или иначе сводятся к социально-политическим интересам определенных классов, наций, религий, наконец, и социально-политической природе человека как такового (вспомним столь популярный еще недавно лозунг «общечеловеческих ценностей»). При этом каждый политический субъект приводит свои единственно правильные доводы, рассматривая аргументы прочих лишь как очередной миф. Истина в таком споре не рождается, а гибнет, и все призывы взяться за разум и найти золотую середину остаются гласом вопиющего в пустыне. Никто не желает поступиться своими интересами во имя других. В политике ищут не истину, а выгоду, и поэтому истины в вечном споре между правыми и левыми не найти. Между тем, необходимость нахождения критерия оптимального пути развития российского общества становится все более насущной. Нынешнее состояние России однозначно определяется понятием кризис. Кризис – это такая ситуация, когда жить по прежним законам невозможно, и надо принять новые законы, или погибнуть. И если кто-то сумеет доказать, что система, вошедшая в кризис, изменить законы своего бытия не в силах, то следует столь же безусловно признать, что эта система (в данном случае Россия) погибнет, Гибель эта не обязательно означает физическое вымирание, но в любом случае это утрата самоидентичности. Так, на земле Древнего Египта ранее располагалась Арабская Республика Египет, но эти государства совершенно разные. И нынешним россиянам отнюдь не все равно, какая Россия пребудет в третьем тысячелетии от Рождества Христова.

Из множества проблем, в ракурсе которых следует рассматривать ближайшее российское будущее, необходимо выделить три важнейших:

1. Может ли в России, хотя бы в принципе, быть построено демократическое общество и правовое государство?

2. К каким социально-экономическим и политическим последствиям приведет продолжение нынешнего курса либерально-демократических реформ?

3. Каковы должны быть ближайшие стратегические и тактические шаги по выводу России из кризиса?

Зададимся вопросом: на каких социально-экономических основах держится демократия на Западе и в какой мере нужно рассчитывать воспроизвести эти основы во всех остальных странах, включая Россию?

Государств, бесспорно признаваемых демократическими, всего примерно два десятка (Западная Европа, США, Канада, Мексика и Япония), т.е. едва набирается десятая часть всех стран планеты. В них обитает около миллиарда человек, или каждый шестой житель Земли. В то же время этот «золотой миллиард потребляет 5/6 ежегодного валового продукта мировой экономики; соответственно остальные 5/6 населения Земли потребляют 1/6 мирового пирога. Иными словами, если там на одного едока приходится пять тарелок, то здесь на пять едоков одна. Разница в душевом потреблении в 25 раз, и из года в год она возрастает. При этом совершенно не важно, назовем ли мы такое положение неоколониализмом или естественным всемирным разделением труда, признаем ли, что оно держится на агрессии сильных против слабых, или на мощи доллара, или на замечательных талантах, трудолюбии и высокой культуре жителей передовых стран. Все это в конечном итоге не имеет принципиального значения, важен сам факт: они так или иначе, оказались в десятки раз богаче нас и эта колоссальная разница позволяет им, обходясь без разрушительной классовой борьбы, играть на мировой арене роль совокупного буржуа при удержании остальных пяти миллиардов в роли совокупного пролетария.

Именно эта, исключительно выгодная монопольно оккупированная и ревностно охраняемая мировая политико-экономическая ниша, эта функция мирового гегемона и позволяет двадцатке лидеров не иметь внутри себя пролетариев, сформировав вместо них мощный, сытый, всем довольный средний класс, на котором только и может держаться любая демократия. Стань эти страны чуть беднее, лишись возможности распределять во всемирном масштабе белую работу белому, а черную – черному, и придется вновь, как во времена оные, выжимать соки из своих, а этого там не желают не только верхи – они-то в конце концов всегда верхами и останутся, но прежде всего массы, тот самый средний класс, которому в таком случае пришлось бы вновь влезть в рубище Марксова пролетария.

Итак, богатые страны не поделятся своими благами с бедными, хотя последние, особенно их элитные слои отнюдь не прочь пожить по-американски. Но чтобы нам, русским, а так же китайцам, индийцам, африканцам, т.е. всем остальным не золотым пяти миллиардам жить по современным политическим западным меркам, надо достичь соответствующего экономического уровня, т.е. стать хотя бы раз в двадцать богаче. Они, естественно, этого не допустят: сильная Россия, Китай, Африка и т.д. не нужны им ни под какой – коммунистической, демократической или имперской – эмблемой. Мы все им необходимы не в качестве сотрапезников, а в качестве рабов, в каковой роли и можем быть допущены в мировое сообщество. А все разговоры о единых целях, идеалах, общечеловеческих ценностях и т.д. лишь лицемерно прикрывают эту горькую истину. Но дело не только в нежелании Запада пускать лакеев за барский стол. Если бы все же мы когда-нибудь и достигли их нынешнего уровня жизни, то даже при условии, что их уровень остался бы прежним, общее потребление землянами всех благ промышленности и сельского хозяйства возросло бы в те же двадцать с лишним раз. Но Земля уже теперь находится на грани истощения всех ключевых природных ресурсов, а святая вера в науку, которая без особых хлопот снабдит каждого по потребности, давно и необратимо миновала. Так что не только политика, вершащая свои дела по Дарвиновским законам, но и экономика и экология не дают нам никаких шансов ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем зажить по-американски. Если же спросить социологию, то она ответит: найдите какую-нибудь планету, где жило бы впятеро больше народу, чем на Земле, и заставьте их работать на вас, как ныне ваши пять миллиардов работают на один миллиард, и вот тогда, возможно (хотя вовсе не обязательно), все земляне и станут сплошным средним классом и воцарится общечеловеческая демократия. Ибо демократии нет без обслуги, средний класс без низшего – это благая мечта, а не историческая реалия. Чтобы иметь демократию у себя дома, те же США, и не только они, заботливо поддерживают во всем мире десятки банановых республик, в число которых, в конце концов, угодили и мы.

Возможны три пути дальнейшего развития России.

Первый – окончательное превращение в колонию Запада.

Второй – реставрация социализма с неизбежным повторением пути к дикому капитализму.

Нашу партию не устраивает ни один из этих вариантов, поскольку любой из них означает гибель России.

Мы предлагаем третий путь:

Опора на собственные творческие силы народа и внутренние ресурсы страны при устранении государственно-рабовладельческой экономической базы и тоталитарной политической надстройки с заменой их на многоукладную экономику и демократическое правовое государство. Класс бюрократии, оставшийся с времён СССР, в нынешнем смысле слова при этом исчезнет, 2 миллиона «чистых» бюрократов из 18-миллионной массы, не умеющий ничего, кроме как управлять по законам иерархически организованного механизма, должны будут либо уйти на пенсию, либо научиться чему-нибудь полезному для общества. Остальные 16 миллионов – это «бюрократы поневоле», т.е. носители полезных знаний и навыков, насильственно включенные в бюрократическую машину и вынужденные под гнетом тоталитарного режима подавлять инициативу не только других, но и прежде всего свою собственную. Миллионы учителей, врачей, агрономов, инженеров, ученых – настоящих интеллигентов, приносящих громадную пользу стране, вынуждены тратить уйму времени и сил для составления отчетов, планов и приказов, держащих в узде государственного рабовладения все общество. Тоталитарная система не только ставит над тружеником надзирателя-бюрократа, но и поселяет бюрократа внутри его самого. Избавление массы трудящихся от паразитарных бюрократических функций в огромной степени повысит их творческий потенциал. Чем меньше будет в трудящемся бюрократа, тем больше будет в нем интеллигента, рабочего, крестьянина. Ликвидация бюрократии как класса есть ликвидация не людей, этот класс составляющих, а социальных функций тоталитарно-бюрократического управления обществом. И если со стороны верхних двух миллионов бюрократии естественно ожидать самого отчаянного сопротивления, то «бюрократы поневоле» в массе своей охотно отсекут от себя раковую опухоль бюрократизма.

Кем будет управляться тогда наша экономика? Социальную основу ее будут составлять труженики-собственники. Это и рабочие, выкупившие предприятия у государства, и свободные фермеры-землевладельцы, и трудовые кооператоры города и деревни, и арендаторы. Суть проблемы освобождения трудящихся от государственного рабовладения – в предоставлении им прав подлинных хозяев всех орудий и средств производства, сюда входит также неотъемлемое право на продажу своей рабочей силы любому работодателю на взаимовыгодных условиях.

Экономика должна быть многоукладной и конкурентной, и задача государства должна состоять в поддержании многоукладности и конкуренции производителей, в недопущении монополизма, в охране прав собственников всех средств производства и рабочей силы. На фоне этих общих моментов необходимо выделить несколько обстоятельств, имеющих особое значение для России:

1. Избавление экономики от органически ей не присущей, навязанной ей командно-административной системой воспитательной функции (социалистическое соревнование, встречные планы и т.п.). Экономика должна быть сферой производства материальных благ и услуг, а не воспитательным заведением.

2. Представление ключевых функций управления предприятиями кооперативного, арендного, акционерного и государственного секторов трудовым коллективам, которые должны стать первым оплотом социальной защищенности трудящихся. Это поможет справиться, в частности, с таким неизбежным бичом рыночной экономики (особенно кризисных и переходных периодов, вроде нынешнего), как безработица. Коллектив может, например, принять решение в случае сокращения рабочих мест вдвое, не увольнять половину своего состава, а работать всем вдвое меньше и получать вдвое меньше, что позволит избежать ликвидации кадров и выиграть время, на протяжении которого избыток рабочих рук найдет себе новые места. Этот метод с успехом применялся в Швеции во время кризиса 1929—1933 годов.

3. Возвышение социальной роли интеллигенции, решение проблемы интеллектуальной собственности, придание последней твердых юридических гарантий. Без этого любые планы стимуляции научно-технического прогресса России останутся утопией. Необходимо, в частности, скорейшее создание хозрасчетных внедренческих фирм. Это будет лучшим способом облегчить извечно горькую судьбу изобретателя и насытить Россию современной техникой, не тратя миллиарды на импорт иностранного оборудования и не впадая в технологическую зависимость от заграницы.

4. Решение аграрного вопроса путем передачи всех арендных поземельных полномочий органам местного самоуправления без каких-либо опосредующих звеньев. Давать землю в аренду должен только орган местного самоуправления, избранный местным населением на демократической основе, а брать – любой индивидуальный или коллективный земледелец при полном равенстве всех юридических условий, за исключением иностранных граждан и корпораций, а также совместных предприятий, права которых следует существенно ограничить. Неисполнение этого давно назревшего решения способно поставить страну на грань голода и экономического залога, что создает идеальные условия для реакционного переворота.

5. Развитие системы банковского кредита, оборота акций и других ценных бумаг и совершенствование экономического законодательства, направленное на преимущественную поддержку малого и среднего товаропроизводителя и недопущение экономического монополизма в любых его формах.

Единственным социальным инструментом, способным с минимальными издержками решить ключевые проблемы российского общества, является демократическое правовое государство, переход к которому составляет центральную задачу развернувшегося в стране общественного движения, Важнейшим условием достижения этой цели является становление многопартийной политической системы.

Итак, мы предлагаем третий путь – социал-патриотизм. Путь, по которому Россия ещё не шла. Истоки этого пути мы обнаруживаем в феномене русского народничества второй половины XIX века.

Благо любого народа складывается из двух начал – национального и социального.

Корень национальной идеи – это уважение нации к самой себе, а каждого её члена – к нации в целом, к её языку, обычаям, культуре, духовным ценностям, отстаивание её интересов везде и во всём от житейских поступков до государственных дел.

Нация, забывшая об этом, вырождается и сходит с исторической арены, становясь в лучшем случае генетическим сырьем для формирования других наций. Тот, кто снимает с себя последнюю рубаху для помощи другим, добьётся лишь того, что с него сдерут и кожу. Успех Японии обусловлен не только исключительным трудолюбием японского народа, но едва ли не в большей мере тем, что там мы не встретим, ни одного не японца не только на государственных и общественных должностях, в бизнесе, литературе и искусстве, но даже за заводским станком. И потому Япония такова, какова есть.

Корень социальной идеи – социальная справедливость, одна из вечных и подлинных ценностей человечества. Не разнузданная либеральная свобода, где из всех прав личности, по сути, уважается лишь одно – право сильного пожирать слабого и не равенство во всём, достижимое лишь в казарме, а оптимальное соотношение прав и обязанностей, свободы и долга – Закон, основанный на совести и вековых духовных ценностях народа.

Свобода, личная инициатива – это огонь, дающий энергию всем сферам общественной жизни. А Закон – это печь, этот огонь ограничивающая, заодно создающая необходимую ему тягу. Пока огонь горит в печи, он служит нам; вырвавшись наружу, он пожирает наше добро и нас самих. Ни огонь, ни печь друг без друга пользы не принесут. Сильное государство, воплощающее народные идеалы справедливости – это истопник, не допускающий ни холода, ни пожара. И топить в России он должен так, как это нужно нам в нашем климате, а не по заморским рецептам.

Чтобы нормально ходить, человеку надо иметь две ноги. Чтобы нормально жить, народу надо иметь в своей идеологии два начала – национальное и социальное. Величайшей и, увы, неизменной на протяжении двухсот лет бедой России было категорическое противопоставление этих идей. Приверженцы каждой из них, искренне радея о благе Родины, считали сторонников другой средоточием всех зол. Отсюда и доныне проистекает львиная доля всех наших напастей. Были у нас эксплуататоры, консерваторы, реакционеры и с другой стороны – народники, революционеры, и каждый из этих лагерей имел свои внутренние деления. Наряду с делением «за власть – против власти» не менее значимым было деление «за Запад – за Россию», накладывающиеся на первое как бы крест-на-крест.

Свои почвенники и западники были не только в лагере власти, но и в лагерях как умеренной, так и непримиримой оппозиции. Раскол по линии «Запад – Россия», неумение и нежелание сочетать «ихнее» и «нашенское» нанесли России не меньший ущерб, нежели классический конфликт красных и белых. И покуда национальная и социальная идеи не сольются воедино в сознании и делах русского и всех коренных народов России, мы будем вместо одного здорового тела иметь двух одноногих инвалидов, прыгающих один на правой, другой на левой ноге, нещадно дубасящих друг друга обломками костылей.

Между тем, эти идеи по своей природе не только не исключают, а органически дополняют друг друга. Их раскол – плод усилий злейших врагов России. Необходимо, чтобы двуединая идея российского социал-патриотизма, пока не поздно, овладела возможно большей частью культурной и управленческой элиты, политиков, бизнесменов и распорядителей всех рангов, ученых, педагогов, инженеров, врачей, рабочих и крестьян всех экономических сфер и всех форм собственности. Иначе Россия навсегда утратит шанс вернуть себе статус не только державы, но даже просто независимой страны и окончательно превратится в колонию, в дверной коврик, о который преуспевающие соседи будут со смаком вытирать ноги.

Социал-патриотизм – не плод абстрактной теории, а практика всех развитых современных государств. И именно социал-патриотизм, а отнюдь не демократия, есть стержень их успеха в нынешнем мире. Это как раз то, чему нам россиянам можно и должно поучиться у Запада и Востока с великой пользой для себя.

Социал-патриотизм проявляется в политике прежде всего как целенаправленная защита отечественной экономики: во-первых – от внутренней рыночной анархии (сильный государственный сектор, планирование, регулирование всех экономических параметров как чисто экономическими, так и директивными методами); во-вторых – от конкуренции иностранных государств; в-третьих – от бесконтрольного экспорта (проще говоря, разбазаривания) отечественных ресурсов, продуктов физического и умственного труда нации. Это забота об отечественной науке и культуре, о духовной и нравственной чистоте народов России. И, наконец, это мощная и всесторонняя система социального обеспечения населения, направленная не на помощь нищим, а на исключение (в идеале) нищенства вообще. В целом, это отстаивание государством коренных интересов нации, поддержка всего, что помогает ей жить и беспощадное пресечение всего, что способствует её ослаблению или гибели.

Нация, где свято соблюдают идею национальную и идею социальную – это великая нация, великая, прежде всего качеством жизни народа и его достоинством, честью и внутренним ладом. Нация, где игнорируют хотя бы одну из этих основ – колония, у которой, если упущен последний, отмеренный историей, срок уже не достанет сил возродиться. Нация, где забыли то и другое – труп.

Спасение России – в преодолении, навязанного ей лукавой силой, противоестественного раскола между защитниками русского и всех коренных народов России и защитниками трудового народа. Программа конструктивных сил Отечества, по существу, уже готова, но лежит пока в разных папках – национальной и социальной. Следует не размениваться на нужные лишь нашим недругам споры, а объединить всё, созданное двумя флангами здоровых патриотических сил, под знаменем всероссийской национальной идеи. Помнить народную мудрость: кто не хочет зависеть от друзей, будет зависеть от врагов. И всякий, кто в угоду личным амбициям или партийным догмам отринет союз россиян перед лицом общего противника, разделит с ним вину за погубление России.

Мы за полное отрезвление нашего народа, вконец замученного бюрократами, буржуа-спекулянтами и мафией. Или пьянство победит Россию, или Россия победит пьянство. Пока полностью не отрезвеем – никакие программы не будут реализованы.

Только трезвая Россия будет великой!

Мы, социал-патриоты, союз всех истинных патриотических и демократических сил, видим Россию трезвой, великой державой, свободной и богатой, где царит Закон и социальная справедливость. Мы одолеем всех, кто предал интересы Родины в угоду Западному капиталу. Кто выступает за возврат к отжившему прошлому.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)