АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Розкрийте творчість засновників соціологічної науки – 15 б

Читайте также:
  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. IX.3.Закономерности развития науки.
  3. IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  4. VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
  5. YIII.4.3.Формализация. Язык науки
  6. А.О.Смирнов: історія психології як рушійна сила цієї науки
  7. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  8. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  9. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  10. Введение. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.)
  11. Взаимодействие науки и нравственности
  12. Взаимосвязь педагогической науки и практики

- Є.Дюркгейм про предмет соціології – 7 б.

Классический период в развитии мировой социологии связан также с именем крупнейшего представителя функционализма Э. Дюркгейма, создателя так называемой французской социологической школы.

Дюркгейм является продолжателем позитивистской контовской традиции, хотя, признавая Конта «отцом» социологии, Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений Конта. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросам «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.

Если для Конта социология включала в себя все знания об обществе, то Дюркгейм свел ее к социальной сфере. Для превращения социологии в самостоятельную науку, по мнению Дюркгейма, необходимо наличие особого предмета и соответственно метода. Предметом являются социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и тому подобным фактам действительности. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление.

Важнейшее место в творчестве Дюркгейма занимала идея общественной солидарности. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.

Одна из узловых проблем в творчестве Дюркгейма – взаимоотношения личности и общества. По его мнению, общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая личность, если человек, выполняющий узкую профессиональную функцию, низводится до уровня машины. Более того, личность будет неизбежно деградировать, если поставлены под угрозу экономические и общественные функции общества.

- Г. Спенсер про теорію еволюції – 8 б.

Зарождение социологии в Англии связано с именем Г. Спенсера И социология у Спенсера становится всеобщей наукой, включающей в себя и антропологию, и этнографию, и общую теорию общественного развития.

Социологическая теория Спенсера строится вокруг двух главных принципов: понимания общества как организма и идеи социальной эволюции. Рассматривая общество по аналогии с биологическим организмом, Спенсер приходит к выводу, что всякое развитое общество имеет три системы (поддерживающая, распределительная и регулятивная). Он уподоблял различные функции общества разделению функций между органами живого организма

Центральное место в теории Спенсера занимает понятие эволюции. Любой процесс, по его мнению, включает две стороны – интеграцию и дифференциацию. Социология эволюции для него – противоречивый, но в основном плавный, постепенный, в значительной мере автоматический процесс, не допускающий сознательного «ускорения» и вмешательства «извне». Отсюда – осуждение любых попыток революционного переустройства общества.

В своей «социальной статике» Спенсер подчеркивал, что прогресс «не случайность, а необходимость» и уверенно предсказывал в будущем полное «исчезновение зла». Однако позже он отказался от этой точки зрения, вполне сознавая возможность и даже необходимость регрессивных процессов. Он приходит к выводу, что «регресс имел место так же часто, как и прогресс» Спенсер первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы, института.

Будучи непримиримым противником социализма, он отрицал его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. Он был убежден, что социализм в любой форме означает и подразумевает рабство. В то же время он признавал, что «социализм неизбежен, но будет величайшим несчастием, которое когда-либо пережил мир, и кончит самой резкой формой военного деспотизма».

На протяжении истории интерес к Спенсеру то возрастал, то падал. Появление неоэволюционистских взглядов, неоэволюции, с одной стороны, и кибернетики и системного подхода – с другой, вновь вызвали интерес к одному из основоположников социологической науки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)