АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЕДЕНИЕ ДИАЛОГА И ВЫБОР СЛОВ

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. Введение
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. ВВЕДЕНИЕ
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. II. Литературное произведение как художественное целое
  12. II. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики

Неверное ведение диалога pi неправильный выбор слов может повредить терапевтическим образам и диалогу не меньше, чем непра­вильное положение рук и плохое отношение. Нужно чутко реагировать на то, как пациент воспринимает вашу манеру речи, интонацию и слова. Это можно увидеть по выражению его лица, положению тела, интонации. Реакцию пациента также можно ощутить с помощью рук.

Разговаривая с детским образом неосознаваемого пациента, используйте простые слова и фразы, будьте предельно точны. Станьте таким же, как этот ребенок, если терапевтический процесс не потребует от вас роли наставника. Если воображаемый персонаж представляет собой грубую, бывалую личность, говорите с ним таким же грубым языком. Если это вам не под силу, восхищайтесь грубостью и неграмо­тностью его речи. Образам нравится лесть, и они, возможно, благо­склонно отнесутся к вашей просьбе о помощи. Если неосознаваемый персонаж добропорядочный и аккуратный, нужно быть с ним очень галантным. Принцип здесь такой: веди себя так, как повел бы себя в жизни, работая и имея дружеские отношения с таким человеком. Под­стройтесь под характер персонажа. Измените интонацию, угождайте ему. Станьте марсианином, если это потребуется. Делайте все, что необходимо для налаживания отношений с образом и получения его поддержки. (Некоторым придется пройти курс в школе актерского мастерства.) Как говорится, «в Риме веди себя как римлянин».

Ваши слова могут препятствовать терапевтическому процессу. Некоторые слова имеют положительный оттенок. Другие отражают пессимистический, пораженческий, разрушительный настрой. Выбор слов помогает добиться требуемого эффекта. Нам практически всегда нужен оптимистический, конструктивный настрой, но порой хочется подчеркнуть негативные стороны проблемы. В обоих случаях нужно понимать, что слова во многом влияют на ход и результат сеанса.

Имеется масса примеров, как слово может повлиять на настрое­ние. Нередко выбор слов выдает настроение врача. Если, например, персонаж неосознаваемого сообщает, что пьет чай, можно спросить, получает ли он удовольствие от этого «приятного ароматного напитка». В этих словах чувствуется положительный оттенок. Если же спросить, не «горячий» ли чай, возникнет неприятная ассоциация с ожогом. Если пациент видит на горизонте облака, можно задать вопрос, яв­ляются ли они «красивыми белыми клубками». От этих слов повеет чем-то приятным. Но можно спросить, не «дождевые» ли это «серые массы». Это могут быть и грозовые облака, приносящие чувство страха.

Интересно, сколько врачей спрашивают о грозовых облаках. Такой вопрос отражает их личное настроение на данный момент. Почему бы просто не спросить у пациента, какие облака он видит? Пусть он рас­скажет о своих ощущениях вместо того, чтобы выслушивать ваши. На самом деле совсем не обязательно выяснять вид облаков, можно спросить пациента о чувствах, которые у него возникают при виде этих облаков. Не спрашивайте о том, как облака формируют эти чувства. Мы всего лишь пытаемся стимулировать самоопределение. Для этого нужно задавать вопросы об ощущениях пациента при взгляде на эти облака. Спрашивая о том, каким образом облака формируют эти ощущения, мы мешаем самоопределению.

Подумайте о дополнительных оттенках значения, которые несут некоторые синонимы, и подумайте об их правильном и неправильном употреблении. Можно быть настороженным или озабоченным, сомневающимся или нерешительным, уверенным в себе или эгоистом, доверчивым или легковерным, неторопливым или ленивым, кротким или неуверенным, упорным или упрямым — и так далее до полного истощения словарного запаса. Каждое первое слово в приведенных парах имеет позитивный оттенок, а во втором присутствует негативная окраска. Оба слова в паре имеют, в принципе, одинаковое значение, если не рассматривать их коннотации. Поэтому внимательно отнеситесь к своим словам и используйте их для создания общей атмосферы. Для вселения уверенности и повышения самооценки нужно заменять нега­тивное слово, используемое пациентом, на положительно окрашенный синоним. Например, если пациент говорит, что он «упрямый», можно ответить, что только «упорные» доводят дело до конца. Если же он называет себя «легковерным», можно заметить, что «доверие» — замечательное качество, которого так не хватает в нашем мире.

Не сомневаюсь, что вы меня поняли. Я предлагаю поупражняться со словами. Возьмите диалог из какой-нибудь пьесы или романа. Посмотрите, как можно заменить слова, чтобы изменить настроение, сохранив содержание рассказа. Это доставит вам удовольствие и поможет в работе над техникой диалога.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)