АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истоки испанской дипломатии. Народы, населявшие Пиренейский полуостров, сравнительно давно уже использовали дипломатические методы при решении международных вопросов

Читайте также:
  1. IV. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АТОМЕ
  2. Антропонимы и топонимы. Богатство испанской топонимики.
  3. Вопрос 30. Фактор силы и права в мировой дипломатии.
  4. Вопрос 31. Современные подходы к обеспечению международной дипломатии.
  5. Вопрос № 2. Истоки романтического стиля.
  6. Вопрос. Виды переговорной дипломатии.
  7. Глава 1. Скандинавские истоки
  8. Глава 2. Истоки поведения.
  9. Глава вторая. Истоки поведения
  10. Дети в родители: истоки оптимизма 197
  11. ДЕТИ И РОДИТЕЛИ: ИСТОКИ ОПТИМИЗМА
  12. Динамический технический анализ 2.13.1. Истоки динамического технического анализа

 

Народы, населявшие Пиренейский полуостров, сравнительно давно уже использовали дипломатические методы при решении международных вопросов. Конечно, дипломатия того времени лишь отдаленно может напоминать нам современную дипломатию, однако, сам факт существования дипломатических отношений в глубокой древности, пусть и на примитивном уровне, служит свидетельством того, что современная Испания является наследницей и преемником богатых дипломатических традиций.

 

Не располагая надежными источниками по древней истории Испании, мы можем предполагать, опираясь на теоретические работы по истории дипломатии, что уже во II—I вв. до н.э. племена, населявшие Пиренейский полуостров, прибегали к своеобразным дипломатическим методам в своей повседневной жизни. Наличие подобного рода дипломатических контактов подтверждается тем фактом, что в конце второго тысячелетия до Рождества Христова на полуостров прибывают финикийцы, а несколько позже древние греки. Именно в это время (X—VIII в. до н.э.) и происходят первые контакты коренного населения Пиренеев (иберов, кельтов и басков) с греками и финикийцами. Древние греки и финикийцы, которые вели активную морскую торговлю, понимали важность наличия городов на пересечении основных средиземноморских торговых путей и поэтому стремились основать на территории современной Испании свои поселения.

 

Следующий важный период в развитии дипломатии на Пиренеях начался после захвата полуострова карфагенянами в 237 г. до н.э. Потерпев поражение от Рима в ходе первой Пунической войны, карфагеняне высаживаются на полуостров с севера Африки для того, чтобы создать себе там плацдарм и продолжить борьбу с Римом. Через два года на Пиренеях появляются римляне. С этого момента мы уже располагаем сравнительно надежными источниками и фактами о дипломатической деятельности на территории полуострова, которые оставлены нам римскими историками.

 

Карфагеняне умело сочетали военные методы с дипломатическими в ходе захвата иберийских и кельтских земель. Дипломатические методы были использованы карфагенянами и в отношениях с более серьезным и изощренным противником — Римом.

 

В 231 г. до н.э. римляне направили посольство на Пиренеи, захваченные карфагенянами. Во главе посольства был консул Папирио. Он должен был выяснить дальнейшие планы карфагенян и предупредить о возможности их нападения на греческие поселения в Испании, с которыми у римлян был заключен союз*.

 

* Ochoa Brun M. Historia de la diplomacia espanola. V. 1. MAE, Madrid, 1991. P. 49.

 

В 226 г. до н.э. карфагеняне подписывают с римлянами договор, установивший по реке Эбро границу сфер влияния на полуострове*. Однако, несмотря на все дипломатические усилия, непримиримая вражда карфагенян и римлян привела к началу второй Пунической войны (218—201 гг. до н.э.). Поводом к войне послужил захват карфагенянами греческого города Сагунто. Римляне, гарантировавшие безопасность гре ческим поселениям, воспользовались данным поводом для начала военных действий. С момента окончания войны, в ходе которой карфагеняне во главе с вождем Ганнибалом были окончательно разбиты римлянами, начинается римский период в истории Испании.

 

* Antonio Dominguez Ortiz: Espana. Tres milenios de Historia. Marcial Pons. Madrid, 2000. P. 16.

 

Подробное рассмотрение влияния данного периода на дальнейшее развитие Испании не входит в цель настоящего исследования. Тем не менее, следует признать, что влияние Рима явилось ключевым фактором во всей последующей истории страны. Испания стала окончательно и бесповоротно неотъемлемой частью западной цивилизации.

 

С падением римской империи открывается новая страница в истории Испании. Характерно, что средневековье богато на события, повлиявшие и на развитие дипломатии. Для изучения испанской дипломатии этот период интересен, прежде всего, тем, что дипломатия как политический институт в средние века получает новый импульс. Прекращает существование римская концепция об исключительном положении и роли Рима в международных отношениях. Рим являлся центром «вселенной», своего рода цивилизованным островом во вражеском окружении варваров, с которыми и нормальных отношений нельзя было поддерживать. Рим делал свою ставку на военную мощь, при этом во многом пренебрегая дипломатическими методами.

 

После падения римской империи на ее бывшей территории постепенно начинают образовываться многочисленные государства, вступающие между собой в активный диалог. Одним из таких государств стало Вестготское королевство, образованное на территории современной Испании и ставшее первым национальным испанским государством.

 

Вестготы вели активную внешнеполитическую деятельность и, несмотря на скудность источников по этому периоду, до нас дошли сведения о многочисленных визитах вестготских посланников в близлежащие государства. На заре появления королевства вестготов у них уже существовала система принятия внешнеполитических решений, хотя с точки зрения сегодняшних дней она и выглядит примитивной. В целом внешнеполитический механизм вестготов и их дипломатические методы схожи с общепринятыми в то время моделями во всех «варварских» государствах. Во главе Вестготского королевства стоял Король, который представлял государство и обладал широкими внешнеполитическими полномочиями. Вместе с тем власть его была ограничена и основные решения, такие как объявление войны, заключение мира и союзов с другими странами, решались с учетом мнения представителей народа, главным образом войска, и принимались на Ассамблеях. Внешнеполитические вопросы, не имевшие серьезных последствий, решались лично королем, при чем основными советниками монарха были как духовные, так и светские лица. Представительство же вестготов за рубежом осуществлялось лицами, принадлежавшими к верховной знати страны — магнатами, военноначальниками и духовенством.

 

В период существования Вестготского государства происходит событие, повлиявшее на все дальнейшее развитие испанского общества. Речь идет о принятии вестготскими королями католичества в качестве официальной религии и последующем укреплении связей вестготской Испании с Ватиканом. Данное решение на многие века определило основные направления как внутренней, так и внешней политики страны. Для средневековой дипломатии Испании ориентация на Ватикан имела безусловно положительное значение и явилась своего рода катализатором для совершенствования дипломатии. Заметим, что не только в вестготский период, но и в последующие периоды испанское католичество активно участвовало во внешней политике страны и ее представители нередко выполняли дипломатические функции.

 

В 711 г. н.э. неожиданно для вестготов на Пиренеи вторглись арабы. Практически вся территория страны перешла под арабский контроль. Кордовский халифат наряду с Константинополем становится одним из центров мировой политики своего времени (IX—X вв.). Дипломаты арабской части Испании не ограничивались контактами с представителями христианской Испании, но находились с миссиями у Карла Великого и у императоров Константинополя, в Ватикане*.

 

* Ochoa Brun M. Op. cit. P. 70.

 

Хотя в исследованиях многих ученых отмечается, что период арабских завоеваний является одним из самых драматичных моментов в истории Испании, тем не менее, они же выделяют и ряд положительных аспектов пребывания арабов на полуострове. Дело в том, что арабы обладали сравнительно высоким уровнем науки, культуры и дипломатии. Они уделяли большое внимание использованию дипломатических форм общения. Характерно в этом плане, что во дворце Аль Амбра был построен специальный Посольский зал, предназначенный для переговоров и встреч с посланниками иностранных государств. Известно также, что мавры вскоре после вторжения на полуостров утратили поддержку со стороны государств Северной Африки и были вынуждены сделать главную ставку не на военную мощь, а на дипломатические методы сохранения своего влияния в Испании. Вероятно, именно дипломатия, используемая ослабленными арабскими халифатами, позволила им сохраниться до конца XV в., когда они были окончательно разбиты испанцами в ходе Реконкисты.

 

Реконкиста привела не только к освобождению испанских земель от арабского господства, но и послужила толчком к формированию единого испанского государства в конце XV в., когда католические короли Изабелла и Фердинанд, заключив брак, соединили под единым правлением земли Кастилии и Арагона. Уже в первые годы существования испанского государства Фердинанд смог создать дипломатическую службу, которая на протяжении более века являлась наиболее впечатляющей в Европе*. Было бы неправильно полагать, что организация такого непростого института, каким является дипломатическая служба, могла успешно осуществиться в отрыве от имевшегося к тому времени внешнеполитического опыта государств, составляющих Королевство Испании.

 

* Mattingly G. The Renaissance Diplomacy. London, 1955. P. 149.

 

Первым испанским постоянным посольством стало представительство при Святом престоле, аккредитованное в Ватикане в 1480 г. (первый постоянный представитель Гонсало де Бедета). За ним последовали постоянные посольства в Англии 1487 г. (первый постоянный посол в Лондоне Родриго Гонса-лез де Пуэбла — 1487—1507; после него Гутьер Гомес де Фу-энсалида — 1508—1509 гг.), Венеции — 1494 г. (первый постоянный посол Лоренсо Суарес де Фигуероа 1494—1506 гг.), Германской империи — 1493 г. (первый постоянный посол Франциско де Рохас 1493—1496), Португалии — 1490, Франции — 1499 год*.

 

* Ochoa Bran M. La diplomacia de la Renacimiento у La diplomacia espanola // Corona у diplomacia. P. 44. Madrid, Escuela diplomatica, 1988.

 

Известно, что задолго до появления практики открытия постоянных посольств в иностранных государствах испанские королевства при необходимости направляли специальные миссии для выполнения конкретных задач. Так, в частности, в 1401 г. для установления контактов с Тамерланом король Кастилии Энрике III направлял специальную миссию в далекую и неизвестную татаро-монгольскую империю*.

 

* Ochoa Bran M. Op. cit. P. 23.

 

Однако, развитие дипломатии в Испании в эпоху Возрождения столкнулось с рядом трудностей. В первую очередь в отличие от Италии, где города были расположены близко друг к другу Испании приходилось поддерживать связь с гораздо более отдаленными местами. Испанские короли не хотели расходовать много средств на поддержание дипломатического механизма, это на первых этапах функционирования дипломатии приводило к тому, что преимущества, предоставляемые присутствием постоянных посольств за рубежом, не могли быть использованы в полном объеме. В частности, из-за отсутствия развитой курьерской службы корреспонденция из посольств доходила до Испании в течение шести недель, и в большинстве случаев содержащаяся в ней информация при получении была уже устаревшей. Кроме того, постоянные перемещения испанского двора из города в город затрудняли процесс управления посольствами. Зачастую послы просто не получали ответов на свои письма и соответствующих инструкций от короля, оставаясь в полном неведении относительно официальной позиции по самым важным международным проблемам. Послы часто не знали, куда следует направлять почту. Порой подобная неразбериха приводила к потерям важных документов. Имеются примеры того, когда уже в первой половине XVI в. испанцы не могли иногда обнаружить копии международных соглашений, которые имели огромное значение*.

 

* Mattingly G. Op. cit. P. 147.

 

Наряду с недостатками в архивном деле, исследователи данного периода испанской дипломатии отмечают и ряд других негативных моментов, в частности, обращается внимание на проявлявшееся иногда не совсем адекватное отношение двора к своим послам. Необоснованная подозрительность испанских королей приводила к тому, что кроме постоянных послов, в иностранные государства направлялись специальные посланники, в чьи обязанности входила слежка и контроль за работой послов-резидентов. Безусловно, такие действия не могли не приводить к ссорам и спорам между испанскими дипломатами.

 

Однако постепенно преимущества использования постоянных дипломатических институтов стали для испанской монархии очевидны. С учетом этого, к концу правления Фердинанда был создан орган, отвечающий за внешнеполитические вопросы (подобие министерства иностранных дел), внесены изменения в работу курьерской службы, дипломатам стали больше и, главное, регулярно возмещать текущие расходы, связанные с их деятельностью. Как отмечает Г.Мэтингли, Фердинанд первым перенял итальянскую дипломатическую модель и создал наиболее эффективную дипломатическую службу своего времени*.

 

* Mattingly G. Op. cit. P. 150.

 

После смерти Фердинанда, в 1516 г., на испанский престол взошел Карл I. На годы его правления приходится один из самых славных периодов истории Испании. Именно тогда испанское государство стали называть империей, над которой никогда не заходит солнце. Могущество испанской короны достигалось не только военной мощью, но, не в последнюю очередь, и с помощью дипломатического искусства. К важным достижениям испанской дипломатии того периода можно отнести восхождение Карла I в 1519 г. на трон императора Священной Римской Империи, после чего он стал именоваться также императором Карлом V. Таким образом, Испания превратилась в самое большое и могущественное государство Европы.

 

Карл V умело сочетал военные действия с дипломатическими шагами. В то время он являлся первым монархом, совершившим значительное количество визитов в другие государства — три раза встречался с английским королем Генрихом VIII, три раза с королем Франции Франциском I, два раза с папой Климентом VIII и два раза с Павлом III. Император не боялся находиться при английском дворе в Лондоне (1522 г.) и при французском дворе (1539 г.). Уже в середине XVI в. Карл V осуществляет попытки решить конфликты дипломатическими методами. И это в первую очередь касалось проблемы нидерландских владений Испании. Карл понимал сложность управления столь отдаленными от Испании землями и разработал дипломатический план, заслуживающий внимание. Испанская дипломатия на протяжение долгого периода времени стремилась с помощью династического брака (метода довольно распространенного в эпоху Возрождения) создать союз с Англией и отдать ей нидерландские владения. Хотя этим планам и не суждено было свершиться, тот факт, что Испания стремилась решать все больше проблем мирными средствами, путем переговоров говорит о высоком значении, которое она придавала дипломатии в те далекие годы.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)