АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕРАПИЯ

Читайте также:
  1. Re: Что такое психотерапия?
  2. А. Этиотропная терапия
  3. Автор методики – канд.психолог.наук Николай Дмитриевич Линде, её официальное название – “Эмоционально-образная терапия” (ЭОТ).
  4. АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
  5. Анти VEGF терапия
  6. Антитромботическая терапия
  7. Апитерапия и фитотерапия в лечении заболеваний почек и мочевыводящих путей
  8. Ароматерапия — эстетическая методика. Чувство меры – признак высокого вкуса.
  9. АРТТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ.
  10. Детско-родительская диадическая арт-терапия
  11. Детство без лекарств и болезней. Акватерапия.
  12. Дифференцированная терапия билиарных дисфункций у детей

 

Почему объятия являются столь мощным терапевтическим средством? Я всегда считал, что проблему можно решить лишь при помощи ясности, здравого смысла и анализа ситуации, но все это — ерунда по сравнению с объятиями.

 

Человеку важно быть нужным кому-то. Это одна из основных потребностей человеческого существа. Когда тебя никто не любит, на тебе можно ставить крест. Если ты не чувствуешь, что небезразличен кому-то, хоть кому-нибудь, то вся твоя жизнь теряет смысл.

Потому любовь — лучшее из существующих лекарств.

Этому миру нужна терапия, потому что ему недостает любви. В истинно любящем мире никакой терапии не потребуется; любви хватит на всех, ее будет в избытке. Объятия — всего лишь проявление любви, теплоты, заботы. Само ощущение теплоты, исходящее от другого человека, способно растопить холодное, словно лед, эго. Оно снова возвращает тебя в детство.

Психологам хорошо известен факт: если ребенка не обнимают, Не целуют, то тем самым его лишают подпитки. Так же как телу нужна пища, душе нужна любовь. Можно удовлетворить все Физические потребности малыша, создать внешний комфорт и благополучие, но лиши его нежных объятий — и он не вырастет здоровым. Глубоко в душе у него поселится печаль — ведь он никому не нужен, его забросили, им пренебрегают. Никакие самые лучшие няни не заменят ему материнской ласки.

Замечено, что ребенок, лишенный такой ласки, как объятия начинает чахнуть, — он даже может умереть, — несмотря на то что его обеспечили всем необходимым. Все, что относится к нуждам тела, у него было, но его не окружили любовью. Его словно изолировали, отрезали от источника.

Любовь — наша связующая нить, любовь — наши корни. Она — как дыхание: для тела оно жизненно необходимо, прекрати дышать — и ты не сможешь существовать; любовь — это внутреннее дыхание.

Никакому анализу это не под силу. Здравый смысл и ясность, знания и ученость не помогут. Можно проштудировать весь материал по терапии, стать высококлассным специалистом, но, если тебе неведомо искусство любви, ты будешь скользить по поверхности, не соприкоснувшись с настоящим чудом терапии.

Стоит только тебе почувствовать душевную боль пациента, проникнуться его страданием... девяносто людей из ста страдают в первую очередь из-за недостатка любви. Если тебе удастся прочувствовать потребность пациента в любви, если ты сможешь восполнить эту потребность, случится поистине волшебная перемена в его состоянии.

Вне всякого сомнения, любовь — самое мощное терапевтическое средство.

Зигмунд Фрейд очень боялся этого, настолько боялся... ни о каких объятиях и речи быть не могло — он не был готов даже к тому, чтобы общаться с пациентом лицом к лицу, ведь слушая о его несчастьях, выслушивая обо всех кошмарах, гложущих его изнутри, он мог начать проникаться жалостью к пациенту. Его глаза могли увлажниться, или вовсе заструились бы слезы, или, неожиданно для него самого, его рука потянулась бы к руке пациента.

Он так опасался каких бы то ни было проявлений любви между врачом и пациентом, что изобрел свою технику: пациент должен лежать на кушетке, а психоаналитик садится позади нее — и таким образом оба избегают визуального контакта.

Но запомни одно: именно благодаря этому контакту возрастает любовь. Животные не способны на это — они предаются любовному акту, не глядя друг на друга, не проявляя ни дружелюбия, ни единства. И как только все закончено, они разбегаются в разные стороны — каждый сам по себе, безо всяких «спасибо», «пока» и «до скорой встречи». Животным не дано создать дружеские отношения, семью, общество по одной простой причине: во время любовного акта они не смотрят друг другу в глаза, не обращены друг к другу; их акт — сугубо механический. В нем нет ничего человеческого.

Только человек создал весь спектр различных взаимоотношений — он единственный представитель звериного царства, который может заниматься любовью, видя лицо партнера. Предаваясь любви, люди могут общаться даже глазами, даже мимику можно превратить в особый язык. И тогда вмиг изменится настроение и эмоции — поднимутся волны радости, экстаза, накалится страсть — и близость перейдет на новую ступень.

Близость необходима, она — основа всего.

Потому любви следует предаваться при свете, не в темноте — хотя бы в приглушенном свете, при свете свечей. Занятия любовью в темноте — отголосок звериного в нас, стратегия избежать контакта лицом к лицу.

Зигмунд Фрейд боялся любви как огня, он боялся собственной подавленной любви. Он опасался, как бы не ощутить связь, не привязаться к кому-то. Он хотел оставаться вовне, избежать вовлеченности в проблемы человека, не стать частью его внутреннего мира, не погрузиться глубоко, но пребывать в позиции ученого-наблюдателя, отстраненного, непредвзятого, безэмоционального, далекого. Он относился к созданному им психоанализу как к науке. Но психоанализ не наука и никогда ею не станет! Это искусство, которое куда ближе к любви, чем к логике.

Истинный психоаналитик не станет бояться погрузиться во внутренний мир пациента — он отважится на этот риск. Да, это рискованно, как блуждать в мутной воде. Можно и утонуть — в конце концов, ты ведь тоже просто человек! Не исключено, что тебя поджидают проблемы, сложности, ты сам можешь оказаться запутанной ситуации — однако все же стоит рискнуть.

За это я очень люблю Вильгельма Райха. Этот человек полностью изменил лицо психоанализа — не побоявшись окунуться проблемы пациента. Он отказался от кушетки, отказался от былой отстраненности. Он произвел гораздо более значительную революцию, чем Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд не вышел за рамки традиции, он слишком боялся собственных подавленных чувств.

Если тебя не страшат собственные подавленные чувства, то твоя помощь будет бесценной. Если ты не боишься своего бессознательного, если хоть наполовину разрешил свои проблемы, то сможешь оказать огромную помощь, погрузившись во внутренний мир пациента, став скорее участником, чем посторонним наблюдателем.

По правде говоря, у самих психоаналитиков хватает нерешенных проблем, подчас даже более серьезных, чем у их пациентов, оттого страхи Зигмунда Фрейда можно понять. Что касается меня, то я готов заявить со всей категоричностью: до тех пор пока человек по-настоящему не пробужден, не просветлен, он не может стать истинным, подлинным психотерапевтом.

Лишь будда способен быть истинным терапевтом, ибо у него не осталось своих проблем. Он может слиться с пациентом, раствориться в нем; на самом деле пациент для него и не пациент вовсе.

В этом заключается разница между отношениями, сложившимися у пациента с терапевтом, и отношениями между учеником и мастером. Ученик не пациент, он — любимец, он любим. Мастер не бесстрастный наблюдатель, он становится участником. Оба утратили свою отделенную сущность, стали одним целым, и это единение служит им.

Объятие — всего лишь жест единения, даже жеста бывает достаточно.

Так что ты прав. Ты спрашиваешь: «Почему объятия являются столь мощным терапевтическим средством?»

Так оно и есть, и это всего лишь жест. Если он искренний — когда не только движения, но и твое сердце участвует в нем, — он способен стать магическим средством, сотворить чудо. Он может в мгновение ока трансформировать всю ситуацию.

Здесь следует уяснить кое-что. Первое: представление о том, что ребенок умирает, а на смену ему приходит отрок, затем умирает отрок, сменяемый юношей, позднее юноша умирает и приходит взрослый, и так далее, и тому подобное — неверно. Ребенок никогда не умирает — вообще ничто никогда не умирает. Ребенок остается, он есть всегда, погребенный под грудой прочих событий — отрочества, юности, зрелости, старости, — но он никуда не уходил.

Ты напоминаешь луковицу, одетую во сто одежек, но стоит ее очистить, как обнаружатся слои посвежее. Чем глубже — тем свежее. То же самое справедливо и в отношении человека: если устремиться поглубже, всегда можно отыскать невинное дитя — контакт с этим невинным ребенком целителен.

Объятие позволяет отыскать непосредственный контакт с ребёнком. Если обнять человека, вложив в это объятие теплоту, любовь, если это будет не пустой жест, но значимый, весомый, подлинный, если через него изливается твое сердце, ты в тот же миг встретишься с ребенком, невинным ребенком. А невинность ребенка, даже на мгновение показавшаяся на свет, делает огромное дело — детская невинность всегда здорова и целостна, она незапятнанна. Ты достиг сокровенного центра человека, где нет и следа развращенности, ты достиг непорочного центра, и привнести в этот непорочный центр пульсацию жизни уже достаточно.

Каждый ребенок настолько свеж, настолько оживлен, настолько полон энергии — сама его живость становится целительной.

Если тебе удастся каким-либо образом прикоснуться к ребенку, таящемуся внутри пациента... а объятие служит одним из важнейших средств.

Анализ—это путь ума, объятие—путь сердца. Ум—причина всех недугов, а сердце — источник любого исцеления.

«The Wild Geese and the Water», глава 4

 

В кабинет психиатра входит мужчина и говорит: «Доктор, я схожу с ума. Мне все время кажется, что я зебра. Каждый раз, когда я смотрюсь в зеркало, я вижу, что все мое тело покрыто черными полосами».

Психиатр пытается его успокоить. «Тихо, тихо, — говорит он. — Сейчас успокойтесь, ступайте домой и примите эти пилюли, выспитесь хорошенько, и, я уверен, черные полосы уйдут».

Бедняга идет домой, но спустя пару дней наносит повторный визит. Он говорит: «Док, я в полном порядке. А нет ли у вас чего-нибудь от белых полос?»

 

Проблемы и не думают уходить.

 

Однажды ко мне привели юношу, явно повредившегося в уме. Молодой человек внушил себе безумную идею, что в его теле поселились мухи, забравшись во время сна через нос либо рот, и буйствуют внутри него. Разумеется, это доставляло ему массу проблем. Он вертелся, как уж на сковородке, не мог спокойно сидеть из-за этих несносных тварей, напрочь лишился сна. Жизнь превратилась в сплошную агонию. Что было с ним делать? Я сказал ему: «Ложись на кровать, полежи спокойно минут десять, а мы сделаем все, что от нас зависит».

Я укрыл его простыней, чтобы он не видел происходящего, и стал носиться по всему дому в попытке поймать парочку мух. Это было делом непростым — раньше мне не приходилось заниматься подобным, но мой опыт погони за людьми оказался весьма кстати.

Кое-как я умудрился поймать трех мух. Поместив их в бутылку, я поднес ее к юноше, произвел несколько мудреных пассов над ним, затем велел ему открыть глаза и предъявил ему бутылку.

Он посмотрел на нее и говорит: «Да, несколько штук вам удалось поймать, но это те, что поменьше. Крупные-тo всё ещё остались — они такие большие!» Проблема усложнилась. Где же было достать насекомых покрупнее? Юноша сказал: «Я очень вам признателен. По крайней мере вы избавили меня от мелких, но те, что побольше, — просто огромные».

 

Людям не угодишь. Вроде бы разделаешься с их проблемой, так нет — они снова суются с ней под видом новой, словно в этом есть какая-то глубокая потребность. Попробуй понять это.

Жить без проблем невероятно трудно, почти не под силу человеку. В чем причина? Проблемы тебя отвлекают. Проблемы не дают тебе сидеть сложа руки. Они занимают тебя делом безо всякого дела. Проблемы развлекают тебя. Не будь их, ты не смог бы уцепиться за периферию твоего существа. Тебя бы затянуло в центр.

А тем временем центр твоего существа пуст. Он — словно ступица колеса. Все колесо вертится благодаря пустой ступице. Твой сокровенный центр пустует, там — ничего, небытие, шуньям, пустота, пропасть. Ты боишься этой пустоты, оттого не выпускаешь из рук обод колеса. Или, самое большее, если в тебе есть хоть капля храбрости, ты ухватишься за спицы, но так и не доберешься до ступицы. Ты боишься, просто трясешься от страха.

Проблемы — твои помощники. Когда есть что решать, разве можно все бросить и отправиться внутрь? Люди приходят ко мне и говорят: «Мы хотим отправиться внутрь, но прежде нужно разобраться с проблемами». Они полагают, что это проблемы не дают им соединиться со своим центром. Настоящая причина кроется в обратном: из-за своего нежелания отправиться на поиски центра они выдумывают себе проблемы.

Пусть понимание этого укоренится в тебе как можно глубже: все твои проблемы — мнимые.

Я непрестанно отвечаю на вопросы о ваших проблемах просто из вежливости. Все они — надуманные, в основе своей ничего не значащие, но они помогают избегать встречи с собой. Они уводят тебя в сторону. В итоге начинает казаться, что, имея такие проблемы, невозможно углубиться в себя. Прежде ведь нужно решить так много проблем. Но как только решается одна проблема, следом возникает другая. И если ты приглядишься повнимательнее, то заметишь: вторая проблема — точно такого же свойства, что и предыдущая. Займись ею — и за ней уже ожидает третья, наготове.

Расскажу один анекдот.

 

Психиатр:

— С вами, подростками, прямо беда. Вы начисто лишены чувства ответственности. Забудь о материальном и задумайся о других вещах вроде науки, математики и тому подобном. Как у тебя с математикой?

Пациент:

— Да не то чтобы очень.

— Дам-ка я тебе тест на проверку фактической информации. Назови любые цифры.

— Роял 3447. Это номер магазина, в котором работает моя подружка.

— Мне не нужен номер телефона, назови любое обычное число.

— Пожалуйста. Тридцать семь.

— Уже лучше. Теперь еще одно, пожалуйста.

— Двадцать два.

— И еще одно.

— Тридцать семь.

— Отлично. Вот видишь, можешь заставить свои мозги работать в ином направлении, если захочешь.

— Точно. 37-22-37! Ничего себе фигурка!

 

Снова о подружках. Если не о номере ее телефона, так о фигуре. Ни конца ни краю этому нет.

Задавался ли ты самым главным вопросом: действительно ли существуют проблемы или ты сам их создаешь и уже настолько свыкся с этим, что просто не можешь обойтись без их компании — тебе станет без них одиноко? Ты согласен быть даже несчастным — лишь бы не пустым. Люди хватаются за свои несчастья, только бы не допустить пустоты в себе.

Я наблюдаю это изо дня в день, Приходит семейная пара. Они конфликтуют друг с другом на протяжении многих лет; они сами признаются, что их ссоры не утихают уже лет пятнадцать. Они состоят в браке пятнадцать лет, и все это время выясняют отношение, превращая жизнь друг друга в ад. Почему бы вам в таком случае не развестись? Почему вы уцепились за свои страдания? Тогда либо меняйтесь, либо расстаньтесь. Какой смысл тратить понапрасну всю свою жизнь? Но я-то вижу, что происходит.

Они не готовы остаться в одиночестве. Несчастья по крайней мере не дают им остаться наедине с собой. Они ведь даже не знают, как будут жить, если расстанутся. Они привыкли к определенному шаблону поведения — непрекращающийся конфликт, гнев, упреки, ссоры, насилие. Они в совершенстве познали это нехитрое искусство. А теперь они не знают, как вести себя в иной ситуации — с кем-то другим, с абсолютно непохожим характером. Как быть вместе с кем-то другим? Ничто другое им неведомо. Они владеют определенным языком несчастья. В нем они мастаки, профессионалы. Создавать что-то заново с другим человеком — все равно что начинать заново изучать алфавит. Прожив пятнадцать лет в одних условиях, ты начинаешь бояться оказаться в других.

 

Я слышал об одном киноактере, звезде экрана, который пришел к психиатру и говорит: «У меня нет никакого таланта ни к музыке, ни к актерской игре. Я некрасив, у меня заурядная внешность. Лицо мое уродливо, а личность — бедна. Что мне делать?» — а он известный актер.

Психиатр ему отвечает: «Почему же тогда вы не оставите свое ремесло? Если вы чувствуете, что вам недостает таланта, гениальности и вообще это не ваша работа, — отчего вы ее не бросите?»

На что актер отвечает: «Что? Проработав двадцать лет и став почти знаменитостью?»

 

Ты сам подпитываешь свои несчастья. Смотри. Когда исчезает одна проблема, обрати внимание, как настоящая проблема тотчас найдет себе другое место. Ситуация напоминает змею, которая избавляется от старой кожи, но сама всегда остается.

Почему ты создаешь из жизни проблему? Жизнь невероятно прекрасна — почему не жить настоящим моментом? Слезы — это проявление жизни. Смех тоже проявление жизни. Иногда ты грустишь. Это — проявление жизни, твое настроение. Замечательно. В другой раз ты счастлив, искришься радостью и танцуешь. Это тоже здорово, это чудесно. Что бы ни происходило — прими это как желанного гостя и оставайся с ним; и мало-помалу ты увидишь, что привычка задавать вопросы и создавать из жизни проблему исчезла.

И когда ты перестанешь создавать из мухи слона, жизнь откроет тебе свои тайны. Она никогда не раскрывает их человеку, непрестанно задающему ей вопросы. Жизнь готова раскрыться тебе, если ты не превращаешь ее в проблему. Если ты видишь во всем лишь сложности, твое видение притупляется. Ты становишься агрессивным по отношению к жизни.

В этом состоит различие между научным и религиозным подходом. Ученый подобен агрессору, который пытается вырвать у жизни истины, принуждая ее открыть их ему — насильно, приставив к виску пистолет. Религиозный человек не угрожает жизни пистолетом, превращая все дело в допрос.

Религиозный человек просто живет расслабленно, течет с жизнью единым потоком, и жизнь открывает ему множество своих тайн — которые ни за что не выдаст ученому. Ученому всегда придется довольствоваться крошками, упавшими со стола. Его ни за что не пригласят стать гостем.

Те, кто просто живут, распахивают жизни свои объятия, принимают ее радостно, не задают никаких вопросов, а полностью доверяются ей, становятся желанными гостями.

«Yoga: The Science of the Soul», том 9, глава 6

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)