АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народничество

Читайте также:
  1. Александр Блок
  2. Г. Янковский
  3. Где берет начало шигалевщина
  4. Глава VI
  5. Движение во второй половине XIX века
  6. Докритический период. 8 страница
  7. Заметки о новейшей польской литературе
  8. И никто не смел издеваться над русским народом при Сталине.
  9. Идеология мещанина нашего времени 3 страница
  10. Идеология мещанина нашего времени 4 страница
  11. Идеология мещанина нашего времени 6 страница
  12. Идеология мещанина нашего времени 7 страница

П равительственные репрессии, временно подавив леворадикальное движение, не устранили его причин. Неблагополучие в русской деревне, социальные контрасты противоречия постоянно поддерживали в радикалах тягу к переустройству общества. Стеснение правительством деятельности самоуправления и печати сужало возможность легальной общественной работы. Неудачи либералов с их тактикой компромисса и постепенности убеждали молодежь, что действенными являются лишь радикальные меры.

На рубеже 1860-1870-х гг. складывается ряд новых леворадикальных кружков. В 1869 г. тайное революционное общество в Москве создал студент С.Г. Нечаев. Нечаев считал, что революционная борьба оправдывает любые средства - шантаж, обман, провокацию. Чтобы крепче связать друг с другом членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из участников общества - студента И.И. Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, однако был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

В 1869-1874 гг. в Москве действовал кружок "чайковцев" (участники - Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, П.А.Кропоткин, С.М. Кравчинский). Отвергая нечаевские методы, члены общества сосредоточились прежде всего на организации кружков самообразования, издании и распространении социалистической литературы.

Издательской деятельностью занимался и кружок А. В. Долгушина, существовавший в Петербурге в 1872 - 1873 гг.

На рубеже 1860 - 1870-х гг. формировалась идеология народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Приверженцы этой системы взглядов считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого общественного уклада. Будучи социалистами, народники (следуя теориям Герцена и Чернышевского) считали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Считая главным избавление народа от социально-экономического гнета, большинство народников отрицало или преуменьшало значение политической борьбы.

Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к оформлению трех течений. Теоретиком бунтарского течения был М. А. Бакунин (1814-1876), в прошлом - западник, затем - политический эмигрант и один из вождей анархизма. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе - социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

Теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров, (1823-1900), в прошлом - полковник, профессор артиллерийской академии. Лавров считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. Журналист П. Н. Ткачев (1844-1885), участник нечаевского кружка, был идеологом заговорщицкого направления. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь.

В 1874 г. нараставшее в среде радикальной молодежи напряжение вылилось в массовое движение - "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни, согласно теории Бакунина, пытались, переходя из деревни в деревню, путем "летучей пропаганды" разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг народу" - лечить, просвещать его. Вопреки ожиданиям народников, крестьянство не поднялось на восстание и не проявило стремлений к социализму. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовав множество лиц, прямо или косвенно к нему причастных.

Учтя опыт неудач, народники решили объединить усилия, создав крупную революционную организацию, названную "Земля и воля" (1876). Организацией руководили А. Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н. А. Морозов. Землевольцы решили перейти к более глубокой "оседлой" пропаганде, создав в деревне ряд поселений: началось второе "хождение в народ".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)