АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных идеологий

Читайте также:
  1. I Тип Простейшие. Характеристика. Классификация.
  2. I. Электрофильтры. Характеристика процесса электрической очистки газов.
  3. II.2 Стилистическая характеристика рекламного текста
  4. III. Социолингвистическая характеристика
  5. V. Определение основных параметров шахтного поля
  6. VIII. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества
  7. А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  8. А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  9. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  10. Алгоритм действий (лечебная тактика) при основных АС
  11. Амортизационные отчисления основных фондов
  12. Амортизация основных средств

Либерализм. Сформировался в конце XVII–XVIII вв. на базе политической филосо-

фии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита и др. и под сильным влиянием

буржуазных революций XVII–XVIII вв. Своими корнями либеральные идеи уходят в еще

более древние эпохи. Некоторые принципы, взятые на вооружение либеральной идеологией,

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

были знакомы человечеству со времен античной цивилизации, эпоха Возрождения выдви-

нула проблему ценности человеческой личности, эпоха Реформации – идеи веротерпимости

и т. д.

Термин «либерализм» вошел в широкое употребление только в первой четверти XIX в.

Слово «либерализм» происходит от латинского слова liberalis – свободный. Первоначально

либералами называли группу депутатов-националистов в испанском парламенте. Впослед-

ствии термин был заимствован для обозначения названий политических партий в странах

Западной Европы. На сегодняшний день либерализм рассматривается как особая идеология.

Рассмотрим основные идеи и принципы, характерные для классического либерализма.

В мировоззренческой области:

– рационализм;

– космополитизм (от греч. kosmopolites – гражданин мира), свобода от группировок,

классовых и националистических предрассудков;

– гуманизм, признание абсолютной ценности человеческой личности, приоритета

частного над общественным;

– демократизм.

В политической области: верховенство закона и свобода человека в рамках закона:

– идея правового государства и договорного происхождения государства. Представле-

ние о роли государства как «ночного сторожа»;

– идея естественных неотчуждаемых прав человека;

– признание основных свобод и прав граждан;

– принцип разделения властей (на исполнительную, законодательную и судебную);

– идея парламентаризма;

– идея политического плюрализма.

В экономической области: свободная экономика:

– требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства;

– простор для частной инициативы;

– свободный рынок;

– создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В XX в. во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. классические либе-

ральные методы управления не могли помочь справиться с ситуацией, и тогда стали звучать

мысли о том, что государство должно усилить свою роль и выступать защитником людей

от негативных сторон рынка. В 30-е гг. XX в. сложился неолиберализм, который, в отли-

чие от классической идеологии, предполагает расширение социальных функций государ-

ства, допускает вмешательство государства в экономику с целью создания благоприятных

условий для конкуренции.

Консерватизм. Как следует уже из буквального перевода этого термина (от лат.

сonservo – сохранять, охранять; conservator – охранитель), эта идеология охранительной

направленности, ориентирована на поддержку и сохранение существующих общественных

институтов, традиционных ценностей, отстаивает приоритет преемственности перед инно-

вациями.

Оформление консервативной идеологии, так же как и либеральной, происходило в

первой половине XIX в. Консерватизм возник как реакция европейской общественности на

Великую французскую буржуазную революцию (1789–1794). Родиной консерватизма счи-

тается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда

Берка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впо-

следствии основой консервативной идеологии. К числу основателей этой идеологии также

относят Ф. Новалиса, А. Мюллера, Ж. де Местра, Ф. Ламенне, У. Вордсворта и других.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В числе основных постулатов, на которых базируется консервативная идеология,

можно перечислить следующие:

– пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого

разума;

– ориентация на авторитет государства;

– общественная стабильность, гарантии которой обеспечиваются благодаря сохране-

нию ценностных устоев (семейных, национальных, религиозных), передающихся из поко-

ления в поколение;

– сохранение существующих институтов. Стремление к преобразованию и воплоще-

нию идеальной модели общественного устройства рассматривается как опасное; развитие

должно происходить крайне осторожно, с опорой на постепенно, из поколения в поколение,

накапливаемый положительный опыт;

– отрицание возможности социального равенства между людьми;

– скептическое отношение к парламентаризму и выборным институтам власти;

– частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка; власть

должна предоставляться людям только на основе собственности, так как те, кому есть что

терять, не склонны к авантюрам; человек, умело распоряжающийся своим капиталом, лучше

позаботится и о государственном хозяйстве.

Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине

XX в. консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, и появился

неоконсерватизм. В отличие от классического консерватизма, неоконсерватизм – весьма

динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее. Осо-

бенно популярен он был в 70—80-е гг. в США, ФРГ, Великобритании («тэтчеризм» в Вели-

кобритании, «рейганизм» в США).

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

– к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отноше-

ния;

– признается приоритет свободы; социальное равенство – невозможно и несовместимо

со свободой;

– необходимо сочетать демократию и власть элит, поскольку в чистом виде демократия

– это миф;

– главное право личности – право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;

– неоконсерватизм выступает за «сильное государство», опирающееся на средний

класс, но при этом государство не должно ущемлять личные права и свободы граждан.

Социалистическая ____________идеология. Существуют различные разновидности социалисти-

ческой идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение

социал-демократической идеологии, но все их объединяет ряд общих принципов. Для всех

идеологий социалистического плана характерны:

– материалистическая трактовка общественной жизни;

– социально-классовый подход к общественным явлениям;

– гуманистический характер конечных целей;

– социальный коллективизм;

– исторический оптимизм.

Формирование социализма как политической идеологии относится к первой половине

XIX в., однако истоки социалистической мысли исследователи видят в мифе о первобыт-

ном равенстве, в социальных идеях христиан, милленарийских ересях, в трудах Т. Мора и

Т. Кампанеллы, учении диггеров и т. д. Термин «социализм» происходит от лат. socialis –

общественный. Появление термина «социализм» в 1827 г. было связано с деятельностью

так называемых «социалистов-утопистов» К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они кри-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

тиковали пороки капитализма, противопоставляя ему проекты идеального строя. Главное

внимание социалисты-утописты отводили социальным проблемам: нищете, эксплуатации,

социальному паразитизму, неравенству и т. п. Идеальное общество связывали с расцветом

промышленности и сельского хозяйства, с плановым производством, с обязательным всеоб-

щим трудом. К частной собственности относились по-разному. Выступали за мирный пере-

ход к новому социалистическому строю. Отрицательно оценивали революции, отождествляя

их с насилием, хаосом и разрушениями. Считали, что в будущем идеальном обществе, за

ненадобностью, отомрут государство и право. В нынешнем состоянии утописты негативно

относились к государству и политике, считали, что не политические реформы, а просвеще-

ние и организация производственных кооперативов помогут постепенно перейти к новому

строю.

Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Марксистская идеоло-

гия складывается в середине XIX столетия, на основе критической переработки идей немец-

кой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит) и уто-

пического социализма. Термин «коммунизм» (от лат. сommunis – общий) был введен в

философский оборот в 1840 г. Теоретики, разрабатывавшие коммунистические идеи (Маркс,

Энгельс), считали социализм лишь первой фазой коммунизма и стремились к построению

бесклассового коммунистического общества. Выступали против частной собственности,

эксплуатации; за общественную собственность, всеобщий труд. Коммунизм связывали с

изобилием, удовлетворением всех разумных потребностей человека. В будущем обществе,

по мнению марксистов, отомрет государство, установится общественное самоуправление,

на смену правовым придут нормы морали. Одной из ключевых в марксизме является эгали-

тарная идея: всеобщее тотальное равенство людей, а не только стартовых возможностей, как

у либералов. Марксисты выдвинули идею классовой борьбы, в результате которой проис-

ходит закономерная смена общественно-исторических формаций. Коммунисты признавали

радикальный (революционный) путь перехода к новому обществу. В этом смысле их пред-

вестниками были Г. Бабеф и его сторонники.

Критика марксистской интерпретации социализма началась уже в последней четверти

XIX в. В конце XIX в. в рядах социалистов произошел раскол, связанный с отделением

социал-реформизма, идеологами которого считаются Э. Бернштейн, Р. Гильфердинг, П.

Глотц, И. Вагнер. Основным отличием социал-реформизма от марксизма является то, что

социал-реформисты выступают за реформаторский, эволюционный путь развития. Револю-

ционной идее они противопоставляют демократические средства достижения поставленных

целей. Ключевым принципом считается «свобода, справедливость и солидарность» (лозунг

Годесбергской программы СДПГ 1959 г.).

Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму (парламентаризм,

демократия, плюрализм, политический консенсус, свобода самоопределения каждого чело-

века). В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма (равен-

ство, социальная защищенность трудящихся).

Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но

без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механиз-

мах).

Следует заметить, что, несмотря на ряд существенных противоречий между коммуни-

стической и социал-реформистской идеологиями, к 60-м гг. ХХ столетия наметилось опре-

деленное сближение их позиций, и прежде всего в такой области, как сведение до минимума

насилия в достижении своих целей.

Анархизм (от греч. anarhia – безвластие). Зарождение этой разновидности политиче-

ской идеологии относят к середине XIX в. Основные положения ее были сформулированы

П. Прудоном, М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным. Главные принципы, на которых базиру-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

ется идеология анархизма, – это свобода, индивидуализм, радикализм. Анархизм отвергает

все, что стесняет свободу человека, в том числе и государство. С точки зрения идеологов

анархизма идеальной формой политического устройства следует считать безгосударствен-

ный общественный строй, представляющий собой федерацию общественных организаций,

коммун, провинций и социальных общностей. Свободное самоуправление, отсутствие при-

нуждения и подчинения должны стать основой подлинного порядка в обществе. Отсюда зна-

менитый лозунг «Анархия – мать порядка». Сегодня идеи анархизма разделяются в разных

странах отдельными социальными группами (анархистскими, анархо-синдикалистскими), в

основном молодежными по составу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды общественного сознания вам известны?

2. Чем отличается обыденное сознание от остальных его видов?

3. В чем состоит специфика политического сознания как вида общественного созна-

ния?

4. Под влиянием каких факторов формируется индивидуальное политическое созна-

ние?

5. Как соотносятся групповое и индивидуальное политическое сознание? Какие функ-

ции они выполняют?

6. Раскройте смысл понятия «политическая идеология». Как оно связано с понятием

политического сознания?

7. Какие подходы к понятию политической идеологии получили распространение в

политологии и политической практике?

8. Назовите основные функции политической идеологии.

9. Обозначьте сущностные черты либерализма, консерватизма, социализма как разно-

видностей политической идеологии. Как эти понятия трактовались обществоведами на раз-

ных этапах исторического развития?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)