АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели нарративной компетентности

Читайте также:
  1. Crown Victoria одна из популярных в США моделей (в полиции, такси, прокате, на вторичном рынке). Производство в Канаде. Дебют модели состоялся в 1978.
  2. I. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
  3. II этап. Разработка модели.
  4. II. Основные модели демократического транзита.
  5. Simulating Design Functionality (моделирование функциональности разрабатываемого счетчика).
  6. Verifying Functionality using Behavioral Simulation (верификация функциональности за счет использования моделирования поведения (работы).
  7. Абстрактное моделирование
  8. Абстрактные модели защиты информации
  9. Азы моделирования
  10. Азы моделирования.
  11. Алмазно- расточной станок модели
  12. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Попытка моделировать тексты предпринимались структурными антропологами и культурологами. Основное внимание обращалось на гештальты как организационные характеристики компетенции. Гештальты это исходные сюжеты, которые опираются на архетипические схемы и вербализуются в мифологии: "похищение царевны», бой «героя со змеем». Мотив бездетности выступал этнически распространением начальной ситуации. Герой идет искать нужное средство, но должен подвергнуться испытанию. По пути попадается помощники и помехи. Образ рыбы выступает стимулом плодовитости. Образ яблок символизирует плоды. Данная сложность прочтения символов упирается в бессознательное психики и ее изучение. Пока специальных эмпирических исследований данной проблематики практически не проводилось.

В композиции повествования, особенно сказок, В. Пропп выделял семантические фрагменты, образующие основу нарратива. Сюда можно отнести тематизацию этих фрагментов:

– нехватка,

– клич,

– отправление,

– испытание,

– добыча предмета,

– возвращение.

В нарративной схеме могут быть представлены архетипические образы. Образ Елены репрезентирует прекрасной архаическое могущество женщины. Владимир Пропп выделял 31 функцию семантических фрагментов архетипической схемы типа:

– отлучка,

– запрет,

– нарушение,

– разведка,

– выдача,

– подвох,

– пособничество,

А также выделил семь ролей действующих лиц в нарративной схеме:

– вредитель,

– даритель,

– волшебный помощник,

– искомый персонал,

– герой,

– ложный герой.

Сюжеты отражают борьбу антогониста с вредителем, победу героя, с одной стороны, и решения трудной задачи- с другой. Функции героя и антигероя высоко и средне частотны, тогда как они из круга ложного героя менее частотны. Наиболее частотная функция в нарративах – это вредительство, что соответствует началу инициативного обряда.

Мифологический мотив змея ‒ похитителя возник из более древнего мифа о поглощении. Мотив поглощения связан с начальной фазой обряда инициации - вступление неофита в дом посвящения. Функция «отправка» соответствует моменту мифа снаряжения героя для странствия в иной мир, в царство мертвых. Смысл художественного изображения образует развязку конфликта, в котором представлено глубинное переживание столкновения профанного мира с его телесной логикой поведения и сакрального мира с логикой духовных ценностей. Однако нарративность опирается на выраженность сознания, где представлены две перспективы: история героя и история злодея. В этой двойственности перспектив находит выражение бинарность как фундаментальное свойство сознания.

Для юнгианской традиции смысл сюжета нарратива отражает в целом борьбу пробуждающегося сознания с экспансивной тенденцией бессознательного, которое его пытается проглотить. Эта противостояние и есть начало бинарной логики. Оно имеет социализованные формы в мире и представлена глубинной потребность бессознательного изменить состояние сознания с помощью различных средств- от алкоголя, наркотиков, ритуалов и других культурных традиций. При этом творчество выступает как способ восстановления целостности психического, т.е. слияние сознательного и бессознательного в восстановлении целостности человека и природы.

Психоаналитическая традиция предполагает сюжетные схемы нарратива трактовать как реализацию сексуальной энергии. При этом героям приписываются сексуальные символы. К примеру, сказка курочка ряба может получить интерпретацию - рябая курочка – символ жизни, яйцо- это симптом или эрос и танатос вместе взятых. Разбить яйцо – значить оплодотворить яйцо. Мышь –это ид или хтоническое, бессознательное. А хвост мышки это символ мужского начала. Наративная компетенция представляет собой историю столкновения архетипов. При этом модель мифа символизирует то, что вытеснено в подсознание. Символизм приравнен к сновидению.

Однако все сюжеты повествования восходят к наиболее древнему архетипу -«рождения мира», которое состоится благодаря жертвоприношению. А мир представляет собой триединство верхнего – среднего - низкого миров. Эта своеобразная тернарная оппозиция оказалась очень плодотворной в проявлении сознания в виде появлении идей в различных научных сферах. К примеру, в кибернетике:

– информация-энергия-вещество;

– в глубинной психологии:

– подсознание-сознание-сверхсознание;

– в методологии:

– эпистемология-феноменология-операционализация;

политологии:

– базис-надстройка-идеология, рабочие-крестьяне- интеллигенция;

– в христианском учении – триединство бога;

в даосизме: целое-инь-ян.

Тенденция развития человечества также указывает на раскрытие этого триединства. Имманентность космической природы человека в античные времена проявлялась в космоцентризме, в средневековье же идея богосотворенности человека в теоцентризм, а в новейшее время в антропоцентризме.

Современные дискурсы воспроизводят собой мифологические схемы в художественных фильмах различного жанра. Эти схемы обеспечивают людям понимание различных жанров:

– жанр боевика опирается на схему борьбы героя со злом;

– жанр приключения – на схему странствия героя;

– детективный жанр‒ на схему навязчивой идеи наказания антигероя;

– жанр мелодрамы на схему стремления к светлому будущему и символическому выходу из реальной проблемы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)