АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жизненное начало

Читайте также:
  1. Везение как определяющее жизненное явление и двигатель истории
  2. Вопрос 69. Пожизненное наследуемое владение.
  3. Духовное и разумное начало.
  4. Жизненное правило секретарши
  5. Жизнь, свободная от драконов: мужское и женское начало.
  6. Материя – это матерь и я, то есть рождающая меня, рождающее высшее начало.
  7. Начало. Десять дней, посвященные освоению тайного знания
  8. Начало. Стратегия и цели.
  9. Смертная казнь. Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.

Ни положительные, ни материалистические науки до сих пор не признают жизненного начала, или жизненной силы за необхо- димый элемент в строении всякой живой материи, а между тем – что может быть естественнее, проще и понятнее? Мы видим, что семена всех растений имеют один и тот же химический состав; яйца всех птиц – имеют также одинаковое сложение и химический состав. Отчего, если мы посеем в землю семена пшеницы – вырас- тает непременно пшеница, а не что-либо другое? Отчего из яйца курицы выйдет непременно курица, а не утка? Причины тому, ко- нечно, химии не доступны; на каком же основании она отвергает так упорно жизненную силу в организмах? Она признала понятие о жизненной силе отвлечённостью, явлением непонятным и необъ- яснимым наукой. Но разве химическое сродство не одинаково не- понятно и отвлечённо? Разве позитивисты лучше себе объясняют,


83

 

 

что такое химическое сродство? И отчего оно именно происходит? Они говорят, что химическое сродство наглядно и неоспоримо, что они, пользуясь этим химическим сродством, могут взять два про- стых тела и произвести третье, на них не похожее. – Это всё так; это напоминает некоторый род творчества, как бы присущим ни- чтожному, но крайне самолюбивому и тщеславному человечеству, и принимается потому, что нравится ему; а жизненное начало по- казывает всё ничтожество человека в тщеславных знаниях его микроскопической науки по отношению всей органической при- роды и, наоборот, – всё величие Отвлечённого Начала, управляю- щего Вселенной. И на этом только основании химическое срод- ство принято позитивизмом, а другое такое же по своему существу явление отвергнуто. Какое логическое основание имеют они от- вергать его? Наука не знает до сих пор по существу самого явле- ния, что это за сродство и как оно действует? Она умеет поставить два простых тела в известные условия, при которых и получается та реакция, которая и производит данное тело. Совершенно то же можно сделать и при воспроизведении организма. Возьмите кури- ное яйцо и поставьте его в те условия, при которых выйдет из него курица. Это совершенно то же, что делает наука с химическими реакциями; но так как для химических реакций неорганического царства имеете одно определённое выражение «химическое срод- ство», то дайте этой силе, которая производит то же самое в орга- ническом царстве, какое-нибудь другое название, так как эта сила проявляет себя действительно иначе, чем «химическое сродство». Что же, казалось бы, может быть проще яснее и определённее?

«Нет, – говорит Бюхнер, – физиология имеет основания утвер- ждать, что нет существенной разницы между органической приро- дой и неорганической», – и на этом, совершенно бездоказательном положении материалисты порешили, что всё это одно и то же, всё это сродство и реакция.

Пусть материалисты говорят, что хотят, а жизнь остаётся всё- таки силой выше всяких химических процессов и материй.

Не смотря на протест свой, никто из них не объяснил, однако, разницу между яйцом курицы и утки, между зерном пшеницы и ржи, между яйцом, способным к высиживанию, и яйцом мёртвым,


84

 

 

между трупом человека и человеком живым. Нет, это одно упор- ство из принципа; позитивисты слишком хорошо знают, что при- знание жизненной силы поведёт к допущению источника разума и мысли, т.е. к признанию души, и заведёт их в непроходимый лес отвлечённостей и изменит весь характер позитивности в науке. Поэтому всё это запрещено и от всех подобных тем они прямо от- ворачиваются, отделываются одними названиями вместо понятий, или громкими фразами и насмешками; и эти бездоказательные фразы, насмешки и голословные отвержения из принципа и по привычке, имеют несравненно больший успех и прививаются охотнее и легче, чем свидетельства маститых учёных, людей ис- тинно преданных своей науке. Приведём в защиту жизненной силы свидетельства нескольких научных и всем миром признан- ных авторитетов:

1) По Клод Бернару, органические тела имеют свои законы жизни и обладают исключительно им принадлежащими каче- ствами, но, стоит только появится жизни, тела эти уже начинают пользоваться физико-химическими силами. Жизненная сила есть, следовательно, сила организации, свойственная живым телам и, по мнению этого великого философа, законы, её характеризующие, предшествуют организму. «Если нужно было бы, – говорит Клод Бернар, – определить жизнь одним словом, я сказал бы: жизнь есть творчество». (Introduction а l’etude de la medicine experimentale, p. 163).

2) Вирхов в своей публичной лекции, в Берлине, под загла- вием: «Атом и индивидуум» сказал следующее: «Подобное и схо- жее с жизнью сама только жизнь... Природа двойственна; органи- ческая совершенно отличается от неорганической. Состоящая из той же материи, из тех же атомов, органическая природа представ- ляет нам беспрерывный ряд явлений, совершенно различных от неорганической, не потому, чтобы она была мёртвою, так как мертво только то, что живо. Неорганическая природа обладает тоже своею деятельностью, своим вечным движением, но эта дея- тельность не жизнь, разве только в иносказательном смысле». (Revue des cours scientiliques, 1866 года).

3) Бальфур, Стеварт и Тэт, разбирая вопрос о жизненной


85

 

 

силе, говорят приблизительно следующее: «Всякий раз, когда че- ловек встречается с вопросом о необходимости принять и допу- стить особую жизненную силу в природе и в представлении своём он доходит до первоначальной ячейки или первой появившейся органической клеточки на земле, – он встречается лицом к, липу с совершенно непреодолимыми препятствиями. Откуда взялась она? Все данные науки говорят, что жизнь может быть произве- дена только жизнью. Что же предшествовало этой клеточке такое, что могло бы её произвести? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны или признать творческую силу, или молчать, – так как, кроме творчества, произведённого посторонней, внешней волей, ничто не в состоянии удовлетворить требованию логики. Разница слишком велика и наглядна между всем живым и мёртвым, между органическим и неорганическим, и теперь больше чем когда-ни- будь должно считаться доказанным, что нет возможности силам, развивающимся в неорганической видимой природе, произвести что-либо живое, – нужны совершенно новые силы или новая энер- гия» (L’univers invisible, page 308–328).

4) Американский профессор Barnard говорит в своих новей- ших «Успехах науки»: «Что касается процесса органического ро- ста и развития, ассимиляции пиши, всасываний, отделений и дру- гих физиологических функций, непрерывно совершающихся в жи- вотной и растительной жизни, то можно не колеблясь принять, что действующая сила, производящая соответственные изменения, яв- ляется извне, и что сами эти изменения представляют собою точ- ные эквиваленты приложенной силы. Возьмём, например, расте- ние. Его пищу составляет углерод, получаемый из углекислоты воды, которую извлекает оно из земли или из окружающего воз- духа. Сила, разлагающая это очень прочное соединение, освобож- дающая углерод для его соединения с растением, доставляется при посредстве солнечных лучей. В равнозначительности обеих сил не может быть сомнения, и столь же мало нужно нам призывать па помощь некоторую специальную силу, под именем жизненной, с тем чтобы известную часть изменения приписывать и её влиянию. Но всё-таки, несомненно, здесь есть нечто большее, чем простое скопление веществ под влиянием солнца. Если бы жизненного принципа не заключалось в растении, тогда не было бы и всего


86

 

 

этого процесса. Углекислота может быть налицо, растительная ткань точно так же, и всё-таки лучи солнца будут бесплодно иг- рать на мёртвом материале, не вызывая никакого действия.

Жизненный принцип, следовательно, есть нечто такое, что обусловливает рост растения. Я не хочу называть его силой, я счи- таю ложным выражение «жизненная сила», ибо ничего не совер- шится без присутствия ещё других сил, равно важных и необходи- мых; но я говорю, что, чем бы он ни был, его присутствии необхо- димо для совершения работы, и при его отсутствии работа оста- навливается. Ещё более я говорю, что силы, обусловливающие возможность роста, не только не в состоянии продолжать своё дело с прекращением жизни растения, но что никакое соединение сил, влияний или веществ, которое только в состоянии произвести человеческое уменье, никогда не воспроизведёт даже листка про- стейшего растения, или стебля ничтожнейшей травинки, а между тем природа с помощью жизненного принципа производит их каж- дое лето неисчислимое количество миллионов» (Индивидуализм. Л. Гелленбаха, стр. 295, 296).

5) Либих, величайший из химиков, говорит о жизненной силе:

«Химия может только анализировать, т.е. разлагать тела на их эле- менты, но она не может даже узнать расположения этих элементов, между тем как в этом самом расположении, а не в элементах, вся суть дела. Те же самые три элемента: углерод, кислород и водород, и даже в одинаковом весе, образуют и молочный сахар, и щавель, и хлопчатую бумагу. Точно также стрихнин (яд чилибухи), хинин (лекарство) теин, кофеин и даже кровь одинаково дают при хими- ческом анализе углерод, азот и элементы воды. Стало быть, при- чина их различия заключается только во внутреннем распорядке, а для познания этого распорядка всякий анализ тщетен. Если уже и теперь ясно, что чисто случайное совпадение никогда не могло образовать этих веществ, то подобное утверждение в отношении к происхождению высших органических существ будет совершенно бессмысленным... Все неорганические силы образуют только пря- мые линии и плоскости, все же органические, напротив, дают ли- нии кривые и поверхности выпуклые. Если же мы спросим о той силе, которая эти линии закривляет, то мы должны будем принять


87

 

 

новую силу сверх тех трёх, которые определяют порядок элемен- тов в неорганических телах. К силе сцепления и кристаллизации, к теплоте и к сродству химических веществ прибавляется ещё ор- ганическая – жизненная сила. Одна эта сила, наприм., покоряет и ограничивает, сообразно известным целям, вредные сами по себе действия силы сцепления в животном теле. Все отрицатели этой органической силы вовсе не знают природы, и никакой физиолог не может принять их заключения за научно доказанные. Те диле- танты, которые в своих прогулках по границам науки слышали звон, да не знают где он, думают, наприм., что, так как химик мо- жет приготовить из дерева сахар, то он должен дойти и до состав- ления организованных соединений. Но химические соединения не суть организованные, а только сходны с ними, потому что содер- жат в себе те же элементы. В живом теле действуют и химические силы, но они распределяются по известной идее, и никогда не удастся химии из углерода, аммониака, воды, фосфора и извести (это составные части человеческого тела) составить хотя бы одну единую органическую клеточку. Неорганические, лишённые жизни, вещества действуют всегда только неорганически». Frauenschtedt. Der Materialismus, стр. 116).

Образование органических тканей может быть выяснено по аналогии из тех же самых законов природы, которые мы видим ежедневно для предметов неорганических. По мере того, как мы углубляемся в явления природы, она сама открывает нам то, что кажется на первый взгляд недосягаемым и сложным, всё сливается с теми же законами, которые нам давно известны. Постараемся вы- яснить это.

Химия признала некоторые тела простыми, ибо они сами не разлагаются, а вместе с тем служат для составления других тел. Через разные комбинации этих простых тел являются тела слож- ные: разные окиси, закиси, алкалоиды, соли и несметное количе- ство других тел.

Для успешного исполнения каждой из этих комбинаций нужны непременно известные условия; например, определённая температура, степень влажности, иногда сырость, движение или покой, а некоторые комбинации требуют присутствия электриче- ского тока и т.д. Если требуемые условия для данной комбинации


88

 

 

выполнены, она может совершиться; если их нет, или какого-ни- будь условия для этого недостаёт, то она может не совершиться.

Если подобная комбинация совершилась, то новое тело, обра- зовавшееся из двух или нескольких других тел, приобретает дру- гие, свои особые качества, совершенно не похожие ни на одно из качеств, которые были у первоначальных веществ, составивших это новое тело. Например, из водорода и кислорода, – двух бес- цветных газов, – при химической их реакции является вода, веще- ство твёрдое или жидкое, смотря по той температуре, в которую она поставлена.

Вода, таким образом, раз образовавшись, уже более не похожа и не имеет ничего общего ни с водородом, ни с кислородом. Го- воря о воде, мы совершенно исключаем всякое понятие о состав- ных её частях. Совершенно то же надо сказать и об обратной реак- ции. Мы можем воду разложить на составные её части, после чего не будет больше воды, а будут два газа, не имеющие ничего об- щего с водой. И так можем мы продолжать до бесконечности из газов делать воду, из воды обратно газы, без того, чтобы произо- шла в конце концов какая-нибудь перемена или в количестве, или в качестве этих веществ.

Соединения эти и разложения имеют место вследствие извест- ного химического сродства, которое имеют одни тела к другим. Кислород соединяется с водородом вследствие того сродства, ко- торое имеют частицы одного тела к частицам другого. Но если в воду положить тело, у которого химическое сродство к одной из составных частей воды больше, то оно соединится с ним и обра- зует новое тело, другая же составная часть воды остаётся свобод- ной. В этом случае не будет воды, а будут опять новые тела, кото- рые на воду нисколько не похожи.

Эти законы повторяются постоянно во всех химических реак- циях, а потому они могут называться основными законами при- роды. Сочетания производятся всегда в одних и тех же паях, всегда при соблюдении всех необходимых для того условий, – и это от- носится до всех 70-ти простых тел, дающих нам все существую- щие в мире тела и вещества, ибо тот же закон относится и к орга- ническим веществам.


89

 

 

Химический анализ показывает нам, что органические веще- ства состоят совершенно из тех же составных частей, из которых состоят и неорганические, но органическое царство имеет не- сколько видов преобразований, которые не имеет неорганическое, например:

1) в соке винограда нет ни вина, ни алкоголя, – это простая смесь сахара с водой; но когда сок поспел и поставлен в известные условия, то внутри его начинается медленная работа, называемая брожением; причём часть сахара переходит в разложение и обра- зует алкоголь. Таким образом, в соке винограда нет нисколько ал- коголя, он является лишь после брожения, причём количество ос- новных составных частей до брожения и после брожения остаётся совершенно одинаково.

В хлебе или в овощах, что мы едим, нет ни мяса, ни чего по- добного тому, что должно поступить для питания нашего тела, а между прочим эти продукты поступят все в наш организм.

3) В семечке дерева нет ни древесины, ни цветов, ни коры, – была бы большая ошибка думать, что зёрнышко заключает в себе все составные части, необходимые для образования дерева, хотя бы в микроскопическом виде; в нём нет достаточного материала, чтобы сделать хотя бы один листик. Зёрнышко заключает в себе, главным образом, зародыш. Если этот зародыш поставлен в соот- ветствующие условия, то может развиться и произвести такие со- четания и комбинации элементов, которые заставят его прорасти. Зёрнышко черпает из земли и воздуха соки, которые сами по себе ни древесина, ни кора, но под влиянием процесса, который произ- водится в зародыше, они превращаются в то и другое.

Итак, различные сочетания первоначальных элементов дол- жны иметь известные условия для образования тел минеральных, растительных и животных; если их нет, – нет и самых сочетаний; способность преобразования этих элементов остаётся в сокрытом виде до тех пор, пока не явятся необходимые условия для каждого такого преобразования. Как только обстоятельства будут благо- приятствовать, начнётся работа частиц, они станут двигаться, вследствие сродства к окружающему их материалу, и произойдут самые разнообразные сочетания.

Кислород, водород, азот, углерод и другие простые и сложные


90

 

 

элементы, сочетаясь для образования разных тел, образуют из себя органические или неорганические комбинации, смотря по тому, действовало ли на них жизненное начало или нет; в одном случае из тех же элементов образовывалось одно тело, в другом – другое. Для примера приведём следующие физиологические факты: возь- мите пережёванную пищу, смешайте её со слюной и желудочным соком, подражая во всём работе желудка и ваших челюстей, при той же температуре, при тех же движениях, похожих на движения желудка, – получите ли вы тоже сварение пищи, образование из неё питательных соков и совершенно те же реакции, как если бы эта самая пища находилась в желудке под деятельным влиянием жизненного начала живого организма? Конечно, нет; все реакции будут другие. Сделайте то же с растением, попробуйте питать его через кору, или вводя в его поры искусственно приготовленный сок, совершенно тождественный по химическому составу с его действительным соком, и увидите, что оно погибнет. Для образо- вания известных химических реакций нужно непременно присут- ствие жизненного начала.

Деятельность жизненного начала поддерживает жизнь орга- низма и поддерживается сама через то действие, которое оно про- изводит на организм. Мы будем иметь слабое понятие об этом, если вспомним, как при благоприятном дуновении ветра может разгораться потухающая уже искра, – найдя кругом себя доста- точно сгораемого материала, она сперва зажжёт его и от избытка действия жары будет всё больше и больше разгораться сама.

Химия совершенно не улавливает ни одного из проявлений жизненного начала. Она при анализах своих очень удачно разла- гает с одинаковым успехом все тела органические и неорганиче- ские; составлять же она может только неорганические тела, и ни- когда ещё не удавалось ей ни составить, ни даже восстановить жизнь, хотя бы в засохшем листке, что служит очень веским дока- зательством, что живые организмы имеют нечто, чего нет в без- жизненной материи.

Подобного рода взгляд сделает для нас ясным, почему наука так положительно утверждает, что самопроизвольное самозарож- дение невозможно; ибо при всех подобного рода опытах она реши-


91

 

 

тельно не могла ввести в свои реакции тех сил, которые произво- дят жизнь, следовательно, все её опыты, не имея главного, необхо- димого при сём, деятеля, не могли до сих пор привести к правиль- ному решению задачи. Вот логическое объяснение научных не- удач в этом отношении.

Есть ли жизненное начало совершенно такая же сила, как сила химического сродства, взаимного частичного притяжения, или электричества, магнетизма и т.д.? На этот вопрос надо ответить утвердительно и сказать, что жизненное начало есть сила, прибли- зительно такая же, как и все силы; хотя, говоря, что это такая же сила, как другие, мы только обобщаем, или облегчаем объяснение её, ибо в сущности это объяснение имеет слишком ничтожное зна- чение. Разве силы похожи друг на друга, например, магнетизм и химическое сродство; они даже по природе своей не имеют ничего схожего, а жизненное начало ещё меньше походит на все прочие силы природы, – тем не менее она всё же сила.

Жизненное начало есть проявление Творчества Бога. Оно несравненно выше всех других сил. Ничто не может зародиться без Бога; Бог всюду и везде!.. Только воля Создателя вызывает в материи и во всех её видоизменениях, какие бы они ни были, ор- ганическую жизнь, поддерживает её и сохраняет; без Его Воли всё превратилось бы в бессмысленную груду. Вот почему химики и не могут уловить главный смысл и причину жизни в своих лаборато- риях; вот отчего жизненное начало всегда ускользало от их опыт- ных глаз и навсегда останется далеко за пределами всех научных познаний.

Причиной появления на земле органической жизни и было именно это самое жизненное начало, возбуждаемое Высшей Во- лей, составляющей единственный Источник жизни всего живого; без него нет жизни. Бог один способен призвать к жизни бессмыс- ленную материю. Жизнь есть великая тайна природы, которая ни- когда не будет разгадана человеком, несмотря на то, что он, видя её ежедневно, везде и всюду кругом себя и в себе самом, до такой степени привык к ней, что считает это высокое проявление Твор- чества Божия за совершенно заурядный факт. Человек думает, что зерно, положенное в землю, обязано прорасти, что у родителей должны быть детёныши и что они непременно должны сохранить


92

 

 

породу своих родителей, и что это иначе быть не может. Да, – это так бывает, но не потому что это есть необходимость; необходи- мости в органической природе нет, – есть Воля Божия.

С химической точки зрения человек ничем не отличается от остальных млекопитающих, его кровь, мясо, кости имеют тожде- ственный состав. Он так же родится, живёт и умирает; его тело так же разлагается, как и тела всех других животных. Сходство орга- низмов до того велико во всех отправлениях, что по организации своей человек не может быть выделен из числа других тварей, жи- вущих на земле.

При смерти каждого существа жизненное начало прекращает своё действие на организм, и он умирает. От жизненного начала после смерти человека ничего не остаётся, это факел, который за- жигается с жизнью и со смертью погасает безвозвратно.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)