АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение и развитие. Диалектика

Читайте также:
  1. Антигоспитальное в области психиатрии движение в мире во второй половине XX века
  2. Билет 26. Движение декабристов.
  3. Быстрое выдвижение
  4. В первой четверти XIX в. Движение декабристов.
  5. Взаимное движение капиталов
  6. Виды и структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Свобода воли. Нарушения воли. Методы изучения воли.
  7. Военно-фашистское движение и милитаризация страны. Путч 15 мая 1932 г.
  8. Возникновение теории вероятностей. Вклад Маркова в её развитие.
  9. Вопрос 49. Диалектика
  10. Вопрос 4: Траектория движения. Криволинейное движение. Нормальное и тангенциальное ускорения при криволинейном движении.
  11. Вопрос№5 Движение по окружности. Связь угловой и линейной скорости
  12. Вращательное движение и его кинематические параметры. Связь между угловой и линейной скоростями.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.

Под движением нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия и изменения. Движение – это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

В обыденной жизни движение часто отождествляют с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния – покой и движение, считая их равноправными.

Однако говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца.

Далее, когда говориться о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого объекта, то неявно предполагается, что объект имеет определенную пространственную конфигурацию, сохраняет свою структуру. Но если посмотреть на прочно стоящий кирпичный дом в электронный микроскоп, то обнаружится, что у него нет жестких пространственных границ, что осуществляется постоянная диффузия, проникновение молекул воздуха в пограничный слой молекул кирпича и наоборот. Более того, между этими молекулами происходит обмен электронами, а в самих молекулах – движение электронов и т. д. Выходит, что наблюдаемый нами дом находится в состоянии какого-то бурлящего движения, где одни частицы постоянно переходят в другие. И это можно сказать о любом объекте окружающего мира, в том числе и о нас самих.

Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождественен самому себе во времени. В таком случае, можно ли говорить об устойчивости предметов, их тождественности себе, если предметы изменчивы? Это очень древняя философская проблема. Известно изречение древнегреческого философа Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды». В подобных рассуждениях мы сталкиваемся с противопоставлением вещей и процессов, устойчивости и изменчивости.

Философский анализ убеждает нас в том, что любая вещь есть процесс. Когда даже о таких простых вещах, как стол, стул, дом, говориться, что они сохраняют свои качества, тождественны себе, то это не значит, что в них не происходят многообразные изменения. В столе, освещенном солнечными лучами, происходят изменения: фотоны, падающие на поверхность стола, выбивают электроны (явление фотоэффекта). Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, позволяющих говорить о столе как определенном предмете, отличном от других предметов.

Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

Переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем, носит название развития.

Учение о становлении и развитии бытия получило название диалектика. Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на поиск истины. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности. Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса.

Гегелем были сформулированы и обоснованы основные законы и принципы диалектики.

Закон «единства-и-борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, сторон того или иного процесса. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое – эти и другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, противоположные факторы, черты реального мира. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга. Например, в сознании человека, в общественной жизни культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные.

Закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Конкретные формы связи количественных и качественных изменений выражены во многих естественнонаучных законах, например, в периодическом законе химических элементов Д. И. Менделеева.

Ритм разрешения диалектических противоречий описывается законом «отрицания отрицания». Отрицание при этом истолковывается как непрерывный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта. Например, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступает место детству, оно затем будет вытеснено отрочеством, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

Реальным аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Циклических процессов – различных циклов, кругооборотов – существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старения и т. д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)