АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛОССАРИЙ. Акаша - "пространство", "эфир", первый из пяти "грубых элементов"

Читайте также:
  1. V. глоссарий
  2. Глоссарий
  3. ГЛОССАРИЙ
  4. ГЛОССАРИЙ
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. ГЛОССАРИЙ
  8. Глоссарий
  9. Глоссарий
  10. Глоссарий
  11. Глоссарий
  12. ГЛОССАРИЙ

Акаша - "пространство", "эфир", первый из пяти "грубых элементов".

Асана (поза, положение, сиденье) - третий компонент восьмичленной йоги, (II, 46-48)..

Асампраджнята, асампраджнята-самадхи - см. самадхи. Асмита (букв, "есмь-ность") - самость, эго-состояние, эго, эгоцентризм; одна из модификаций пракрити; одна из пяти клеш III. 3, 6) - ложное отождествление индивидуального "я" с вы­сшим духовным началом (пуруша).

Атман - сущность, обозначаемая словом "я"; высший атман тождественен тому, что неиндивидуально, абсолютно. В йоге термин малоупотребителен.

Ахамкара (букв, "я-делающий") - эго-сознание, см. асмита. Ахимса - неубиение, ненасилие, непричинение вреда, важней­ший основополагающий принцип (заповедь, обет) морали в индуизме, буддизме, джайнизме; первый элемент ямы. Буддхи - мысль, интеллект, разум, высшее проявление пракри­ти в аспекте саттвы.

Бхакти - преданность, смирение, любовь; "любовь к Богу" как важнейший элемент религий, подобных христианству или исла­му.

Васаны - латентные психические следы чувств, желаний, стремлений; это один из важнейших элементов механизма кар­мы. Веды - древнейшие священные тексты индуизма.

Гуны (букв. "нити", "качества") - три аспекта, или компо­нента пракрити: саттва, раджас и томас. Саттва - свет, гар­мония, мудрость. Раджас - активность, движение, страсть. Тамас - тьма, инерция, невежество. Гуны "составляют" пракрити, и их качества присущи всем её производным. Даршана - видение, учение; название индийских религиозно-философских систем. Наиболее известные даршаны: локаята, джайнизм, буддизм; ньяя, вайшешика, буддизм; ньяя, вайшеши­ка, санкхья, йога, миманса, веданта.

Джняна - знание, мудрость, духовное звание, ведущее к освобождению (мокша).

Дхарана - шестой компонент восьмичленной йоги, сосредоточен­ность на одном объекте, с исключением из сознания других объ­ектов (III, I).

Дхарма - должное, морально-религиозный долг, добродетель, религия, духовное учение; существенное свойство, характери­стика, качество.

Дхьяна (медитация, созерцание) - седьмой компонент восьмичленной йоги, неотвлекаемый поток психики, направленный на определенный объект (III, 2). Девы - божества, вид "бестелесных" существ. Индрии- органы познания и органы действия в их психическом аспекте; органы познания - это органы чувств, органы действия - "руки", ноги", "язык" (как орган речи), органы воспро­изведения и выделения. Иногда Индией называют также и ум (манас).

Ишвара - букв, "властитель", "господь"; духовное начало, ли­шенное несовершенств и обладающее всезнанием (см. I, 24-29). Ишвара-пранидхана - "преданность ишваре", бхакти как духов­ный путь (см. I, 23-29; II, 1,32,45).

Кайвалья ("изоляция") - абсолютная независимость пуруши в результате его отделения от пракрити благодаря йогической практике, освобождение как высшая цель йоги (IV, 34). Карма - действие, ритуальное действие; универсальный закон причинности, проявляющийся в трех аспектах: санчита-карма ("накопленное карма", существует в форме самскар), пра-рабдха-карма (часть санчита-кармы, уже начавшая прино­сить плоды - они испытываются в этой жизни, которая полностью, со всеми её характеристиками, рождением и смертью, есть результат кармы), криямана-карма (создаётся на­шими действиями в этой жизни).

Клеши ("мучения", "недуги") - пять видов заблуждения, дефектов психики (см. II, 3-9). Лакшана - отличительный признак, знак. Линга - знак, символ, образ.

Манас - мысль, ум; аспект психики (читта) качественно более низкий, чем буддхи.

Мантры- священное изречение, слово или слог, предназначен­ное для повторения, начитывания в ежедневной религиозной практике, что приводит к определенным духовным результатам.

Махат (букв. "великий") - "интеллект", "разум", первая моди­фикация пракрити при ее эволюции, "развертывании" из непроявленного состояния (алинга). Нирбиджа, нирбиджа-самадхи - см. самадхи. Нияма (дисциплина, сдерживание, правило) - второй компо­нент восьмичленной йоги, включающий пять элементов: очищение, удовлетворенность, подвижничество (тапас), начитывание мантр и изучение священных текстов (мохша-шастры), преданность ишваре (ишварла-пранидхана) (II, 32, 40-45). Прадхана ("первое", "важнейшее") - ноуменальное, непроявленное состояние пракрити, в котором она находится до начала ее эволюции, проявления, это состояние "равновесия гун". Пракрити - "первичное", "материальная природа", "материя"; одно из трех первоначал (наряду с пурушей и ишварой), прини­маемых в системе йога; пракрити проявляется в виде трёх гун и в ходе своего "развертывания" (эволюции) порождает, в конеч­ном итоге, видимую вселенную.

Прана (дыхание, жизнь) тонкая энергия, лежащая в основе проявления всех других видов энергии.

Пранаяма (контроль праны) - четвертый компонент восьмичленной йоги (II, 49-53).

Пратьяхара (возвращение) - пятый компонент восьмичленной йоги, "отключение" органов чувств от их объектов (II, 54-55), Пратьяя - мыслеобраз, идея-импульс, чувство, причина. Пуруша (человек, мужчина) - высший дух, неизменное созна­ние, противоположное пракрити и независимое от неё, хотя благодаря неведенью, присущему нашей психике, пуруша пред­ставляется связанным и ограниченным. Раджас - см. гуны.

Садхана- средство, причина, "то, что ведет к цели"; в индуизме: духовная практика с целью освобождения (мокша). Самадхи - сосредоточенность, "погружение" ,самоуглубление, энстазис; глубочайшая сосредоточенность психики, сверхсо­знание; самадхи включает два основных уровня: 1. сампраджнята-самадхи (т.е. с сохранением некоторого сознания) проходит четыре стадии, характеризующиеся витаркой ("мысль"), вичарой ("созерцание"), анандой (блаженство) и асмитой (эго-сознание) (см. I, 17); сампраджнята-самадхи - восьмая ступень (компонент) восьмичленной йоги (III, 3). 2. Асампраджнята-самадхи (без сохранения сознания), к этому виду относятся ни-рбиджна-самадхи (самадхи-без-семени) и самадхи, называемое "облаком добродетели" (дхарма-мегха-самадхи); это высший вид самадхи, в котором прекращается вся психическая деятель­ность. Состояние, переживаемое в самадхи, невыразимо, т. к. слова и мысли относятся к модификации психики. Самапатти - глубокая сосредоточенность, виды сампраджнята-самадхи, в зависимости от объектов сосредоточения (см. I, 41-44).

Самсара - "круговорот бытия", цепь непрерывных существова­ний, перерождений, которым подвержены все существа, не реализование освобождение (мокша; нирвана). Причина самсары - клеши и карма.

Самскара - "отпечатки", "следы"; содержание памяти, хранимое в виде латентных психических "следов".

Самьяна - глубокое сосредоточение, это дхарана, дхьяна и сампраджнята-самадхи, взятые как единое целое (III, 4-8). Саттва - см. гуны.

Саттвический - обладающий качеством саттвы. Свадхьяя - элемент садханы (духовной практики): начитывание мантр, регулярное чтение и изучение священных текстов (мокша-шастры), самоанализ и самоуглубление. Сиддхи (или вибхути) - "сверхъестественные" силы, способности. Сутра (букв, "нить") - афоризм; краткое произведение - собрание афоризмов, служащих "путеводной нитью" учения (даршана): в буддизме, напротив, сутрами называются не собрания афоризмов, а описание диалогов, бесед, которые вел Будда; (не­редко это весьма объемистые тексты). Тамас - см. гуны.

Танмантры - тонкие элементы, потенции грубых элементов, они называются условно "звук", "осязание" (прикосновение), "цвет", "вкус", "запах".

Тапас (подвижничество, аскетизм) - элемент духовной практи­ки (садхана), терпеливое перенесение различных тягот (холод, голод и т. п.) и само наказаний за проступки. Упанишады - священные тексты индуизма, завершающие ве­дийский закон.

Читта- мысль, сердце, ум; подсознательный ум; один из аспектов психики; в йоге этим термином обозначается психика в широком смысле слова (познание, заблуждение, память, сон и т. д.), читта является порождением пракрити, и поэтому достижение вы­сшего духовного состояния, при котором флуктуации (вритти) психики исчезают, является как бы исчезновением читты, выходом за её пределы.

Элементы, тонкие и грубые. Тонкие - см. танмантры. Грубые элементы, возникающие из тонких - это последняя стадия эво­люции (развертывания) пракрити, их насчитывают пять: "пространство" (акаша), "воздух", "огонь", "вода", "земля". Яма (самоограничение, обуздание) - первый компонент восьмичленной йоги, включающий общечеловеческие нормы поведения, заповеди: ахимсу (невреждение), правдивость (сатья), неворовство, контроль полового влечения, нестяжательство. Эти заповеди предписываются соблюдать в мыслях, словах и делах (II, 30-31, 35-39).

 

 

Перевод с санскрита и комментарии Б.И. Загуменова

Б. И. Загуменов, перевод, комментарии, 1992 Общество ведической культуры 1992

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)