АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.)

Читайте также:
  1. II.2.4.Аристотель
  2. Аристотель
  3. Аристотель
  4. Аристотель
  5. Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
  6. Аристотель о государственном строе древних Афин.
  7. Аристотель рекомендовал удалять зубы щипцами из бронзы.
  8. Аристотель)
  9. Аристотель: душа – способ организации тела
  10. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме
  11. История развития представлений о виде (Аристотель, Д. Рей, К. Линней, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин и др.)

...Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни? Уже в начале на­ших рассуждений, при разъяснении вопроса о домохозяйстве и власти господина в семье, было указано, что человек по природе своей есть суще­ство политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуж­даются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному житель­ству.

Впрочем, к этому людей побуждает и сознание общей пользы, по­скольку на долю каждого приходится участие в прекрасной жизни; это по преимуществу и является целью как для объединенной совокупности людей, так и для каждого человека в отдельности...

Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые име­ют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих — все оши­бочны и представляют собой отклонения от правильных; они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей. После того как это установлено, надлежит обратиться к рассмотрению государ-ствеиных устройств — их числа и свойств, и прежде всего правильных, так как из их определения ясными станут и отклонения от них. Государ-ствепное устройство означает то же, что и порядок государственного уп­равления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, та­кие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они должны быть причастпы к общей пользе. Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской влас­тью; власть немногих, но более чем одного — аристократией (или потому, что правят лучше, или потому, что имеется в виду высшее благо государ­ства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит боль­шинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов госу­дарственного устройства, — полития. И такое разграничение оказывает­ся логически правильным: один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большин­ства — дело уже трудное, хотя легче всего — в военной доблести, так как последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой по-литии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые во­оружаются на собственный счет. Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти —- тирания, от аристократии — олигар­хия, от по литии — демократия. Тирания — монархическая власть, имею­щая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоя-


278 Приложение

тельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет.

Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преиму­щественно для того, чтобы жить счастливо...

Главными видами государственного устройства, по-видимому, явля­ются два — демократия и олигархия, подобно тому как говорят главным образом о двух ветрах — северном и южном, а на остальные смотрят как на отклонения от двух. Ведь аристократию считают некоей олигархией, а так называемую политию — демократией, подобно тому, как из ветров западный причисляют к северному, а восточный — к южному...

Итак, скорее следует назвать демократическим строем такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорожденных, а оли­гархическим — такой, когда она принадлежит богатым... Какой же вид государственного устройства наилучший? Как может быть наилучшим образом устроена жизнь для большей части государства и для большин­ства людей?.. В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилуч­шее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше...

Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Эти граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невреди­мыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не пося­гают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не зло­умышляют, то и жизнь их протекает в безопасности...

...Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточ­ной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных край­ностей...

Одним из признаков демократического строя, по признанию всех сторонников демократии, является свобода. Второе начало — жить так, как каждому хочется; эта особенность, говорят, есть именно следствие свободы, тогда как следствие рабства — отсутствие возможности жить как хочется. Итак, это второй отличительный признак демократического строя. Отсюда уже возникло стремление не быть вообще в подчинении — лучше всего пи у кого, если же этого достигнуть нельзя, то по крайней мере хотя бы поочередно. И в данном случае это стремление совпадает с началом свободы, основанным на равноправии... Исходя из этих основ­ных положений и из такого начала, мы должны признать демократически­ми следующие установления: все должностные лица назначаются из все-


i


Хрестоматия



 


го состава граждан; все управляют каждым, в отдельности взятым, каж­дый — всеми, когда до него дойдет очередь; должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого опыта и знания; занятие должностей не обусловлено никаким имуще­ственным цензом или обусловлено цензом самым невысоким; никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением воен­ных должностей; все должности либо те, где это представляется возмож­ным, краткосрочны; судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан и судят по всем делам или по большей части их, именно по важнейшим и существеннейшим, как-то: по поводу отчетов должност­ных лиц, по поводу политических дел, по поводу частных договоров. Народное собрание осуществляет верховную власть во всех делах; ни одна должность такой верховной власти не имеет ни в каком деле или в крайнем случае имеет ее в самом ограниченном круге дел; или же в главнейших делах верховная власть принадлежит совету. Что касается должностей, то пи одна из них не должна быть пожизненной, а если ка­кая-нибудь остается таковою по причине какого-нибудь давнишнего пе­реворота, то следует лишить ее значения и замещать ее уже не путем выборов, а по жребию. Это и есть общие признаки, характерные для де­мократии...

Аристотель. Политика // Соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1984.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)