АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция социального конфликта Маркса и его последователей

Читайте также:
  1. I. Анализ социального окружения
  2. Абхазы и южные осетины в Грузии: семена конфликта
  3. Автор диспозиционной теории саморегуляции социального поведения
  4. Анализ взаимосвязи уровня социального интеллекта и самооценки в подростковом возрасте
  5. Архитектура внутреннего ролевого конфликта
  6. Будущее СНГ. Концепция дальнейшего развития СНГ 2007 г.: приоритетные направления деятельности СНГ.
  7. В предлагаемом материале обобщены особенности проведения засады мелкими разведывательными подразделениями в условиях современного внутреннего вооруженного конфликта.
  8. В предлагаемом материале обобщены особенности проведения засады мелкими разведывательными подразделениями в условиях современного внутреннего вооруженного конфликта.
  9. Виды социальных услуг и выплаты за счет средств Фонда социального страхования вот несчастных случаев.
  10. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  11. Возможные типы соглашений и решений при урегулировании конфликта
  12. Возникновение итало-эфиопского конфликта и позиции великих держав

Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена

экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты

свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся

история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее

главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются

все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации».

Последователи Маркса в России, В. И. Ленин и другие, полагали, что острые

социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе

коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным,

провозглашалось, что «с построением развитого социализма перерастание

неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно

невозможным.»

В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на

исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями

древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология,

используя эти идеи классической философии, так или иначе, придерживается двух

основных концепций человеческой природы.

Одни ученые, руководствуясь идеями Руссо. Маркса, утверждают, что человек

есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости возникают как

вынужденная реакция на жизненные обстоятельства. По их мнению, человеческое

сознание и психика формируются прижизненно под влиянием конкретных социальных

условий. Они считают, что реформы и совершенствование социальных институтов

приведут с неизбежностью к уничтожению конфликтов и войн.

Другие утверждают изначальную иррациональную природу человека, для

которого насилие и агрессия являются природными и естественными. Следуя

установкам Т. Гоббса, развитым в трудах Ф. Ницше (1844—1900) и 3. Фрейд

(1856-1939), сторонники этой концепции рассматривают агрессивные проявления

в поведении человека как патологию и отклонение в его природе, а как естественное

состояние, диктуемое его природой. По их мнению, именно поэтому, стремясь

к вечному н последнему миру, человечество неизбежно возвращается к войне.

Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных



классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в.

имелись существенные недостатки:

1. конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с

философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее

свойство не только социального, но и природного бытия;

2. специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь

описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре,

психике;

3. исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между

классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные

конфликты оставались вне поля зрения ученых;

4. общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в

связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и

конфликтологии как науки.

В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к

середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и

психологии.

 

3. Развитие конфликтологии в рамках социальной науки

В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в

конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и

Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой

частью социальной жизни. Для социологического подхода в отличие от философского,

предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких

специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных,

интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода

представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя

взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были

неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной

жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.

По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп,

различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает

социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни

общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле

вечной борьбы одних людей против других.

Однако интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают,

что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя

конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает,

что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде

других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество

эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот,

тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения

групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости

демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют

необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее

форму как власть, рынок, общественный договор и др.

Современная эпоха как раз отличается крайней степенью развития этого

всеобщего свойства жизни. «...Из всех исторических эпох, в которых этот

конфликт принял характер острого ... ни одна не обнаруживает его в виде

основного мотива и в такой мере как наша.» Многочисленные последователи

Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии —

способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ

Зиммеля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».

Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в.

теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была

решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых — немецкого социолога

Ральфа Дарендорфа (р. 1929) и американского социолога Льюиса Козера (р. 1913).

Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в

индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) к др.

рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует

поэтому свою социологическую концепцию теорией конфликта. Для него наличие

конфликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие

конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к

подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация,

в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются

угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из

источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами

позитивных изменений.

В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником

конфликта являются неэкономические, а политические противоречия между

социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием

у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями

сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения

революционных методов, характерных для XIX в.

Современное общество выработало рациональные методы регулирования

конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положении

разработанной им теории социального конфликта можно свести к следующему:

1) поскольку отличительная черта любого общества — отношения господства и

подчинения, его атрибутом является конфликт;

2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения,

господство одних групп над другими: хозяев — над работниками, офицеров — над

солдатами, преподавателей — над студентами, государственных чиновников — над

всем остальным обществом;

3) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты

неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том

числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне

общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о

разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью

никогда не исчезают;

4) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов

разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода

организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.;

5) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в

условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других

групп не только самой власти, но и возможности ее получить.

Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л.

Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о

всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей

работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни

общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом

современной науки о конфликте:

1) постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый

дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом

обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и

определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую

роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к

власти и престижу;

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом,

«закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом»,

особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных,

противоположных лагеря, конфликты носят революционно-насильственный,

разрушительный характер. В «открытом» обществе, хотя и возникает множество

конфликтов, они разрешаются конструктивным путем;

3) конструктивные и разрушительные результаты конфликта глубоко

различаются между собой. Главная задача конфликтологии и состоит в разработке

рекомендаций по ограничению негативных и использованию позитивных функций

конфликтов.

Следует отметить, что теория конфликта, разработанная Р. Дарендорфом и Л.

Козером, имела и критическую направленность. Она противопоставлялась ее

авторами как марксистской теории классовой борьбы, господствовавшей в середине

XX в. в социалистических странах, так и концепциям социального согласия и

«человеческих отношений», которые пользовались влиянием на Западе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)