АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема самоотдачи и супружеской верности в своих основах закладывается именно в этом периоде как частный случай реализации собственного понимания смысла жизни

Читайте также:
  1. II. Жизненная суета и требование смысла
  2. III. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА
  3. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
  4. IV. Рост жизни.
  5. V. Ожидаемые результаты реализации Программы
  6. А. УРИБЕ И ПРОБЛЕМА ТЕРРОРИЗМА
  7. Альтернатива понимания и объяснения
  8. Анализ объема реализации и выполнения договоров поставки.
  9. Анализ отгрузки и реализации продукции.
  10. Анализ показателей производства и реализации продукции
  11. Анализ производства и реализации продукции.
  12. Анализ реализации продукции

Этот период на уровне воспроизведения отзовется прежде всего в возрасте 19 - 21 год во время, отведенное природой для формирования се-мьи, для освоения смысла семейных и профессиональных ролей в соотне-сении их со смыслом всей жизни. Но это будет только в том случае, если нормально прошел период с 3 до 5 лет. Молодой матери естественно будет осваивать свою роль, если она вовремя правильно и достаточно наигралась с куклами.

Следующий период - 5 - 7 лет. Формируются и развиваются внутренние силы устойчиво находиться в истинном трудовом дей-ствии.

В это время осваивается понимание труда как основной формы жизни, как формы проживания настоящего и как средства, пути про-движения к только что освоенным смыслам деятельности. В это же время формируется способность и потребность послушания.

Главную ценность для формирования и развития личности в этом пе-риоде представляет сам процесс труда. Главный результат труда ребенка в это время невидим. Главный результат - это то, что останется в подсозна-нии. Промежуточный результат - изменение отношений между близкими 23

 

людьми по ходу и в итоге трудового процесса, а также внешний, всем ви-димый - предметный результат труда - представляют собой только хоро-шие, важные дополнения Предметный результат - наименьшая ценность среди всех получаемых в это время результатов труда.

Пора, наконец, научиться различать истинное и ложное трудовое действие. В обществе, к сожалению, утвердилась ориентация преимуще-ственно на ложное трудовое действие. Оно даже не столько ложное для взрослых, не знающих о глубине происходящего в это время с личностью ребенка, для взрослых, видящих в труде средство добывать нужные блага. Для них чаще всего труд действительно этим и является. Им важен денеж-ный или вещественный результат. А для ребенка в это время труд имеет совершенно другой смысл.

Ложное трудовое действие состоит из трех этапов.

1. Задумка. Намечается заранее какой-то результат труда для демон-страции каких-то своих качеств или способностей. Затем эта цель распи-сывается в красках для эмоционального возбуждения. С нею связывается то или иное вознаграждение, также долженствующее дать значительный эмоциональный эффект.

2. Непосредственное исполнение действий по осуществлению заду-манного и поддержание сил для пребывания в этом действии. Действие это по причине недостатка внутренних сил устойчиво находиться в состоя-нии труда скоро надоедает. Возникает желание заняться чем-нибудь дру-гим. В качестве стимула для возвращения в продолжение труда использу-ется оценка промежуточных результатов и получение предварительного поощрения хотя бы в виде похвалы взрослых. Снова напоминается ожида-емый результат: например, в виде большого удовольствия от удивления других людей проявленными тобой способностями. Это предвосхищение доставляет удовольствие и приводит к продолжению труда для достижения намеченного результата.

3. Награда. Не плата, а именно награда. В наших детских садах и школах, в наших семьях, особенно при содействии любящих бабушек и мам, словесная награда (нередко и лакомство!) в большинстве случаев с лихвой перекрывает величину трудовых усилий ребенка. И раздувается ре-бенок, как пузырь, от чванства...

Когда ребенок вырастет, это пребывание в ложном трудовом дей-ствии с большой вероятностью даст следующие два “плода”.

1. Убеждение, что “важен результат, а не процесс его создания”. Со-ответственно это выражается фразой: “Где бы ни работать - лишь бы не ра-ботать... но обязательно с наградой!” Платят ли за труд, за имитацию ли труда, или же просто за присутствие в положенное время на положенном месте - это для такого человека не важно. 24

 

В нашем обществе выращено уже несколько поколений людей, кото-рые ориентированы на награду, а не на труд. Одной из главных причин ро-ста преступности и углубления кризиса современной цивилизации стало формирование поколений, для которых важно деньги “добыть”, а не ценно-сти создать. Конкретный способ добывания определяется доступной и ви-димой данному индивиду эффективностью: заиметь побольше при мини-муме затрат и риска.

2. Резко избирательная устремленность к труду по своим способно-стям. Значимость проявления своих способностей индивид считает выше объективных требований конкретной ситуации - лишь бы ситуация позво-ляла эти имеющиеся способности проявить и требовать за это награду. Че-ловек стремится делать то, к чему у него больше способностей, поскольку уже само по себе проявление личных способностей доставляет удоволь-ствие, особенно если эти способности превосходят способности других. Так удовлетворяется потребность самоутверждения. При этом все, что ле-жит вне русла проявления этих личных способностей, воспринимается как помеха, как вынужденность, как ущемление свободы самовыражения. И любой труд вне демонстрации превосходства по способностям становится в тягость.

Даже тогда, когда человек понимает необходимость труда, не тре-бующего особых способностей, но нужного по ситуации, не оказывается у него сил достаточно долго, устойчиво этот труд выполнять, разве что ценой столь тяжелых волевых усилий, что сам источник необходимости этого труда начинает вызывать все более резкую неприязнь.

Пришел ученый математик с работы, надо бы с маленьким ребенком поиграть, надо бы кое-что по хозяйству сделать, но нет у него на это сил: потрепал сына по щечке, дал конфету, и устало лег на диван. Задремал бы-ло - и тут вдруг представил новый вариант решения задачи, над которой безуспешно бился на работе. Отец торопливо садится за стол - и час, дру-гой, третий сидит за расчетами к огорчению сына, так ждавшего папу по-играть, и к возмущению жены, оставшейся без помощи. И никому невдо-мек, что это следствия давнего пребывания в ложном трудовом действии 5 - 7-летнего мальчика, тогда еще не доросшего до мужа.

Если же его все-таки принудить выполнять требуемое (хотя бы и он сам себя принудит усилием воли), то в нем быстро нарастает раздражение, напряженность, которая при малейшей зацепке даст срыв. А все участники так и не поймут истинных причин возникшей ссоры...

Иная женщина и еду приготовит, и постирает, а вот приласкать пришедшего с работы мужа - “ну никаких сил нет!” 25

 

И ведь действительно нет - но нет именно душевных сил, а не сил физических. Так отзывается неправильность былого проживания ею перио-да 5 - 7 лет.

Что такое истинное трудовое действие? Это тоже три этапа.

Первый этап - заметить нужду близкого и эмоционально самому войти в ощущение этой нуждаемости. Кошка мяукает - голодная. Ли-сточки у цветка опустились - воды ему нужно. Мама пришла усталая. Она озабочена, что к обеду в доме хлеба нет, не успела купить. Важно не просто узнать, заметить - важно эмоционально самому войти в состояние нуждае-мости.

Второй этап - исполнение действий по удовлетворению нужды дру-гого как своей собственной и переживание удовлетворения, радости от того, что нужда эта уменьшается. Поддержание пребывания в труде. Именно осознание хотя бы частичного уменьшения нуждаемости другого в результате затраченных тобой усилий дает удовлетворение на основе со-чувствия. Кошка ест с таким удовольствием! Вода так быстро впиталась землей вокруг цветка! Мама успокоилась и занялась другими делами, ко-гда ты вызвался сходить в булочную...

При таком подходе ребенку важно не способности свои продемон-стрировать, а удовлетворить нужду другого. И когда истощаются силы для сохранения устойчивости в труде, стимулом возвращения к труду служит ощущение неполноты удовлетворенности нужды другого.

Третий этап - переживание удовлетворенности от того, что благо-даря твоему упорному труду удовлетворена нужда другого, близкого тебе существа. Ребенок испытывает благодарность к тому, кто ранее научил та-кому труду, кто дал силы это исполнить. Особо ценна благодарность к то-му, кто настолько к тебе хорошо относится, настолько верит в тебя, что до-верил тебе удовлетворение своей нужды.

Человек, оказывающий внимание любимому, должен получать удо-вольствие от того, что тот именно к нему за этим обратился, что тому это приятно. Это будет потом, во взрослой жизни, но только при условии, что в возрасте 5 - 7 лет накоплен опыт получения радости от удовлетворения нужды другого.

Пребывание в истинном трудовом действии ребенку 5 - 7 лет также дает два основных результата.

1. Развивается способность самостоятельно замечать реальную нуж-даемость окружающих и переживать ее как свою собственную. Внешне это проявляется в развитой способности взрослого человека самого находить себе занятие, нужное для окружающих, находить без просьб и подсказок со стороны. 26

 

2. Результатом пребывания в истинном трудовом действии становит-ся также выполнение мужчиной роли защитника, покровителя, заботника, выполнение в виде части реализации главного смысла его жизни. Для женщины результатом правильного проживания этого периода станет в дальнейшем естественное переживание чувства благодарности к тем, кто заботится о ней и позволяет ей заботиться о них, потребность оберегать то, что уже создано - дом, уют, здоровье близких. Это не то же самое, что раз-витие математических, художественных и других способностей. Это не профессиональное, а глубоко личностное системное качество, объединяю-щее в действенную систему целый ряд разнообразных свойств и способно-стей данного индивида.

В этом же периоде формируется и развивается программа послу-шания..

В повседневной жизни очень часто возникает объективная необходи-мость делать не то, что нравится и хочется и даже не то, что надо кому-то конкретно, - а то, чего требует ситуация для данной общности субъектов.

И вот тут обученность, подготовленность сама по себе оказывается недостаточной. Требуется доверие к тому из участников совместной дея-тельности, кто больше понимает, кто более компетентен в данной ситуа-ции, кто берет на себя роль своего рода диспетчера, распределителя: кому и что именно в данной ситуации целесообразнее делать в общих интересах.

Принципиально важно не смешивать послушание с покорностью, подчинением. В основе покорности может лежать признание вынужден-ности своих уступок. В основе послушания лежит признание большей компетентности старшего, компетентности, обеспечивающей более эффективное проявление твоей духовности. Подмена послушания покор-ностью, подчинением идет от времен крепостного права и от последующе-го идеологического обеспечения господства номенклатуры. Но самый луч-ший оркестр для полноты проявления своего мастерства нуждается в ди-рижере. Дирижер отнюдь не господствует над оркестрантами, столь чутко реагирующими на нюансы его музыкальной трактовки на репетициях и на нюансы его жестов во время концерта.

В реальной жизни людей очень важна сформированная и развитая на уровне подсознания программа установления и сохранения отношений по-слушания, в основе которой должна лежать духовность и понимание зна-чимости согласования в проявлениях разной компетентности. Именно ду-ховность задает необходимую ориентацию на общий успех. Из прежнего опыта человек должен знать, что в реальных делах даже при всего лишь двух участниках в каждый конкретный момент равенства не должно быть. Один должен играть роль ведущего, другой - ведомого. Ведущим должен быть более компетентный, и более компетентный не вообще, а именно в 27

 

этой ситуации применительно именно к этому делу с этой целью. При из-менении ситуации, общей цели, конкретной деятельности по достижению данной цели может измениться и соотношение компетентности. Именно соотношение компетентности и задает распределение ролей. Именно по изменению соотношения компетентности оперативно должны меняться ро-лями ведущий и ведомый. Способность и потребность послушания предпо-лагает не только готовность к осознанному, добровольному выполнению роли ведомого. Предполагается и готовность в любой момент перейти к выполнению роли ведущего с принятием на себя соответствующей ответ-ственности за успех общего дела.

Послушание не тождественно и добровольному подчинению. Добро-вольное подчинение - это подчинение по собственной доброй воле. А воля как психический феномен требуется тогда, когда необходимо какое-то пре-одоление другой устремленности. Если ситуация требует одно, а хочется другого - для действия соответственно ситуации требуется воля. Однако деятельность, контролируемая волей, требует значительно большего расхо-да психической энергии. Человек быстрее устает, раньше появляются от-рицательные эмоции, меньше при этом системность проявления интеллек-та. Воля - это “наперекор”. Послушание - “в соответствии”. Разница прин-ципиальная.

При сформированной и развитой программе послушания человек принимает на себя роль ведомого без обращения к собственной воле. Он принимает эту роль на основе собственной духовности. Ведь в проявлениях духовности приоритетность ориентации на удовлетворение потребностей “мы” не волевая. Эта приоритетность возникает и устойчиво сохраняется как бы “сама собой”, подсознательно, не нагружая сознание. Соответ-ственно, более экономно расходуются ресурсы психики, в большей гармо-нии функционируют различные компоненты интеллекта. Послушание сле-дует рассматривать в неразрывной связи с духовностью. Способность и го-товность к послушанию необходимо целенаправленно формировать и раз-вивать как путь повышения духовности. Без этого не будет полноты эффек-тивного сотрудничества в общем деле. Даже там, где налицо будет значи-тельный успех, или цена его будет излишне велика, или скрытыми и неис-пользованными окажутся возможности достижения успеха еще большего.

В дальнейшем это оказывается необходимым условием нормального распределения ролей в семейных делах. Вместо вопроса о главе семьи, во-проса, не имеющего в общей постановке удовлетворительного ответа при-менительно к семье нового типа, создается возможность оптимально ме-няться ролями ведущего и ведомого применительно к конкретным ситуаци-ям. 28

 

Для того, чтобы в последующей жизни это проявлялось как самоор-ганизация, нужно в период от 5 до 7 лет целенаправленно тренировать ре-бенка в проявлении способностей ощущать личный интерес как часть стремления к достижению общих целей, тренировать ребенка в выполне-нии и роли ведущего, и роли ведомого, быстро меняя роли соответственно изменению ситуаций и целей.

Но при формировании основ послушания недостаток собственной компетентности и неустойчивость, неполнота сформированности духовно-сти периодически порождает у ребенка вопрос о границах послушания. Это приводит к внешне парадоксальному поведению. Дети начинают практиче-ски проверять границы допустимых отклонений в выполнении родитель-ских советов и указаний. “А если мне не хочется? А если я сделаю иначе?” Они начинают “экзаменовать” родителей. В основе стремления “экзамено-вать” лежит не “вредность” ребенка, а его естественное любопытство. “Я, конечно, могу сделать так, как велят - и получится то, чего от меня доби-ваются. А что получится, если сделать наоборот? Интересно! Надо попро-бовать!” Он и пробует.

Увы: большинство наших родителей сущность и основания этого па-радоксального поведения не знают и к “экзамену” оказываются не подго-товленными.

Есть две формы “провалов” на этом “экзамене” и только один путь нормальной “сдачи”.

Первая форма провала - уступки ребенку: “Он же такой слабенький, нервный - так плачет и кричит, что уже посинел! Жалко же...” И удовле-творяют его “пробные” устремления, даже если это всего лишь неразум-ные капризы - только бы успокоить. Он это усваивает как способ доби-ваться желаемого - в следующий раз он уже не посинеет, а позеленеет! И в качестве “выкупа” потребует нечто более существенное. Превратится он постепенно в неврастеника, помыкающего собственными родителями, по-корившимися его капризам и своей слепой привязанности к “дитятку”. Так вырастают паразиты и диктаторы. А виноваты в разрушении его духовно-сти и психического здоровья будут родители, “провалившиеся” на этом важном жизненном “экзамене”. За этот родительский провал будут распла-чиваться многие члены общества, в котором будет жить этот семейный ти-ран. Очень это эффективный способ вырастить эгоиста. Как говорила ата-ман разбойников в известной сказке Андерсена: “Детей надо баловать - то-гда из них вырастают настоящие разбойники!” И платить за провал на этом “экзамене” родителям придется всей свой оставшейся жизнью - со следу-ющего дня и до последних дней старости. Платить будет и последующая семья этого избалованного капризника. 29

 

Провал второго рода: ребенок не слушается, капризничает, требует того, что родители исполнить не могут. Мама на него кричит, потом виз-жит, потом начинает бить, входит в раж - и ребенок кричит уже не потому, что ему чего-то хочется, о потому, что стало страшно. Потом мама его при-ласкает, приголубит, опомнившись сама, успокоит его, когда он подчинит-ся ей от страха или просто вынужденно уступая силе, потом она его про-стит: “Мамочка же тебя любит, а ты такой капризный, непослушный...” На уровне сознания память у детей короткая. На этом уровне он успокоится и, казалось бы, забудет свой страх и обиду. Но только на этом уровне. В под-сознании это все останется, оттуда стереть невозможно.

Придет все время - он все вернет с большими процентами. Тогда страшно и обидно будет уже маме, тогда плакать будет уже она...Оставленные и даже выгнанные из дома собственными детьми стари-ки - это родители, когда-то провалившиеся на “экзаменах”, устраиваемых им 5-7-летними детьми.

Между этими двумя видами провалов, как дорога меж двух кюветов - выполнение принципа А. С. Макаренко: “Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требовательности к нему. Но не предъявляй требований, полного выполнения которых в данных обстоятельствах не можешь обеспечить нормальными средствами.”

У Сент-Экзюпери Маленький принц попадает на планету, король ко-торой все время стремится всем повелевать и очень огорчается неисполне-нием. “Ведь для короля самое важное - чтобы ему повиновались беспреко-словно. Непокорства он бы не потерпел. Ведь это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.

“Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - гова-ривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя....С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, по-тому что веления мои разумны...Я потребую...но сперва дождусь благопри-ятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.” (Антуан де Сент- Экзюпери. Избранное. Лениздат 1977.с.439 - 440.)

Перед тем. как предъявлять требования послушания, подумать о си-туации.

Мама одевает ребенка гулять, а он капризничает. Вот она его полчаса и одевает. А потом говорит, что время кончилось, больше ей некогда. Мама ушла, а он остался. Самому перед собой капризничать уже и неинтересно. В следующий раз он подумает, на что тратить время: на одевание или все же на прогулку? 30

 

Если недостаточно было таких заблаговременных тренировок в по-слушании, то каприз может накатить во время сборов на поезд. И тогда или мама “провалится на экзамене”, стремясь уложиться во времени, или про-падет неиспользованный билет.

Самое главное: детей наказывать можно и нужно, но наказывать должны не взрослые, а ситуация. И уж тем более категорически недопу-стимо жаловаться на непослушность ребенка кому бы то ни было. Посове-товаться (обязательно в отсутствие ребенка!) можно, но решать проблему допустимо только “втроем”: ребенок, родитель и ситуация, меняющаяся в зависимости от их действий.

При наказании совершенно недопустимы злость или обида. Особый эффект дает отсроченное по взаимному согласию наказание.

Наказание должно защищать ребенка от него же самого, защищать лучшие его качества от разрушения его же слабостями. Наказание должно восприниматься ребенком как помощь в преодолении собственных слабо-стей и как помощь в исправлении последствий допущенных им ошибок (сами ошибки исправить невозможно, можно только изменить возникшую в результате этих ошибок ситуацию).

“Ты же можешь быть таким внимательным и аккуратным. Мы вместе выбирали эту красивую рубашку, а ты ее так неосторожно запачкал. Вече-ром ты должен ее постирать, я подскажу, как лучше это сделать. А сейчас мне некогда. Кино вечером посмотреть не удастся, но ты же должен испра-вить результат собственной неосторожности! В дальнейшем не разрушай нашу общую радость!”

Есть важный общий для множества межчеловеческих взаимоотноше-ний и взаимодействий. Для родителей и для супругов: “Если вы решаете завести ребенка, а до этого - создать семью, предварительно обязательно выполните следующее условие: заранее на всю оставшуюся жизнь простите будущему супругу и будущему ребенку все, что бы он ни сделал в буду-щем. Если человек может сделать что-то такое, что вы не в состоянии про-стить - не берите его в супруги. Если же ребенок сделает что-то такое, то это вина прежде всего ваша, и только во вторую очередь его. Именно от вашего обеспечения прохождения им этапов социального импринтинга за-висит: что он сможет в жизни сделать, а чего никогда сознательно и даже подсознательно себе не сможет позволить. Помните, что самое глубинное, самое базовое закладывается еще до его рождения и в его младенчестве са-мой ситуацией в семье. Вот исходя из этого и решайте вопрос о допустимо-сти принятия того или иного человека в качестве своего супруга.

Ранее были названы 4 ограничения в формировании, развитии и реа-лизации человеческой личности. Не полученного при рождении потом уже не добавишь, но отсутствующее и не проявится. А вот что именно будет 31

 

отсечено в последующих ограничениях, а что сохранится и как именно ра-зовьется - это во многом зависит именно от родителей. Они могут оказать-ся не в силах научить ребенка тому, к чему он не способен - он в этом не виноват. В большинстве случаев и родители не виноваты, если удержались от алкоголя, от никотина, от наркотиков, если не нарушили объективных требований социального импринтинга. Но сформировать и развить внут-ренние тормоза, внутреннее неприятие, эмоциональное, подсознательное отторжение зла - это родители в любом случае могут и обязаны. Иначе по-следует возмездие. Это должно быть одной из родительских забот начиная с 6 месяцев до рождения ребенка: к чему он будет стремиться, что сможет совершить в своей жизни, чему будет противостоять.

Поэтому наказание - это защита прощенного вами от того, чтобы он нечаянно, по детскому неразумению не разрушил лучшее, что в нем уже есть, чтобы эти капризы не разрушили неокрепшие ценности.

Один из базовых принципов учения, переданного через Рерихов: “Побеждай только любя! Запрещено побеждать в злобе.”

Наказывать ребенка можно лишь в качестве проявления любви к нему. Огорчаться по поводу его ошибок и проступков можно. Беспокоиться нужно. А злиться любящим строго-настрого запрещено. Ни на супруга, ни, тем более, на ребенка. Нет у любящего права на злость. Приняв человека в качестве своего супруга, вы приняли и все его недостатки, и его способ-ность совершать ошибки и проступки. Последующее его развитие - это в значительной мере результат вашего совместного творчества (вспомните социальные роли семьянина и субъекта самоуправления личностным раз-витием). А уж ребенок тем более является результатом вашего творчества в наивысшем его проявлении - творчества человеческой личности. Не зли-тесь и не сажайте его себе на шею - то и другое искалечит его судьбу и ва-шу.

В народе были обычаи, очень трудно исполнимые сегодня, особенно в условиях города: с 5 до 7 лет две трети времени, свободного от сна и еды, ребенок должен находиться в труде. Две трети. И только третью часть вре-мени разрешается играть, если есть хорошие игры и достойные товарищи. Остальное - сон, еда и все прочее. Не случайно Б. Никитин писал, что если в доме появились дети и нет мастерской - пожертвуйте в крайнем случае даже ванной, но устройте мастерскую для мальчиков (если уж негде боль-ше выделить хотя бы постоянный уголок).

7 - 10 лет - основным видом деятельности становится учеба. Появляется фигура учителя. И сразу своим авторитетом закрывает мамин авторитет. Это нормально. И хорошая мама в это время всячески поддерживает авторитет учителя как индивида, выполняющего определен-ную социальную роль. Вот только главное в это время - не то, чему ребенок 32

 

научится, не оценки его. Кроме внешнего информационного показателя для регулирования: что давать в качестве учебного материала, с какой скоро-стью и в каких формах других функций у оценок “успеваемости” в это время не должно быть. Шалва Амонашвили долгие годы успешно работает вообще без оценок даже с учениками старшего возраста.. Ребенку в это время оценки не нужны. Оценки нужны только учителю, как измерение температуры нужно врачу, а не больному. Самое главное в это время - по-лучение ребенком радости от процесса учебы, радости от общения с учителем в процессе учебы, формирование и развитие привычки полно-стью доверять учителю. (Такое полное, безоговорочное доверие учителю требуется в восточных единоборствах, требующих установления опреде-ленных межличностных отношений.) А то, что ребенок при этом чему-то еще и научается - это приятный, полезный, но побочный результат. Ни в коем случае не позволять ребенку чваниться успехами, ни в коем случае не позволяется родителям хвастаться оценками своих детей (а уж о наказании за плохие оценки и речи быть не должно!) Не посягать на авторитет учите-ля, а стараться незаметно поправлять допускаемые им ошибки. - В это время главный результат - обретение внутренних сил устойчиво нахо-диться в процессе обучения, как ранее - в процессе истинного трудового действия. Так называемая усидчивость, способность получать внутрен-нюю радость, положительные эмоции от совместного обсуждения ка-ких-то учебных проблем, способность и тренированность слежения за развитием мысли другого, навык выступать на интеллектуальном уровне в положении своеобразной гонки за лидером (есть такой вид велоспорта) - это закладыввается или отмирает именно в этом периоде.

Увы: наша школа сегодня действует так, что вступает в прямое про-тиворечие с этими объективными закономерностями.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)