АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели и задачи

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  3. I. Ситуационные задачи и тестовые задания.
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  6. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  7. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  8. VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  9. Аналитические возможности, задачи и основные направления анализа СНС
  10. БАЛАНС КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕГО АНАЛИЗА
  11. БЖД: цель, задачи, роль в подготовке специалиста, основные категории
  12. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Курс истории русской литературы XX века на филологическом факультете ТюмГУ по учебному плану рассчитан на преподавание в течение трех учебных семестров. Принципом построения программы является деление ее на три части, соответствующие трем третям столетия. При всей условности границ такое деление совпадает со сменой трех основных эпох в литературном процессе XX века.

В русской философской мысли позитивизм переживает кризис, возникают новые философские течения. Принципам рационального познания мира и его законов противопоставляются принципы иррационализма. Возникают религиозно-философские общества и собрания. Формируется представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени, на этой почве возникают апокалиптические мотивы в искусстве и литературе начала века. В то же время – формируется представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

В осмыслении новой роли духовного начала в обществе сближаются литература и философия. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателей разных художественных течений 1890-1910-х гг. Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала века. Восприятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М. Горького, «знаньевцев», символистов.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Курс истории русской литературы конца XIX-начала ХХ века рассчитан на 34 часа лекций, 34 часа практических занятий, 42 часа индивидуальной работой (письменная работа); курс заканчивается зачетом.

Характеристика периода в программе соединяется с персональными характеристиками писателей. Художественный мир писателя понимается как сложное динамическое целое; при этом возможно соединение черт различных литературных эпох в единстве художественного мира; нередко признается несводимость творчества больших писателей к признакам отдельных направлений и течений. Характеристики периодов и авторов в программе остаются краткими, что предполагает индивидуальное их наполнение лектором.

Цели и задачи

Цель курса – определить место периода рубежа Х1Х-ХХ веков в истории русской литературы, уяснить общие закономерности эпохи (эстетика литературных направлений, течений и школ, динамика жанров и стилей, философских идей времени и др.) и творческую индивидуальность писателей, определивших художественные поиски времени.

Задачи курса:

1. Рассмотреть период рубежа веков как эпоху «переходную»;

2. Выявить специфику рубежного художественного сознания эпохи, его основные черты;

3. Исследовать взаимосвязи литературы времени с русской классикой предшествующих веков и литературой ХХ века;

4. Выработать принципы и приемы филологического анализа поэтики литературы рубежа веков.

Ключевые понятия:

"Переходная эпоха", литературные направления, течения и школы, реализм рубежа веков, натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, символ, миф, теургия, София, авангард, эссеистика, «Мир искусства», кубофутуризм, модерн, «Цех поэтов», старшие символисты, младосимволисты, "аргонавты", «кубо» (группа «Гилея»), «эгофутуристы», Мезонин поэзии, Центрифуга, массовая литература.

 

Итоговое знание курса:

1. Знание текстов художественных произведений данного периода.

2. Иметь представление о философских истоках, эстетических принципах, этапах развития и поэтике основных литературных направлений, течений и школ эпохи рубежа веков: реализм, символизм, натурализм, акмеизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм.

3. Иметь представление о периоде конца Х1Х - начала ХХ века как "переходной эпохе".

4. Знание основных положений научной литературы, посвященной литературному процессу и его основным закономерностям, творчеству писателей, опредяляющих художественный поиск русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

П/п Наименование темы Лекции (кол-во часов) ОДО ОЗО Практ. и семи- нарск. занятия (кол-во часов) ОДО ОЗО Инди- вид. и сам. работа ст. (кол-во часов) ОДО ОЗО Фор мы кон тро ля ОДО ОЗО
1.       Литература конца 19-нач. 20 в. в историко-культурном контексте этого периода. Основные черты литературного процесса конца 19-нач. 20 в. Рубеж Х1Х - ХХ веков как "переходная эпоха".Проблема периодизации. Понятия «Серебряный век», «Модерн», «Модернизм», «Ренессанс" и др.               Проверка лекций
  Поэтика ранних рассказов А.Н.Толстого        
3-4.   Натурализм. Основные этапы развития. Эстетика, философские истоки.             Проверка конспектов
  Поэтика натуралистического романа. «Китай-город» П.Д.Боборыкина       статей
5.   6-7 Творчество И. Анненского и его место в поэтической культуре рубежа веков. Символизм. Основные этапы. Эстетика, философские истоки. Творчество «старших» и «младосимволистов»           Вызывная Консультация    
  Поэтика романа Андрея Белого «Петербург».        
  Символистская природа лирики В.Я.Брюсова       Вызывная консультация
  Трилогия А. Блока. Лирический герой. Идея пути как доминанта в лирическом герое поэта. Путь России в творчестве А. Блока.         Проверка лекций
. Роман В.Я.Брюсова «Огненный ангел»       Вызывная Консуль
  Образ художника и тема творчества в романе А.Белого «Серебряный голубь»       тация
  Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.          
9. Художественный мир лирики А.А.Ахматовой 1910-х гг.       Проверка конспектов статей
  Акмеизм как литературная школа        
10. Новокрестьянская поэзия 1910-х г.: С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков. Теория имажинизма. Основные мотивы и своеобразие поэтики дореволюционного творчества С. Есенина.         Проверка лекций
11- Футуризм. Основные этапы и группировки. Эстетика, философские источники. Манифесты.         Вызывная консуль
  Словотворчество в поэзии Велимира Хлебникова        
  Человек и мир в дооктябрьской поэзии В. Маяковского.       тация
  Футуризм как литературное течение        
. Рассказы И.А.Бунина: проблематика и поэтика       Проверка лекций
. Стилевое своеобразие прозы И.А.Бунина       Вызывная консультация
13. Судьба России и проблема русской человека в творчестве раннего И. Бунина.           Проверка л
14. Концепция любви и жизни в творчестве А. Куприна. Конфликт «естественного человека» и среды в прозе А. Куприна.         Проверка конспектов статей
15. Проблема личности и ее стилевое решение в прозе М. Горького 1890-х г.         Вызывная консуль
  Ранняя проза А.М.Горького       тация
16-17. Экспрессионизм в прозе Л. Андреева. Философия жизни и смерти в рассказах Л. Андреева. Особенности стиля и символики. Поэтика «чрезвычайного».         Проверка конспектов статей    
  Концепция мира и личности в прозе Л.Андреева          
  Творчество А.Ремизова, Б.Зайцева, И.Шмелева на рубеже веков.       Проверка конспектов статей
22. Журнал «Сатирикон» и творчество Тэффи(Н.Лохвицкой).       Проверка лекций
  Итого:        

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

1. Литература конца 19-нач. 20 в. в историко-культурном контексте этого периода. Основные черты литературного процесса конца 19-нач. 20 в.

Проблема периодизации. Понятия «Серебряный век», «Модерн», «Модернизм», «Ренессанс" и др.

Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехова*. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Формирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Проблема синтеза искусств.

2.Рубеж Х1Х - ХХ веков как "переходная эпоха". Проблема периодизации. Понятия «Серебряный век», «Модерн», «Модернизм», «Ренессанс" и др.

Черты "переходной эпохи" в литературе времени. Метафорические названия эпохи литературы рубежа.

1910–1922 гг. Кризис символизма. Появление новых литературных школ, Акмеизм как постсимволистское течение. «Школа» и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литературе и изобразительном искусстве 1910-х гг. Общие тенденции развития.

Война и революции 1917 г. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)