АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологические теории ритуала

Читайте также:
  1. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  2. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  3. Активность личности, психоаналитические теории личности
  4. Антропологические теории мифа
  5. Антропологические теории права
  6. Билет 2. Теории исторического развития
  7. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  8. Биография Ч. Дарвина. Основные его труды. Оценка теории Ч. Дарвина, ее значение.
  9. Биологизаторские теории
  10. Биологические теории
  11. В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность.

В антропологии религии ритуал рассматривается как синоним религиозного поведения, как религиозная практика, как способ и порядок определенных действий, связанных с остальными компонентами религии. В конце XIX - начале ХХ в. в изучении ритуала возникли споры по выявлению его приоритета по отношению к мифу и сформировались две традиции. Одна, идущая от Тайлора, рассматривала ритуал как выражение мифологических представлений, другая - восходящая к трудам У. Робертсона-Смита и Дж. Фрэйзера, рассматривала миф как закреплению и ритуализацию ритуала. Представители второй традиции, в основном филологи-классики и историки Древнего Востока, видели в ритуалах важнейший источник развития не только мифологии, но и других, более поздних форм духовной культуры. В 1930-1940 гг. ритуалистическая традиция стала доминирующей, рассматривающей все мифы как ритуальные тексты, а мифы, существующие вне ритуала, - как сказки и легенды. Особенную роль в распространении этой позиции в послевоенный период сыграли книги М. Элиаде, который, хотя и не затрагивал проблему приоритета в генетическом плане, рассматривал миф, прежде всего, с точки зрения его роли в религиозной практике, как священную историю, которая актуализ0ируеься в ритуале. Ритуалистическая традиция нашла свое подкрепление в открытиях экспериментальной психологии, подчеркивающей значение действия для развития интеллекта, а также в этологии. Некоторые крайности ритуализма, связанные с недооценкой познавательного значения мифа, подверглись критике таких антропологов, как К. Клакхон и К. Леви-Строс, причем последний не просто утверждал «равноправное» единство мифа и ритуала их функционального взаимодействия в культурной практике), но и утверждал вторичность ритуала.

Рассмотрим некоторые влиятельные теории религиозного ритуала. Значительный вклад в изучение ритуала внесла французская социологическая школа. Э. Дюркгейм, исходя из своей теории о том, что разделение мира на священное и профанное (мирское) воспроизводит отделение общества как сакральной реальности от посюстороннего мира, рассматривал ритуал как действие, направленное на осуществление и поддержание этого дуализма. Именно поэтому он разделял ритуалы на два типа: отрицательные, представляющие собой систему запретов (табу), отделяющих сакральный мир от профанного, и положительные ритуалы, направленные, наоборот, на приближение к миру сакрального, на приобщение к нему. К этой группе ритуалов относятся обряды умножения тотема, жертвоприношения, обряды почитания предков, а также искупительные обряды. Социальная функция ритуала - поддержание социальной сплоченности.



В современном обществе также присутствуют данные элементы духовной культуры. Однако в силу межкультурного взаимодействия, и последующего за ним состояния неравносвеися. Тем большего, чем больше влияние иной культуры. Изначальная культура сокращается по направлению к энтропии. В то же время сама «энтропия» в данном случае - идеализация, как и действующая в социуме «система». Поэтому язычество остается как составная часть культуры. Рассмотрим некготорые влияте

Другой французский этнолог, А. Ван Геннеп в книге «Обряды перехода» описал ритуалы, связанные с этапами жизненного цикла человека (рождением, половым созреванием, заключением брака и т.д.) и назвал их ритуалами перехода, имея в виду перемещение человека от одного социального статуса к другому. Он считал эти ритуалы инициациями (посвящениями) и полагал, что каждый такой ритуал состоит из трех ступеней: отделение индивида от занимаемого ранее места. Переход через «порог» и восстановление, т.е. получение нового места. В некоторых случаях инициации отождествляются со смертью и новым рождением, в результате чего индивид утрачивает старую идентичность и приобретает новую, поэтому инициации сопровождаются сменой имени. Ван Геннеп относил к ритуалам перехода и календарные обряды, связанные с циклическими изменениями в природе, существенно влиявшими на жизнь и хозяйственную деятельность человека традиционной культуры. Идеи Ван Геннепа существенно повлияли на теорию ритуала английского антрополога В. Тернера. В книге «Ритуальный процесс: структура и антиструктура» (1969) он предлагал рассматривать ритуал с четырех позиций, каждая из которых позволяет охватить одну из его граней: во-первых, ритуал - это собрание символов, представляющих собой «самые мелкие единицы ритуала», которые сохраняют особенности ритуального поведения, во-вторых, ритуал - это форма передачи информации о важнейших ценностях сообщества и об их иерархии; в третьих - ритуал - система средств и целей, которые не имеют отношения к религии; и в четвертых, ритуал - это продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений. Тернер считает, что функция ритуалов заключается во вступлении в контакт с невидимым миром тогда, когда возникает необходимость обновления цикла развития (будь то цикл жизни индивида или природы). При этом каждый ритуал имеет три уровня смыслового восприятия: явный смысл, полностью осознаваемый участником ритуала, ввиду того, что цели ритуала ему ясны; латентный смысл, который не может быть до конца осознан участником, и скрытый смысл, который является бессознательным и относится в всеобщему человеческому опыту. Рассматривая ритуалы перехода, Тернер уделил особое внимание второй ступени этих ритуалов - переходу через «порог» (лат. limen) - назвав пребывание на этой ступени состоянием лиминальности, которое часто ассоциируется со смертью, утробным существованием, темнотой и т.п. Индивид, находящийся в этом переходном состоянии, «выпадает» из сообщества, он не имеет не только статуса, но и имущества и даже традиционной одежды. Однако лиминальность - это «кладовая возможностей», процесс вызревания новых форм, пригодных для последующего существования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.)