АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон единства и борьбы противоположностей

Читайте также:
  1. B) Наличное бытие закона
  2. II закон Кирхгофа
  3. II. Законодательные акты Украины
  4. II. Законодательство об охране труда
  5. II.3. Закон как категория публичного права
  6. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  7. IX. У припущенні про розподіл ознаки по закону Пуассона обчислити теоретичні частоти, перевірити погодженість теоретичних і фактичних частот на основі критерію Ястремського.
  8. IX.3.Закономерности развития науки.
  9. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  10. А) Закон диалектического синтеза
  11. А) совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.
  12. А. Законодательные (представительные) органы власти республик в составе Российской Федерации

(один из законов диалектики открытых Гегелем, сформулированных Энгельсом)

Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей. Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики, основной среди основных законов диалектики.

В закон входят две центральные категории – противоречия и единства. Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ—диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения — противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.

«Обычное представление, — писал Ленин, — схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е.

Внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой, отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим.

Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой, или, иначе, противоречие в сущности предмета.

Противоречие — это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Отрицание – дух противоречия. Главным источником развития являются внутренние противоречия. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой — то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.

Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность.

Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер. Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей.

Единство — отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим — указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений — противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».

Единство — необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи.

Противоположности — стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия — противоположности, а отношения между ними — противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия — противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.

Тождество - категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.

Различие - это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу

Развитие есть борьба противоположностей. Оно определяется движением заложенных в действительности противоречий. Противоречия возникают, развиваются и разрешаются, когда вещь переходит в новое качество.

 

Достигшие наивысшего развития противоречия могут разрешаться путем резкого скачка, в ходе которого исчезает одна или обе противоположности, а на их месте возникает новое целое со своими противоречиями. Так, классы рабов и рабовладельцев исчезли оба в процессе становления феодализма в Западной Европе.

Ядром закона единства и борьбы противоположностей является принцип абсолютности борьбы, относительности единства противоположностей. «Единство» (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей, — писал Ленин,—условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение».

Единство — коренное условие существования качественной определенности и сущности вещи. Единство играет активную роль в развитии, оно служит и предпосылкой развития, и средством закрепления результатов развития. Капитализм не мог бы развиваться, подготавливая появление более высокого общественного строя, если бы труд и капитал не образовывали единое (хотя и глубоко противоречивое) целое, единый общественный организм.

Если единство активно, то противоречие представляет собой собственно источник и содержание развития. Вещи развиваются не столько потому, что они «едины с собой», определенны, устойчивы, сколько потому, что они противоречивы, находятся в противоречии с самим собой. Ведущая, главенствующая роль противоречий в развитии и означает абсолютность борьбы, относительность единства противоположностей.

 

Пример действия закона: Пример с механическим движением и перемещением, суть которого заключается в следующем: тело в одно и то же время находится в данном месте и не находится. Возникновение и одновременно разрешение этого противоречия и выражает суть механического перемещения.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)