АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава о самадхи

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Апелляция в российском процессе (глава 39)

Й о г а – с у т р а.

 

Оглавление.

Предисловие к публикации. 1

1. Глава о самадхи. 4

II. Глава о духовной практике. 12

III. Глава о необычных способностях. 23

IV. Глава об Освобождении. 30

Примечания и комментарии. 34

ГЛОССАРИЙ.. 35

Предисловие к публикации.

Классическая йога (йога Патанджали, йога-даршана) - одна из религиозно-философских систем индуизма, имеющая высшей целью освобождение духа (пуруша) от оков материи (пракрити), от самсары. Основателем считается Патанджали (живший, вероятно, в первые века нашей эры), автор "йога-сутры". Он не является создателем йоги вообще, поскольку йогический праксис был распространен ну территории Индии задолго до нашей эры. Термин "йога" имеет у Патанджали (но не всегда у его комментаторов) два значения: высшее духовное состояние (I, 2)1 и "духовная практика" (садхана), процесс самосовершенствования, ведущий к реализации этого состояния (II, 1; 27-28).

Йога принимает три сосуществующих первоначала: пурушу, пракрити и ишвару. Пуруша (букв. "человек", "мужчина) - высшее сознание, запредельное пространству-времени, пассивное, лишённое частей, чистое, "самосветящееся" и неизменное, в отличие от пракрити (букв. "природа", "первоисточник", "женщина"), которая также безначальна и вечна, но подвержена постоянным изменениям, с которыми пуруша в результате авидьи (не-ведения), присущего нашей психике, обычно как бы отождествляет себя. Ишвара ("владыка", "господь") - "особый пуруша", не ограниченный временем, свободный от несовершенств (клеша), закона кармы, обладающий всезнанием, вечно свободный и органически связанный со своим звуковым символом "ОМ" (I, 23-27). Ишвара не тождественен Богу в христианстве: он не является творцом мира.

Пракрити проявляется в виде трех взаимосвязанных аспектов, или атрибутов (гун): тамаса, раджаса, саттвы. Тамас - тьма, инерция, невежество. Раджас - движение, активность, страсть. Саттва - свет, гармония, мудрость. Они символизируются черным, красным и белым цветами. Пракрити - "веревка", сплетенная из нитей трех цветов.

Она существует на четырех уровнях, отличающихся степенью субтильности. Тончайшее, "ноуменальное" состояние пракрити - пракрити как таковая, или прадхана ("праматерия", букв. "главное"); на этой стадии гуны находятся в "равновесии", мир непроявлен; это аналогично сну без сновидений. Первая модификация пракрити, возникающая при ее эволюции в результате нарушения равновесия гун, - махат, или буддхи ("разум"). В ходе дальнейшей дифференциации пракрити проявляется в виде "эго" (асмита, ахамкара) и пяти "потенций" ("танмантра"). Из этих шести образований возникают десять индрий (органы познания и действия) и манас (ум), как интегратор (координатор) деятельности индрий, а также пять "стихий" или "грубых элементов" ("земля", "вода" и т.д.) образующих внешний, "видимый" мир.

Психика-в-целом обозначается в йоге термином "читта". Она проявляется в виде пяти основных модификаций (вритти): достоверное познание, заблуждение, фантазия, глубокий сон и память. Заблуждение наряду с памятью, - глубинная психическая структура, существующая в виде пяти клеш ("недугов"): авидьи, т. е. ложного отождествления невечного с вечным, эгоцентризма, страсти, ненависти, инстинктивного страха смерти. Клеши существуют на четырех уровнях. Они могут быть латентными (глубоко скрытыми, "спящими"), тонкими (т. е. ослабленными благодаря духовной практике), подавленными (например, ненависть, вытесненная из сознания страстью) и открыто проявленными (например, аффект гнева). Авидья - коренная клеша, остальные - ее модификации.

По степени сосредоточенности и интроверсии комментарий Вьясы на "Йогу-сутру" выделяет пять "ступеней психики" (читта-бхуми): состояние несосредоточенности, тупости - инертности, относительной сосредоточенности, глубокой сосредоточенности на одном объекте и состояние прекращения модификаций психики. К духовному развитию имеют отношение лишь два последних состояния.

Любой опыт (восприятие, действие, мысль), даже не осознанный, оставляет "психические следы" - самскары. Они накапливаются в бесконечных существованиях и связаны либо с состоянием прекращения модификаций психики (ниродха), либо с состоянием несосредоточенного ума (вьюттхана-читта), в последнем случае они ассоциированы с клешами и определенная их сумма образует "вместилище кармы" (карма-ашая). Оно проявляется в виде бессознательных ("врожденных") психических тенденций, или предрасположенностей (васана), и в конце концов имеет результатом новое существование (джанма) с определенной обусловленной продолжительностью жизни, определенным опытом страданий и наслаждений. "Вместилище кармы" начинает приносить плоды при условии существования клеш, если клеши полностью искоренены, то нет условий для проявления закона кармы, которому подчинено все в сфере пракрити. Карма - четырех видов (IV, 7): благая, не благая, смешанная и нейтральная. Первые три вида производятся добродетельными и порочными поступками, а четвертый - это карма йогина, отрешенного от плодов своих дел.

Скрытые впечатления (самскары) и тенденции (васаны) не исчезают в области "круговорота существований" (самсара); две жизни (инкарнации), даже отделенные друг от друга многими существованиями и колоссальным временем, все же каузально связаны: причинно - следственная связь безначальна и непрерывна вплоть до реализации освобождения (мокша). Добродетельное поведение имеет результатом наслаждение, от него - привязанность (рага), недобродетельные поступки имеют следствием страдание и отвращение (двеша), привязанность и отвращение порождают обусловленную ими умственную, речевую и телесную деятельность, которая добродетельна или порочна, ведет к наслаждению или страданию, привязанности и отвращению - так непрерывно вращается "колесо самсары", причина которой - неведение, духовное ослепление, (моха, авидья). Страдание, или, неудовлетворительность (духкха) - имманентная и тотальная характеристика самсары. Но понимание этого возникает лишь на определённом духовном уровне. Неведение устраняется подлинным, истинным знанием (самьяг-даршана), благодаря ему достигается "разъединение" мнимо соединённых пуруши и пракрити (их "соединение" в результате неведения и есть основа страдания).

Но достижение совершенного знания невозможна без духовной практики (садхана), она - самый существенный аспект йоги. "Йога познается через йогу, и йога ведёт к Йоге",- говорит комментарий. В зависимости от степени совершенства ученика йогический праксис совершается на трёх уровнях, и структура "йога-сутры" отражает эту иерархичность.

Йога есть высшее духовное состояние и определяется как "прекращение функций психики" (читта-вритти-ниродха) (I. 2). Это достигается (в случае ученика с врожденно сосредоточенным умом) с помощью взаимосвязанных средств: упражнения и бесстрастия. Упражнение - постоянное усилие в удержании внимания на одном пункте, постоянное произвольное возвращение ума к этому пункту в случае его отвлечения. Бесстрастие (вайрагья) - отсутствие страсти, привязанности (рага) к благам земного и небесных миров и (на высшей его стадии) - к любым проявлениям пракрити. Благодаря упражнению и бесстрастию реализуется самадхи. т. е. сверх сознательное состояние.

Средством его реализации может быть и "преданность ишваре" (ишвара-пранидхана), т. е. отречение от привязанности к плодам своих дел и посвящение их высшему началу. Практика мантры, символизирующей ишвару, ведет к глубокой интроверсиии (пратьяк-четана), самопознанию и устранению препятствий. Существует также много других альтернативных средств достижения самадхи.

Духовная практика для менее совершённых учеников есть "йога действия" (крия-йога), включающая три элемента: подвижничество (тапас), повторение мантры и изучение священных писаний и "преданность ишваре". Эти элементы включаются также и в практику учеников с наименее сосредоточенным умом. Последняя известна как "восьмичленная йога" (аштанга-йога).

Восемь компонентов этой формы практики суть яма (воздержание от неблагих действий), нияма (активизация благой деятельности), асаны, пранаяма (дыхательные упражнения, контроль "жизненной энергии"), пратьяхара ("отключение" органов чувств), дхарана (сосредоточенность на одном объекте), дхьяна (медитация, т.е. неотвлекаемый поток психики, направленной на объект сосредоточения) и достигаемое в результате всего этого самадхи.

Наиболее подробно "йога-сутра" описывает первые два компонента Йоги. Яма включает ахимсу (непричинение вреда), правдивость, неворовство, контроль полового влечения и нестяжательство. Эти предписания называются великими заповедями, и им рекомендуется следовать независимо от социального статуса, места, времени и обстоятельств. Нияма включает очищение (телесное и морально - психологическое), удовлетворённость при любых обстоятельствах и три элемента "йоги действия" (см. выше). Признаки совершенств в этих элементах духовного праксиса - развитие особых сил: при упрочении йогина в ахимсе исчезает вражда в его присутствии, и он может приручать диких зверей, при упрочении в правдивости легко достигается желаемое, появляется способность предсказывать будущее и т.п. Ахимса - основа духовной практики; она, как и другие моральные принципы, должна соблюдаться в мыслях, словах и делах относительно всего окружающего, Метод соблюдения предписаний ямы и ниямы - "созерцание противоположного" - при побуждении нарушить ахимсу и т. д. необходимо вызвать в уме представление о последствиях, а ими будут "бесконечное неведение и страдание" (II,33,34).

Первые пять компонентов Йоги называются внешней практикой, а последние три - внутренней, или самьямой. Применение самьямы к различным объектам дает сверхъестественные результаты (сиддхи, вибхути): знание прошлого и будущего, мгновенное перемещение в пространстве и т. д., а суммарно - всемогущество и всезнание (III, 49). Освобождение, однако, реализуется лишь при полном бесстрастии даже относительно всезнания и всемогущества (III, 50). Самьяму следует применять постепенно - с переходом от грубых к более тонким объектам. Важнейший результат совершенствования в самьяме - "свет мудрости", различающее знание; оно - "спасающее", "всеохватывающе", не ограничено временем (ему доступны все объекты трех времен) и интуитивно, т. е. непосредственно и мгновенно. В результате этого знания достигается высший вид самадхи - "самадхи-без-семени". Самый высокий уровень этого самадхи называется "облако добродетели" (дхарма-мегха). Его результат - полное искоренение клеш и независимость от закона кармы. Это означает освобождение-уже-в-этой-жизни (дживан-мукти).

Освобождение в классической йоге понимается не как единение с ишварой, с абсолютом и т. п., а наоборот: йога есть разъединение (вийога) пуруши и пракрити; вся практика йоги направлена на достижение этого разъединения, обособления, "изоляции" пуруши. Но в то же время это разъединение является и освобождением от самсары, с присущим ей неведением и страданием. Пракрити, выполнившая свое назначение, возвращается в свое исходное состояние, а пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа) (IV, 34). Это есть высшее состояние, конечная цель Йоги.

Классическая йога наиболее тесно связана с санкхьей, принимая ее основные категории. Поздние комментаторы (Виджнянабхикшу, Свами Шивананда) сближает йогу с другими индуистскими учениями, особенно с ведантой, при этом йога понимается уже не как "разъединение", а как единение индивидуальной души с абсолютом.

Нельзя не заметить также поразительное совпадение (в очень многих случаях) йогической и буддийской терминологии. Из всех индуистских систем йога в аспекте духовной практики наиболее близка к буддизму.

Первоисточник классической йоги - "Йога-сутра" Шри Патанждали - включает четыре главы, описывающие: самадхи ("сверхсознание") и основные средства его реализации; садхану, или духовный праксис; необычные способности (сиддхи); обретаемые в результате садханы; "природу освобождения" (кайвалья).

Первая глава предназначена для учеников высшего уровня; вторая начинается описанием садханы для учеников среднего разряда, а с двадцать девятого афоризма описываются средства духовной практики для тех, кто обладает более скромными задатками и находится в неблагоприятных условиях.

Важнейшие комментарии на "Йога-сутру": "Йога-бхашья", или "Санкхья-правачана-бхашья" Вьясы (ок. 4-8 вв.н.э.) "Татт-вавайшаради" Вачаспати Мишры (9 в.), "Раджамартанда" Бход-жараджи (ок. 10-11 вв.), "Йога-варттика" и "Йога-сара-санграха" Виджняна Бхикшу (ок. 16-17 вв.), "Мани-прабха" Рамананды Сарасвати (16 в.), комментарий Свами Харихарананды (20 в.) и др. Из них первый и основной - комментарий Вьясы.

Насколько нам известно, "йога-сутра" в переводе с санскрита на русский никогда не публиковалась, поэтому данный перевод не претендует на совершенство, последнее возможно лишь при условии существования переводческой традиции. Перевод и комментарий, сохраняющий традиционную форму и являющийся зачастую почти буквальным переводом комментария Вьясы, выполнены по изданиям:

1. Patanjali's Yoga Sutras with Commentary of Vyasa... Allahabad, 1924.

2. Swami Hariharananda Aranya. Yoga Philosophy of Patanjali. Calcutta, 1963.

Б. ЗАГУМЕННОВ

Глава о самадхи

ОМ! 1. Вот наставление в йоге.

Слово "йога" означает сосредоточенность (самадхи). Это свойство присуще всем уровням психики (читта-бхуми). Таких уровней, или состояний - пять. Первое, в котором доминирует раджас, обозначается термином "хшипта" (разбросанное).

Оно характеризуется беспорядочной активностью ума, постоянным перебеганием мысли с объекта на объект. Благодаря сильной зависти или злобе ум может иногда сосредоточиться, но такое сосредоточение не имеет отношения к йоге, как к пути духовного развития. Второе состояние (мудха) противоположно первому, в нём доминирует тамас - ум характеризуется пассивностью, инертностью, тупостью, отсутствием ясности сознания, неспособностью к размышлению о духовных объектах. Ум, сосредоточенный на вещах, богатстве и т. п.,- пример такого состояния психики. В третьем состоянии (викшипта) ум достигает иногда относительно глубокого сосредоточения на духовных принципах, но в целом все же преобладает качество несосредоточенности. В четвертом (экагра) ум глубоко и полностью сосредоточен на одном объекте, в нём преобладает саттва, высшее проявление пракрити. В пятом (нируддха) ум перестает функционировать.

Первые три состояния относятся к обычным, в то время как четвертое ведёт духовному росту: при совершенствовании в нём реализуется сампраджнята-самадхи (I, 17), постигается истинная природа вещей, ослабляются клеши (II, З-9) и узы кармы, а ум становится способным к переходу в свое пятое, высшее и последнее состояние, - и тогда, при полном прекращении этой активности реализуется асампраджнята-самадхи (I, 18), т. е. безобъектное свехсознательное состояние, не обусловленное временем, пространством и причинностью.

2. Йога - прекращение функций читты2.

Читта - психика в широком смысле слова. Она проявляется в виде пяти функций, или модусов (вритти) (I. 5-11). Поскольку в афоризме отсутствует слово все (функции), "это означает, что в определение йоги включается и сампраджнята-самадхи.

Ум (читта) функционирует в пределах трех гун (саттва, раджас, тамас). Это следует из того, что он проявляется в трёх аспектах: ясность (сознания), активность и инертность. Если ясность ограничена влиянием раджаса и тамаса, ум тянется к власти через обретение сверхъестественных способностей и находит удовольствие в чувственных объектах. Если преобладает тамас, ум склонен к порочным деяниям, невежеству, отсутствию бесстрастия, слабости, вследствие этого - потеря влияния, крушение надежд, недостижение желаемого. Если полностью устранена "пелена духовного ослепления" (тамас), но сохраняются следы раджаса, ум достигает ясности и проявляет склонность к обретению добродетели и благочестия, мудрости, бесстрастия, праведного влияния. Если же полностью устранено влияния раджаса, то ум пребывает "сам в себе" (сварупа), постигает различие между саттвой и пурушей и переходит к форме созерцания (дхьяна), известной под именем "облако добродетели" (дхарма-мегха). Это - высшее знание-мудрость (прасамкхьяна).

Высшее сознание (чити-шакти), т.е. пуруша, не подвержено изменениям, чисто (не запятнано влиянием гун) и бесконечно - не в смысле бесконечного числа конечных единиц, а в том смысле, что понятие конечности непреложно к нему ни в каком отношении. Даже высшее знание - различение между буддхи и пурушей (вивекакхьяти) противоположно этому сознанию. Когда возникает бесстрастие, непривязанность даже относительно этого знания, тогда в уме, лишенном своих функций, остаются лишь скрытые "психические следы" (самскары). Такое состояние психики есть нирбиджа - или асампраджнята-самадхи.

3. Тогда зрящий пребывает в собственной природе (сварула).

Под зрящим понимается пуруша. Когда прекращены функции психики (читта), т.е. ее обычная деятельность, составляющая её неотъемлемое свойство, она как бы перестает существовать. Тогда пуруша находится в своем истинном состоянии, в собственной природе, т. е. существует в качестве высшего чистого сознания (чити-шакти). Это изоляция (кайвалья), освобождение от всех проявлений пракрити составляет цель йогического праксиса. В обычном же состоянии психики (вьюттхана-читта) пуруша не являет себя в истинной природе, хотя в действительности всегда остается самим собой, независимо от модификаций "эмпирической реальности".

4. Иначе - отождествленние [пуруши] с функциями [читты].

"Иначе" - т. е. в противном случае, когда функции психики не прекращены. Итак, существуют два основных состояния: функции психики прекращены (читта-вритти-ниродха); не прекращены, т. е. психика функционирует обычным способом. В последнем случае пуруша мнимо отождествляется с актами познания, воображения и т. д. и представляется действующим или испытывающим что-либо ("я знаю" "я чувствую"). Это коренное заблуждение, устраняемое практикой йоги.

5. Функции [читты] - пяти видов, [при этом они] связаны с клешами или не связаны.

Психическая деятельность - двух видов обусловленная клеша-ми, т. е. неведеньем и прочим (III,3-9) и не обусловленная ими. Направленная на реализацию высшего различающего знания (кхьяти) и "противостоящая" проявлениям гун. Оба вида в свою очередь обусловлены существованием самскар, т. е. содержанием глубинной памяти, и порождают новые самскары, ведущие к возникновению психической деятельности, к непроизвольным флуктуациям психики (читта-вритти).

6.[Эти виды] - достоверное познание заблуждение, викальпа, [глубокий] сон память.

7.Восприятие, вывод, авторитетное свидетельство - [разновидности] достоверного познания (прамана)3.

Восприятие (пратьякша) - образ, модификация психики, возникающая при контакте органов чувств (индрий) с внешними объектами: оно отражает общее и особенное. Вывод (анумана) - это логическое мышление. Авторитетное свидетельство (агама) - знание, имеющее источником высказывания того, кто видел или испытал то, о чем он свидетельствует и при этом обладает необходимыми морально-духовными качествами, что является условием достоверности его слов.

В связи с этим следует отметить, что духовные истины не могут быть переданы должным образом через книги. Для этого необходим непосредственный контакт с тем, кто эти истины реализовал в собственной жизни. Только он может быть истинным духовным учителем, или гуру.

 

8. Заблуждение - ложное знание, не соответствующее природе [объекта познания].

Заблуждение - ложное знание, ибо оно устраняется достоверным познанием. Пять клеш (II, 3-9) суть пять основных видов заблуждения, или духовного ослепления (моха).

9. Викальпа - словесное знание, не имеющее реального объекта.

Викальпа ("фантазия") - фантастические образы и пустые понятия, такие как "рога зайца", "сын бесплодной женщины". Огромная доля содержания нашего сознания относится к этой категории.

10. Сон - функция [чипы], основанная на восприятии небытия4.

Пробуждаясь после глубокого сна без сновидений, мы вспоминаем, что находились в состоянии отсутствия. Следовательно, сон - одна из функций психики, ее состояние, при котором отсутствуют состояния бодрствования и сна со сновидениями.

11. Память - неисчезновение воспринятых объектов.

"Неисчезновение" означает сохранение впечатлений воспринятого и пережитого в виде самскар, или "психических следов". Память существует благодаря самскарам. Она двух видов, поскольку связана с объектами воображаемыми или реальными; первое имеет место во время сновидения, второе - во время бодрствования. Память как психическая функция относится ко всем пяти функциям психики, в том числе и к самой себе: процесс запоминания и другие акты памяти сохраняются ею.

Описанным функциям, или состояниям психики, присуще качество удовольствия, страдания или заблуждения (моха).

12. Их прекращение - упражнением и бесстрастием.

Под словом "их" понимают пять функций психики. Упражнение (абхьаса) и бесстрастие, или непривязанность (вайрагья) - взаимосвязанные важнейшие средства, ведущие к достижению освобождения (мокша, кайвалья). Все остальные средства духовной практики, описываемые ниже, включаются в них.

Река, называемая умом (читта), может течь в двух направлениях - к добру (кальяна) и злу (папа). Если ум тянется к различающему знанию, освобождению (кайвалья), он течет к благу. Если же склоняется к неразличению и ослеплению, к самсаре, он течет ко злу. При этом течение в направлении чувственных объектов ослабляется бесстрастием, а упражнением в созерцании различения (вивека-даршана) открываются ворота шлюза в направлении к различению. Поэтому приостановка флуктуаций психики (читта-вритти-ниродха) зависит от обоих - от упражнения и бесстрастия.

13. При этом упражнение - стремление к [достижению] устойчивости [читты],

14. Оно (упражнение) обретает прочную основу, если выполняется долгое время, без перерывов, с благоговейной преданностью.

Устойчивость (стхити) - состояние ума, лишенного своих обычных функций (авритти), и поэтому спокойно текущего (прашанта-вахита). Это высшая форма существования психики. Стремление, или усилие (праятна) вместе с энергичностью и энтузиазмом, постоянные попытки достичь это состояние есть упражнение. Оно должно сопровождаться тапасом (подвижничество, отказ от мирских удовольствий), брахмачарьей (половое воздержание), правильными знаниями (видья) и верой. "Без перерывов" означает "ежедневной, по возможности, каждое мгновение". Непрерывное упражнение - то; которое существенно не нарушается мирскими самскарами.


15.Бесстрастие - это сознание, в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых так и описанных в священных текстах.

Если ум становится индифферентным относительно женщин, напитков, пищи, власти и т.д., а также относительно благ, которые обещают веды (рай, бестелесность и т. п.), то это качество называется бесстрастием. Оно достигается в результате видения недостатков (доша) этих объектов благодаря различающему знанию (прасамкхьяна).

16. Свобода от жажды гун, [достигаемая] посредством постижения пуруши, есть высшее [бесстрастие].

Благодаря упражнению в постижении пуруши, йогин, увидев несовершенную природу всех объектов, как существующих в этой земной жизни, так и описанных в ведах, обретает леность духовного виденья и устойчивость в саттвических качествах. Такой йогин, обладающий высшим видом различающего знания (правивикта), острым интеллектом (буддхи) обретает бесстрастие относительно всех проявленных и непроявленных качеств трех гун. Таким образом, существуют два вида бесстрастия. Последний вид, о котором говорится в этом афоризме, является "абсолютным очищением знания" (джняна-прасада-матра). Когда йогин достигает такого бесстрастия, он видит: "Достигнуто то, что должно быть достигнуто: клеши, подлежащие устранению, устранены: непрерывная цепь смертей и рождений, связанные которой люди рождаются и умирают, и снова умирают и рождаются - прервана". Такое бесстрастие - высший вид знания, оно неотличимо от освобождения (кайвалья).

17. [Если самадхи] сопровождается витаркой, вичарой, анандой и асмитой, то это сампраджнята-самадхи.

О сампраджнята-самадхи уже упоминалось (см. I, 1). "Сампраджнята" означает "сознательное", т. е. с сохранением определенного вида сознания или знания. Условие достижения этого вида самадхи - первый уровень бесстрастия (см. I, 15).

Здесь говорится о последовательных стадиях сампраджнята-самадхи. Когда глубоко сосредоточенный ум имеет объектом "грубые вещи" (воспринимаемые органами чувств) - это витарка (букв. "размышление"); концентрация ума на "тонком" (см. I,45) - вичара (созерцание); следующая стадия характеризуется блаженством (анакда); а последняя - переживанием "эго-сознания" (асмита) (см. II, 6). Таким образом, все стадии этого вида самадхи связаны с определёнными опорами, в отличие от асампраджнята-самадхи, которое безобъектно.

18. Другому [виду самадхи] предшествует постоянное упражнение в идее-мпульсе (пратьяя) приостановки [деятельности читты]: в нем сохраняются лишь самскары.

Здесь говорится о способе достижения асампраджнята-самадхи. Условие его реализации - высшее бесстрастие (I. 16). В этом самадхи исчезают все модификации ума, он словно перестает существовать; психика сохраняет лишь глубоко скрытые самскары, они устраняются многократным переживанием асампраджнята-самадхи. Устранение самскар тождественно освобождению (ср. I. 51).

19. У [существ] бестелесных и слившихся-с-природой средство [достижения самадхи] - бытие (бхава-пратьяя).

Асампраджнята-самздхи достигается либо с помощью средств, о которых говорится в следующем афоризме (I, 20), либо благодаря "бытию". Термин "бытие" понимается комментаторами весьма различно: объективное существование, порождаемое авидьей, самскары, нечто врожденное и т. д. Йогины реализуют самадхи с помощью предписанных средств. У бестелесных божеств и существ "растворённых-в-природе" (пракрита-лаянам) самадхи реализуется посредством "бытия". Что это за растворённые существа, не совсем ясно, но как у божеств, так и у них самадхи не ведет, согласно комментариям, к окончательному освобождению.

20. У других [достижению асампраджнята-самадхи] предшествует вера, энергичность, память, самадхи и мудрость.

"У других" т. е. у йогинов. Глубокая вера в истинность избранного духовного пути, вызывающая очищение, спокойствие ума, поддерживает йогина, словно добрая мать. Такая вера порождает у стремящегося к различающему знанию (вивека-джняна) энергичность и усердие (вирья), которое ведёт к постоянному памятованию (смрити), которое способствует возникновению сампрад-жнята-самадхи (глубокой сосредоточенности); в сосредоточенном уме возникает свет различения, благодаря которому йогин постигает "истинную природу вещей", т.е. вещи как они есть. При постоянном упражнении в таком знании проявляется бесстрастие относительно всего познаваемого и в результате достигается асампраджнята-самадхи.

21. [Самадхи] близко для в высшей степени стремительно-энергичных

22. Затем также различие в зависимости от низшей, средней и высшей [степени].

Йогины, о которых говорилось в двадцатом афоризме - девяти типов, соответственно тому, как они применяют только что описанные средства достижения асампраджнята-самадхи. Интен­сивность применения средств может быть слабой, средней и вы­сшей, каждый из этих трех уровней подразделяется на три под­уровня.

Слово "стремительный-энергичный" (самвега) означает, что йогину присущи бесстрастие, энтузиазм и энергия, постоянная поглощенность стремлением к освобождению.

Далее описываются альтернативные средства достижения самадхи.

23. Или посредством ишвара-пранидханы.

Средством достижения самадхи может быть также ишвара-пранидхана ("преданность ишваре", чувствование его всеприсутствие), это вид бхакти. Ишвара становится благосклонным к йогину и выполняет его желание: достигается самадхи и его ре­зультат - освобождение (см. II, 1, 32, 45).

24. Ишвара - это особый пуруша, свободный от клеш, кармы, вызревания её плодов и вместили­ща [самскар].

Ишвара - вечно свободный пуруша, он никогда не был и не будет несвободным. Клеши - это авидья и прочие виды ложного знания (см, введение и II, 3-9).

25. В нем беспредельно "семя всезнания".

В каждом существе присутствует в той или ином степени сверх­чувственное знание относительно прошлого, настоящего и буду­щего ("зародыш всеведения"). Если это знание, увеличиваясь, достигает стадии, которая не может быть превзойдена - это всеве­дение. Оно присуще ишварс.

26. Он также учитель древних, ибо не ограничен временем.

Ишвара неподвластен времени, он всегда существовал и всегда будет существовать: поэтому он был учителем (гуру) прежних духовных учителей в этом цикле существования и будет учителем будущих провидцев в следующих "мировых циклах" (сарга).

27. Его обозначает священное слово (пранава).

Имя ишвары - священный слог "ОМ". Существует органиче­ская и вечная связь между этим словом и тем, что оно символизи­рует.

28. Его повторение, созерцание его значения.

Повторение (джапа) слова ОМ с созерцанием (бхавана) того, что им обозначается (ишвара), вызывает спокойствие и сосредо­точенность ума (читта-экагрья).

29.Следствие этого - постижение индивидуаль­ного сознания (пратьяк-четана) и устранение пре­пятствий.

Ишвара-прандидхана устраняет препятствие на пути достиже­ния самадхи, и йогин обретает виденье своей истинной природы "сварупа".

30. Эти препятствия, вызывающие не сосредото­ченность ума, суть болезнь, апатия, сомнение, не­брежность, леность, чувственность, ошибочные воззрения, недостижение [определённой] ступени и неустойчивость [ума].

Болезнь (вьядхи) - недомогание, расстройство. Апатия (стьяна) - неактивность ума, его нерасположенность к духовной дея­тельности. Сомнение (самшая) - колебание сознания между двумя вариантами, между "да" и "нет" - например: ведет ли йога к достижению истинных духовных ценностей или не ведет? Если существуют сомнения, невозможно должное усилие, энергич­ность, но без настойчивости и энтузиазма невозможен успех в йоге. Поэтому необходимо устранить сомнения, одно из главных средств для этого - общение с гуру. Небрежность (прамада) - недостаточное внимание к средствам достижения самадхи при удовлетворённости второстепенными успехами духовной прак­тики. Леность (аласья) - "тяжесть" ума и тела, препятствующая энергичному праксису (правритти); это проявление тамаса. Чув­ственность (авирати) - привязанность к чувственным объектам (вишая-сампрайога). Ошибочные взгляды, или понятна (бхранти-даршана) - заблуждения и иллюзии (см. I, 8). Недостижение ступени - недостижение ступеней самадхи (см. I,17). Неустойчи­вость - неспособность достаточно длительного пребывания на до­стигнутых ступенях самадхи.

Это девять препятствий, называемые врагами йоги, вызывают несосредоточенное состояние психики (читтасья-викшепа); при их отсутствии достигается преостановка деятельности ума.

31. Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдо­хами-выдохами.

Страдания вызывается собственной природой человека, други­ми существами, влиянием небесных тел и т. д. Уныние (даурманасья) - подавленность, депрессия, вызываемая неосуществленными желаниями. Состояние психики отражается на состоянии тела и имеет тесную связь с дыханием. Глубокая концентрация ума сопровождается замедлением дыхания вплоть до его прекра­щения, в обычном же состоянии дыхание совершается нормально или оно расстроено.

Описанные явления связаны с рассеянным неуравновешенным умом (викшипта-читта) и отсутствуют, если ум сосредоточен (самадхи-читта).

32. Для их устранения - упражнение [по концен­трации] на одном объекте.

Состояние несосредоточенности, противоположное состоянию концентрации, может быть устранено упражнением и бесстрастием (I, 12-16). Здесь говорится об объекте упражнения. Им должно быть "нечто одно" (экататтва), что именно - об этом существуют разные мнения: ишвара, одна из категорий (таттва) системы санкхья в т. д.

33. [В результате] постоянного проявления доброжелательности, сострадания, сорадостии, равностности относительно наслаждающихся, страдающих добродетельных и порочных - очищение ума.

Рекомендуется: относительно благополучных, испытывающих приятное, проявлять благожелательность, дружелюбие (майтри), относительно страдающих - сострадание (каруна), относительно добродетельных - сорадостъ (мудита), относительно порочных - ревностность (упекша), т. е. спокойное объективное отношение, а не отвращение или ненависть. Благодаря этому развиваются благие качества (шухла дхарма) и ум (читта) обретает спокойствие, чистоту, сосредоточенность и устойчивость (стхити).

В буддизме доброжелательность и т. д. называются брахмави-харами, или "четырьмя безмерными". Степень её развития не должна иметь предела. Доброжелательность необходимо постепенно распространять не только на друзей и близких, но и на "нейтральных", безразличных нам существ, и на врагов. Точно также и с остальными безмерными; так, следует относиться равностно не только к "нейтральным", не только к врагам, но и к друзьям. Практика "четырех безмерных" ведет к устранению эго-центризма, зависти, ненависти и пристрастий.

34. Или выдыхая и удерживая дыхание (достигают устойчивости ума)

Спокойствия и сосредоточенности можно достичь специальными дыхательными упражнениями (пранаяма) (см. II. 49-53) в соединении с упражнениями по концентрации ума, без чего ум, напротив, станет более рассеянным.

35. Или же устойчивость манаса вызывается развитием высших восприятий чувственных объектов.

При длительной концентрации внимания на кончике носа возникает ощущение необычного (дивья) запаха, на кончике языка - необычного вкуса и т. д. Эти явления вызывают устойчивость ума, устраняют сомнения в эффективности духовного праксиса и открывают путь к достижению мудрости, рождающейся в самадхи.

36. Или [созерцанием] лучезарного-и-лишенного-печали.

При концентрации на "лотосе сердца" (хридая-пундарика) возникает восприятие буддхи ("разум", высшее проявление психики), он сияющ и подобен безграничному пространству (акаша). Благодаря такому созерцанию можно достичь устойчивости ума. "Лотос сердца" - один из основных "энергетических центров" (чакра), описываемых йогической психофизиологией.

37. Или ум [достигает устойчивости, делая опорой] то, что лишено страстей.

При глубокой сосредоточенности на образе какого-нибудь великого святого, обретшего бесстрастие, ум йогина становится бесстрастным и устойчивым.

Ум, полный страстей и желаний, легко сосредоточивается на мирских объектах, но ему очень трудно достичь интроверсии, и наоборот: ум, лишенный страстей, обретает непривязанность и свободу.

38. Или опираясь на знание, возникающее из сновидений и глубокого сна.

Йогин, делающий объектом медитации образы сновидений (свапна) или состояние глубокого сна без сновидений (нидра), также может достичь стабильности ума.

39. Или медитацией (дхьяна) о чем-либо, выбранном по желанию.

Можно медитировать о любом благом объекте, если это ведет к устойчивости ума. Овладев способностью концентрироваться на этом объекте, можно перенести её на объект, более близкий по своему характеру к цели йоги.

40. Его сила простирается от самого малого до величайшего.

Медитация в амплитуде от мельчайшего (атом) до предельно огромного (вселенная) имеет результатом обретение способности в совершенстве концентрироваться на любом объекте. Это означает, что ум достигает совершенства и не нуждается дальнейшей практике по его очищению (парикарма).

41. Когда функции [читты] ослаблены, [она], уподобляясь прозрачной драгоценности, [достигает способности] самапатти, т. е.совершенного постижения того, что относится к познающему, познанию и познаваемому.

Здесь говорится о природе ума, достигшего устойчивости (стхити), и его объектах. Ему свойственно состояние сосредоточенности, концентрации (самапатти), виды которой описываются ниже. В познаваемое входят пракрити и её производные (см, I, 45; II, 19). Как прозрачный кристалл принимает цвет фона, так и очищенный ум без искажений воспринимает вещи.

42. При этом [самапатти, о котором] смешаны представления о слове, его объекте и идее объекта, есть савитарка-самапатти.

Так, слово "корова" имеет своим объектом известное существо. Идея - представление (понятие) об этом существе в нашем уме. Термин "са-ви-тарка" означает "мышление-с-помощъю-слов", т. е. вербальное, дискурсивное мышление (см. I,17).

43. Нирвитарка - [самапатти - то самапатти, в котором] при полном очищении памяти, [читта], как бы лишенная своей собственной природы, освещает лишь объект.

Нирвитарка-самапатти - невербальная, наддискурсивная сосредоточенность на "грубых объектах"; при этом из памяти устранены знания, приобретённые с помощью вывода и авторитетного свидетельства (I, 7). Это высший вид знания об этих объектах, прямое восприятие их природы (ср. III, 3).

44. Этим описаны также савичара-[самапатти] и нирвичара-[самапатти], имеющие объектами тонкие вещи.

Савичара-самапатти - концентрация на тонких вещах (сукшма-вишая) с помощью вербального мышления, оно ограничено пространством, временем и причинностью. Нирвичара-самапатти -наддискурсивная сосредоточенность на тонких объектах (см. I. 17).

45.Сфера "тонкого" завершается в непроявленном.

Пять "грубых элементов": "земля", "вода", "огонь", "воздух", "пространство" (акаша) имеют своими потенциями тонкие элементы, или танматры, называемые, соответственно "запах", "вкус", "свет", "прикосновение" (спарша), "звук". Тоньше танматр - ахамкара ("эго"), еще более тонок махат, или буддхи ("интеллект", "разум"). А наиболее тонка пракрити, или прадхана ("праматерия"), называемая непроявленной (алинга). Можно сказать, что наиболее тонок пуруша, но его тонкость иного рода.

Согласно санкхье реалии мира делятся на четыре группы:

1. Пуруша не произведен (т. е. не порожден чем-либо и не имеет начала) и не производит.

2. Пракрити не произведена и производит.

3. Махат (буддхи), ахамкара и танматры произведении

производят.

4. Манас, индрии, махабхуты ("грубые элементы") произведены, но не производят (см. также II. 19).

46. Они - всего лишь самадхи-с-семенем.

Четыре вида самапатти (I, 41-44) имеют своим объектом ("семенем") "внешние вещи" (бахир-васту), к которым относится пракрити и все её проявления. Савитарка и нирвитарка имеют объектом "грубое" (стхула), а савичара и нирвичара - "тонкое" (сукшма) (см. 1, 45).

47. При совершенстве нирвичара - [самапатти] - о чищение внутреннего атмана (адхьятма-прасада).

При устранении "загрязнений" (мала) психики деятельность буддхи становится свободной от влияний тамаса и раджаса. Эго означает совершенство йогина нирвичара-самапатти, а также достижение "ясного света знания" (спхута-праджня-алока). Благодаря последнему возможно мгновенное и адекватное постижение вещей во всех их аспектах (ср. I, 33).

48. В этом [состоянии возникает] знание-исполненное-истины.

Знание, или мудрость, исполненная истины (рита), лишена всяких следов заблуждения (випарьяя - см. I. 8). Эта мудрость, или "высшая йога", реализуется благодаря изучению священных текстов, размышлению и практике медитации (агама-анумяна-дхьяна). Не может быть лучшего знания объекта, чем то, которое достигнуто в нирвичара-самадхи.

49. Его объект отличен от объекта словесного и выводного знания, ибо относится к особенному.

С помощью слов и умозаключений нельзя достичь знания особенного (вишеша) или индивидуального, ибо те и другие способны передать лишь общее. Точно также обычные средства познания (лока-пратьякша) бессильны относительно вещей тонких, скрытых и находящихся на огромном расстоянии. Эти ограничения преодолеваются благодаря необычным способностям, возникающим при достижении самадхи.

50. Самскары, возникающие от него, препятствуют проявлению других самскар.

"От него" - т. е. от нирвичара-самапатти, или знания исполненного истины (I. 48), Самскары, относящиеся к самскарам мудрости (праджня), возникающей в нирвичара-самадхи, препятствуют проявлению самскар мирского уровня (вьюттхана), на котором психика функционирует обычным способом. Самскары мудрости растут (благодаря практике самадхи), вытесняя мирские самскары.

51. При устранении даже этих [самскар], вследствие устранения их всех, возникает самадхи-без-семени.

Самскары мудрости, или высшего знания, возникают в сампраджнята-самадхи (в самадхи, направленном на определенный объект, т, е. имеющем нечто своей "опорой"). Но любой объект, как бы ни был он тонок, есть модификация пракрити. При полном устранении (ниродха) психической деятельности (читта-вритти), возникает безобъектное самадхи (асампраджнята), и пуруша пребывает в своей истиной природе (I, 3), он "чист и свободен". Но эти эпитеты являются характеристикой пуруши с относительной, самсаричсской точки зрения, в действительности пуруша всегда есть пуруша, он не имеет отношения ни к связанности, ни к освобождению. Слова не способны выразить это состояние, оно неописуемо.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)