АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протогосударства

Читайте также:
  1. Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.

В 8 - 9 веках возникают объединения племенных союзов в первое государство. В арабских источниках упоминается Куявия - с центром в Киеве, Славия - с центром в Новгороде, Артания - в Рязанской земле.

В 6 веке главной ячейкой общества у восточных славян была родовая община. Родовая община - коллектив кровных родственников, совместно ведущих хозяйство. Они совместно владели землей, орудиями труда, лесами пастбищами водоемами и поровну делили результаты труда. Во главе стояли старейшины.

В 8-9 веках родовые отношения стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и с переходом от подсечного к пашенному земледелию, где не требовались совместные усилия. Основной хозяйственной единицей стала семья. Происходит замена родовой общины на соседскую или территориальную, члены которой не кровные родственники, а соседи. На юге она называлась «мир», на севере – «вервь». В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лес, сенокосы, пастбища и водоемы, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли - наделы, которые постепенно переходили в собственность. Семья обрабатывала их своими личными орудиями труда и получала в собственность весь собранный ею урожая. Происходило накопление прибавочного продукта, возникало имущественное неравенство, зарождалась частная собственность. В племенной среде выделялась нарочитаячадь. Чадь - это вожди, старейшины, знаменитые воины, облагавшие соплеменников данью, т.е. полюдьем, которое бралось с каждого двора, или дыма, или земельной площади им обрабатываемой, которое называлось рало или плуг и объявляло себя собственником земель.

Славянский мир постепенно переходил от родовой демократии к военной демократии, как форме племенной организации в эпоху разложения первобытно общинного строя. Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече. Вече - народное собрание, сообща решавшее все вопросы и выбиравшее князя, должность которого затем становится наследственной. В условиях частых воин возросла роль князя-военачальника. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Таким образом, в 5-8 веках у восточных славян постепенно складывались предпосылки для возникновения государства.

Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ. Главным занятием славян было земледелие. Пахали сохой на лошадях или на волах. Также славяне с давних пор занимались скотоводством, однако из-за климатических условий оно было не очень развитым. Широкое распространение получило бортничество – добыча меда и воска от лесных пчел – и охота.

Славяне были язычниками (см. Язычество) – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другойсварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)