АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социология брака и семьи

Читайте также:
  1. Анализ брака продукции
  2. Атмосфера семьи: Флоренские
  3. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
  4. Важность и необходимость воссоединения с собственным ребёнком. Импринтинг. Участие всей семьи в родах. Участие мужа и старших детей. Важность первого кормления.
  5. Второй принцип счастливой семьи: любите весь мир
  6. Выздоравливающие семьи должны научиться превращать коллективную вину в индивидуальную и разделенную ответственность
  7. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
  8. Генеалогическое древо семьи
  9. Генеалогическое древо семьи Рерихов
  10. Геронтосоциология.
  11. Глава 15. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
  12. Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Социология брака и семьи изучает: типы социальных отношений, характерные для семьи; факторы, определяющие численность и структуру семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функ­ции семьи и ее особенности как социального института и пси­хологической группы; мотивации браков и разводов, а также соци­альные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Брик и семья — исторически изменяющиеся явления. Их обще­ственное содержание, т. е. то, что свойственно им как разновидности общественных отношений и социальных институтов, находится в сложном взаимодействии с естественно-биологической, инстинктив­ной природой половой потребности.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает как экономическую, так и психологическую сторону. Экономическая сторона — это следствие половозрастного разделения труда в общественном производстве и домашнем хозяйстве. Психо­логическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половой диморфизм, оказывающий влияние на потребности, чувства, черты характера и в какой-то мере даже на способности и вкусы мужчины и женщины. Однако в главном своем содержании духов­ная жизнь человека зависит от социальной (в антагонистическом обществе — классовой) направленности и уровня его интеллектуаль­ного и эмоционального развития.

В браке и супружеских отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак—это исторически изменяющаяся социальная форма отно­шений между женщиной и мужчиной, посредством которой общест­во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавли­вает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супру­гов, но и их детей, а также других родственников или просто близ­ких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в «неразделенных», больших семьях—между супружескими парами, детьми разных отцов и т. д.).

Семья — это социальный институт (с точки зрения общественно­го санкционирования брачно-семейных отношений) и в то же время обладающая исторически определенной организацией малая соци­альная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потреб­ностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В этом определении особенно важны следующие моменты: 1) со­циально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; 2) наличие в семье наряду с общими для всех социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенно­стей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); 3) то, что существова­ние семьи и ее специфическая, социальная функция являются след­ствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни10.

Поскольку жизнь в семье связана с общностью если не всего материального обеспечения, то, по крайней мере быта и совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, постоль­ку между членами семьи неизбежно складываются определенные хозяйственно-экономические отношения.

Психологические отношения между членами семьи, так же как и супружеские, могут иметь нравственное, эстетическое, религиоз­ное и политическое содержание. Поскольку же брак, лежащий в основе данной семьи, санкционируется не только моралью, но и правом, постольку внутрисемейные отношения подвержены и пра­вовому регулированию.

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства. Родство далеко не всегда ограничивается лишь пределами семьи, но истоки его находятся в семье, и проявляется оно, прежде всего во внутрисемейных отношениях.

Система семьи в принципе стабильна (хотя степень и критерий; ее стабильности различны в различные эпохи). Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отно­шению к ней факторов: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального уста­новления — института), так и внутренних связей, в которых реали­зуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересован­ность (в этом случае семья уже должна описываться и определять­ся как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).

Местоположение семьи не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников (или по крайней мере какой-то части их), а следовательно, и наличие общих элементов быта. Экономическая взаимопомощь и поддержка, членов семейной группы, разделение труда между ними также осуществляются главным образом в определенных локальных границах, в рамках семейного домашнего хозяйства.

Структура семьи — это способ обеспечения единства ее основных элементов, т. е. составляющих ее половозрастных групп и отдельные лиц. Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями, Семейная власть может осно­вываться на экономическом преобладании или моральном авторитете, исходить из традиционных представлений о структуре семьи или оценки существующего в данной конкретной семье положения, со­средоточиваться в одних руках или распределяться между несколь­кими взрослыми членами семьи.

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, её обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Социальные функции семьи имеют два основных источника: потребности общества и специфику самой семейной организации. Общество на любой ступени своей истории нуждается в воспроиз­водстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства.

Воспроизводство населения не сводится к деторождению. Это не только физическое, но и духовное воссоздание общества, не только рождение, но и соответствующее воспитание детей. А для этого не­обходима семья.

В целях воспитания общество заинтересовано в сохранении, развитии и всемерном использовании тех эмоциональных связей между родителями и детьми, которые являются следствием самого факта деторождения.

Среди социальных функций семьи необходимо различать такие, которые связаны с самой сущностью и спецификой семьи и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных истори­ческих условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь «приспособлена» наряду с другими социальными организациями.

К первой группе относятся воспроизводство населения и связан­ная с ним деятельность семьи, ко второй — такие функции, как, например, накопление собственности, представительство в экономи­ческих и юридических отношениях с государством и т. д.

 

2. 5.Духовная жизнь общества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)