АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19 в

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  3. I. Формирование системы военной психологии в России.
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  6. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение. Русское общество сплотила отечественная война 1812 г., вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной. Декабристы называли себя «детьми 1812 года».

Широкие крестьянские массы надеялись на отмену крепостного права как вознаграждение за участие народа в войне. Да и многие надеялись на изменения, т.к. увиденное за рубежом резко контрастировало с российской действительностью. Царский режим же после победы не пошел ни на какие реформы, вызвав тем самым разочарование в обществе. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816 г. первой тайной организации – Союза спасения, куда входили Муравьевы, Пестель, Трубецкой, Муравьев-Апостол и другие. Просуществовав до 1818 г, организация была самораспущена и организовано новое тайное общество – Союз благоденствия, более многочисленное. Обе группы имели целью ликвидацию крепостничества и самодержавия, однако члены Союза осознавали необходимость подготовки изменений и просвещения общества. В 1820 г. организация распалась на Северное и Южное общество. В Южном программный документ – «Русская правда» (Пестель), имевшая радикальный характер (наделение крестьян землей, создание Народного Вече и Державной Думы); в Северном – «Конституция» (Муравьев), более умеренная (без наделения крестьян землей, сохранение исполнительной власти у монарха, федеративное устройство). Оба проекта предусматривали наделение граждан правами и свободами.

Воспользовавшись династическим кризисом после смерти Александра I 19 ноября 1925 г., члены тайных обществ решились на выступление. 14 декабря они попытались совершить военный переворот. Однако вследствие малочисленности и нерешительности восставшие были окружены царскими войсками, а к вечеру рассеяны артиллерийским огнем. Часть сослана на каторгу в Сибирь, часть – повешены (Пестель, Рылеев). Восстание декабристов было первым открыто революционным выступлением в истории России.

После его жестокого подавления наступает некоторый спад в сфере общественной мысли. На просвещенную часть общества расправа над лидерами восстания произвела неизгладимое впечатление. Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие оппозиционных режиму общественных движений. В это время правительство активно распространяет консервативную идеологию, основанную на триединой формуле: «самодержавие, православие, народность» (теория официальной народности Уварова). Самодержавие – важнейший устой русской жизни, православие – ее духовная основа, народность – всеобщее единство народа, его единение с царем. Эта теория стала основой русской консервативной идеологии середины-второй половины XIX века. Кстати сказать, теоретиком консерватизма был изначально Карамзин.

Огромное впечатление на общество произвело знаменитое «Философское письмо» Чаадаева. Россия рисовалась в мрачных, трагических тонах, ее будущее – застоем, а виновниками всего этого он считал самодержавие и православие. Автор письма был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп», напечатавший его, был закрыт.

В 30-40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили круги общественности. Сформировалось два направления – западничества и славянофильства.

Западниками были Кавелин, Грановский, Боткин. Они считали, что цивилизации развиваются одинаково и что России стоит принять уже готовый опыт Западной Европы. Это подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену сословий, свобода предпринимательства, демократизация судебной системы и развитие местного самоуправления.

Славянофилы возражали западникам. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Аксаковы и др. Они считали, что Россия не отсталая, а своеобразная, непохожая на Запад. Подчеркивали дух общинности народа. Осуждали петровские реформы, ибо те нанесли удар русской самобытности. Выступали так же за отмену крепостного права, но уже за монархию. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма. Правда, славянофильский либерализм был в форме каких-то патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. проявляется тяга молодежи к радикально-демократическим, а также социалистическим идеям. Важная роль в этом процессе принадлежит Герцену, блестяще образованному публицисту и философу. Разочаровавшись Европой, он увидел предрасположенность российского быта к социализму, наверное, в общине увидел. Россия зачитывалась его печатными изданиями. Это были альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол».

Явлением в общественной жизни 40-х стала деятельность кружков студенческой и офицерской молодежи во главе с Буташевич-Петрашевским. Они организовывали выпуск энциклопедического словаря социально-демократического содержания. В 1849 г. кружок раскрыли, деятелей отправили на каторгу.

Оппонентами режиму активно выступали и литераторы с журналистами. Это и всеизвестный критик Белинский, ратовавший за гуманизм и справедливость. Это и «Современник» Некрасова, Чернышевского, убеждавший молодежь в необходимости перехода к социализму.

В 60-х вновь оформился либерализм. За «спокойные» реформы сетовали юристы Чичерин и Кавелин. Базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты, журналы. Но либерализм был слаб, т.к. всё же неразвита была социальная структура страны, зато деятели российского революционного лагеря ожидали в 1861-1863 гг. крестьянского восстания, которое могло бы перерасти в революцию. Но прозорливые из радикалов (Герцен, Чернышевский) потом перестали говорить о близкой революции и начали писать прокламации с целью поиска союзников. Создано было общество «Земля и воля». Экстремистами и догматиками, клявшимися взглядами Герцена и Чернышевского, но общего имели с ними очень мало, распространялась прокламация «Молодая Россия», содержащая кровавые пророчества в адрес правительства и дворянства. Из-за этого Чернышевского потом арестовали.

Революционное движение далее набирает силу крайнего направления с целью тотального разрушения государства. Ярчайшим представителем его стал Нечаев и его общество «Народная расправа». Революционеры, он считал, должны использовать подлоги, шантаж, беспринципность. За подобную аморальность большинство радикалов сочли это общество случайным «эпизодом» в истории. Зато судебный процесс над нечаевцами послужил сюжетом «Бесов» Достоевского.

В 1874 г. началось массовое хождение в народ. Молодежь толком не знала, зачем она идет к крестьянам – то ли пропаганду вести, но ли восстание поднимать, то ли просто познакомиться. Но народничество существовало долго. После раскола во главе стал Плеханов. Вновь боролись за революцию, за просвещение. Кстати, именно благодаря террору народников 1 марта 1881 г. очередная попытка убить Александра II увенчалась успехом.

В 1870-80-х набирает силу российское рабочее движение. Возникают организации пролетариата, причем в 80-х уже довольно многочисленные, являющиеся важным политическим фактором в стране. Известная Морозовская стачка 1885 г. подтверждает это положение. А далее развивается марксистское учение во главе с Плехановым и книгами Маркса и Энгельса со всеизвестной ролью пролетариата. На волне нового учения выделялся новый пропагандист – В.И. Ульянов (Ленин).

Начало XX в. знаменуется нестабильностью в стране. Общественное движение как никогда усиливалось. Появились либералы-реформаторы в лице молодого духовенства. Появились различные партии: и социалисты (эсеры, РСДРП), и демократы (кадеты), и монархисты, и анархисты, и либералы («Союз освобождения»). В стране был революционный подъем. Необразованность населения производила разрушительный эффект, массовое сознание легко управлялось развитой прослойкой интеллигенции, дворянства и разночинства, иначе как ещё объяснить феномен истории начала XX века?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)