АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История конфликтологических идей

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Обзор среды и история болезни
  7. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  8. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  9. VIII. Полицейский и История
  10. X. Одичание и история
  11. X. ОДИЧАНИЕ И ИСТОРИЯ
  12. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой

Мыслители Древнего Мира и Средневековья о противоречии и конфликте.

Проанализируем эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие исторические периоды:

1. Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадле­жит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Ис­точником конфликтов он считал социальное неравенство людей. Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливо­сти и далее к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители ан­тичной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ раз­решения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристо­теля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство явля­ется инструментом примирения людей. Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.

2. Средние века. Конфликтологические взгляды ученых того времени но­сили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Ав­густин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божест­венной истории, протекающей одновременно в противоположных и не­разделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности кон­фликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих пред­ставлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.

3. Эпоха Возрождения. Конфликтологические взгляды этого периода отра­жали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в по­знании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем посте­пенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфлик­тологии.

История конфликтологических идей.

Конфликтология – это молодая наука, в завершенном виде она появилась в середине ХХ века, но конфликты существовали всегда и первые попытки осмысления конфликтов относятся к древности.

Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего Мира.

Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт – не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир поло противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей. Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они – не вся жизнь. Лао Дзы считал: «В сражении побеждают те, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: янь – светлое начало мира, инь – темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию. Гераклит считал, что «источник конфликта – в сущности мира; конфликты – это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Война – отец всех вещей, а мир – их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». Но и среди древних, как и среди современных философов, нет полного единства в понимании роли и природы конфликта. Некоторые из древних философов высказывали топические надежды на возможность создания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаружили притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.

Религиозный вариант истолкования природы конфликта в Эпоху Средневековья.

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось. Эразм Роттердамский, считал, что «наибольший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за Христа). Религиозная философия разработала специальное учение - «Оправдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное зло – теодицея – средневековая конфликтология: выяснение того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты – от жестоких войн до коварных убийств. Эта постановка вопроса содержит зерна отрицания Бога, атеизма. Имеются общие ответы на этот вопрос. Например, Тердулиан (III век): «природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму; верую, потому что абсурдно». Н.Бердяев связал происхождение зла с той первичной материей, которая существовала до Бога и из которой Бог вынужден был создавать мир. Эта праматерия была недоброкачественной. При этом Бердяев противоречил христианской церкви, так как Бог не смог улучшить исходный материал, хотя и является всемогущим. Новейшая религиозная философия предлагает более тонкое истолкование конфликтов: зло создано самим Богом для совершенствования человека; в ходе борьбы со злом человек становится сильнее. Бог показал образец, как решать проблему со злом, взойдя на Голгофу. Хотя дохристианское объяснение причины различно с христианским, несмотря на различия, между ними много общего: и те, и другие признают одинаково, что борьба добра и зла, противоречия являются органическими, неустранимыми свойствами бытия, природы, общества, человека. Различие одни усматривают в этих универсальных явлениях изначальные свойства бытия, а другие – замысел Бога.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)