АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему?

Читайте также:
  1. В каком случае испытуемые должны были лучше запоминать числа и почему?
  2. Кто побеждает и почему?
  3. Мальчик спросил: «Но почему? Это хорошо - сто двадцать лет. Но почему плюс три месяца?»
  4. Почему?

К дзенсшму мастеру пришел ученик

и спросил:

- Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о кармах, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

Мастер повел его в сад и сказал: - Вот это дерево большое, а это — маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это — маленькое. Нет никакой проблемы!

ЛбОООСХХХ


Основные понятия темы:

лтриятие, внимание, апперцепция, иллюзии, внутренняя картина болезни.


Тема VII. ВосприятиеЛекция
328 <------------------------------------------------------------------------------------------------


J. Восприятие и деятельность


> 329


 


1. ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а осмысленный (предполагает участие мышления) и означенный (связан­ный со словом) синтез разнообразных ощущений в виде образа, который складывается в ходе активного отражения внешнего объекта.

Образ — одна из форм отображения объективной реальности. В пси­хологии понятие «образ» используется в разных значениях. Существует традиция связывать с образом преимущественно перцептивные (от лат. perception — восприятие) формы знания.

Исходя из принципа единства познания и деятельности человек дей­ствует так, как познает, и познает в зависимости от того, как действует.

Человеческое поведение было бы невозможно без восприятия и по­знания внешнего предметного и социального мира. Экспериментальные исследования показали, что существенным компонентом процесса принятия решения в случае реализации рассудочной деятельности является манипулирование образом ситуации, сложившимся на основе ориентировочно-исследовательской деятельности. Эта фаза отвлечения от реальной ситуации связана с переструктурированием образа в соот­ветствии с поставленной задачей.

Однако чтобы образ переструктурировать, он должен быть первона­чально построен, сконструирован. И эти первоначальные образы стро­ятся в процессе восприятия окружающего предметного и социального мира.

Ограничения, связанные с органами чувств, программами обработки информации мозгом

Особенности восприятия зависят от устройства и функциониро­вания анализаторов, благодаря которым восприятие становится вози можным. Способность органов чувств к возбуждению ограниченна, и человек различает лишь малую долю сигналов, поступающих из


окружающего мира. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн, однако человеческие глаза чув­ствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему про­межуточное положение. Какой бы нам представлялась реальность, если бы человек улавливал ультразвуки, ультрафиолетовые, инфракрасные и рентгеновские лучи?

Современная физика (квантовая теория, теория относительности и более позд­ние модели) разрушает ясное и логичное для обывателя представление о мире, который отражается в процессе восприятия. По мнению К. Прибрама (1957) — ней-ропсихолога из Стенфордского университета, — Вселенная голографична; каждый мозг, являясь элементом большой голограммы, имеет доступ ко всей информации, создает голограмму, отображающую Вселенную (полная информация о ней как бы представлена в каждой точке мозга). К. Прибрам считает, что если бы мы могли вос­принимать реальность без способности мозга устанавливать понятия «до», «после», «здесь», «там», то познали бы мир без времени и пространства.

Новый взгляд на мир позволяет по-другому взглянуть и на паранормальные явления. Нет необходимости ссылаться на какую-то неизвестную энергию. Инфор­мации не нужно передаваться из точки А в точку В: она одновременно находится в этих двух точках. Представления современной физики на окружающий человека мир многих шокируют и не укладываются в привычные представления, тем не менее их надо иметь в виду при изучении психологии восприятия.

Культура также берёт на себя регулирование процессом восприятия, построения образа воспринимаемого, внося в него те или иные осо­бенности мировосприятия, характерные для членов группы, с которой личность себя идентифицирует. Различия в восприятии мира, жизни, смерти у разных культур подтверждают такое «культурное моделиро­вание».

Отличия восприятий от ощущений

к Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, воз- * никающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный Для восприятия, называется объективацией.

Итогом возникновения ощущения является чувство (яркости, соле­ного, громкого, высоты и др.), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписы­ваемых сознанием предмету, явлению, процессу.

Свойства мира, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъ­ективный эффект в виде ощущений без какой-либо внешней активности


Тема VII ВосприятиеЛекция

ззо < --------------------------------------------------------------------- ■-----------------------------

человека. Однако чтобы некоторый объект был воспринят, необходима внутренняя и внешняя активность, направленная на его исследование (необходимо наблюдение) в целях формирования образа.

Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализа­торам. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, пред­полагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. Ощущения «разрезают» мир по линиям чувственных модальностей, восприятия — по линиям перцептивных категорий (устройство объекта, материал, состояние и действие, характер, привлекательность и др.).

Ощущения конкретизируют свойства раздражителя по интенсив­ности и протяженности соответствующего внутреннего чувства. Вос­приятия конкретизируют степень выраженности объекта и метрику перцептивных свойств объекта благодаря его образу.

Организация восприятий

Феномены восприятий, в особенности объединение восприятий в связные единства, впервые систематически стали изучаться предста­вителями научной школы гештальт-психологии.

Перечислим некоторые принципы объединения восприятий.

1) Принцип фигуры и фона: то, что имеет для нас смысл, восприни­
мается как фигура на некотором менее структурированном фоне. Это
относится к зрению, слуху, обонянию.

Вся картина восприятия перестраивается, как только какой-либо элемент фона становится, в свою очередь, значимым. Тогда то, что за се­кунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается

с общим фоном.

2) Принцип заполнения пробелов: фрагментарное изображение сво­дится к простой фигуре с полным контуром.

3) Принцип объединения {группировки) элементов: элементы объеди­няются по признаку близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.


2. Свойства восприятий

> 331

У человека бинокулярное зрение эффективно лишь на расстоянии примерно до 15 метров. О пространственных отношениях более далеких объектов приходится судить только по эффектам перспективы, парал­лакса и закрытия предметов другими. Однако трехмерный зрительный или слуховой образ воссоздается, обеспечивая человеку стереоскопи­ческое видение мира.

Следует различать восприятия, адекватные реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки перцептивного образа (от лат. регсер-tio — восприятие) имеет включенность восприятия в процессы практи­ческой деятельности, общения. Практическая деятельность используется и для коррекции уже сформированного образа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)