АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части

Читайте также:
  1. III. ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
  2. Автор - это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.
  3. Активность и степень воздействия на другие государственные орга-
  4. Алгебраические свойства векторного произведения
  5. Алгоритм вычисления произведения
  6. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  7. В хороших литературных произведениях особое значение придается реакциям.
  8. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта«Критика практического разума»
  9. Векторного произведения
  10. Векторное произведение.
  11. Воздержанность и нежелание обладать тем, что имеют другие
  12. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).

Составное произведение иногда называют сборником или компиляцией. Примерами таких произведений являются антология, хрестоматии, энциклопедии, базы данных, справочники и т.д.

Составные произведения являются распространенным видом произведений литературы, науки и искусства, поскольку к ним относятся аудиовизуальные, музыкально-драматические, сценические произведения, мультимедийные и сетевые произведения и т.д. Правовые нормы в отношении составных произведений сформулированы в Бернской конвенции, Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Бернской конвенции "сборники литературных и художественных произведений, например энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющих часть таких сборников" <1>.

--------------------------------

<1> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, 1990. N 287(R). С. 9.

 

Другими словами, установлено, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе и расположении материалов. Этот критерий Бернской конвенции был изменен в п. 2 ст. 10 Соглашения ТРИПС <1> и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву, которые признали, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе или в расположении материалов. Это изменение критерия оказалось скрытым в русском переводе, поскольку фраза "by reason of the selection or the arrangements" <2> англоязычного текста Договора ВОИС по авторскому праву была переведена как "по подбору и расположению" <3>. В Российской Федерации современный критерий используется с 1993 г., когда еще не было ни Соглашения ТРИПС, ни Договора ВОИС по авторскому праву <4>. В п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации используется этот же критерий, соответствующий международным нормам.

--------------------------------

<1> См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, N 223(E). 2000. P. 20.

<2> WIPO Copyright Treaty. Geneva: WIPO, N 226(E). 2000. P. 10.

<3> Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора. Женева: ВОИС, 2000. N 226(R). С. 7.

<4> См.: Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М.: Республика, 1993. С. 12.

 

В законодательстве многих стран используется в основном следующий унифицированный правовой режим для составных произведений.

1. Автору составного произведения принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, являющихся результатом творческого труда.

Творческий характер труда составителя не столь очевиден, поскольку почти всегда любой подбор или любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Следовательно, существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она редко формулируется законодательно.

2. Составитель может обладать авторским правом при соблюдении прав авторов произведений, включенных в составное произведение.

Это положение соответствует одному из условий охраноспособности произведений (см. § 2.8). Другими словами, авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение.

3. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от их включения в составное произведение, если иное не предусмотрено договором.

Подобная ситуация возникает, если в составном произведении используются произведения, которые не были обнародованы, в противном случае право на использование включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование своих произведений.

Особая ситуация возникает при включении в составное произведение служебных произведений, поскольку исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю (см. § 2.10). Поэтому в случае создания составного произведения из служебных произведений лицом, уполномоченным на то работодателем, недопустимо независимое использование включенных служебных произведений без его разрешения.

4. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания иных составных произведений.

При создании сборника из обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается формальной, поскольку автор редко имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических изданий (газет, журналов, продолжающихся сборников научных трудов и т.д.) принадлежит право на использование таких изданий.

Принадлежность издателю права на издание означает, что этот издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от прав издателя, если они не передали ему такое право. Несомненно, речь может идти о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то исключительные права принадлежат работодателю автора, однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются охраняемыми или нет произведения, которые они включают.

Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые произведения, не означает распространение на них охраны.

 

§ 2.13. Производные произведения

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)