АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

База данных - это воплощенные на материальном носителе совокупности данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда

Читайте также:
  1. A)нахождение средней из двух соседних средних, для отнесения полученного результата к определенной дате
  2. B) Параллельное расположение показателей
  3. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  4. III. Принципы конечного результата
  5. III. Принципы конечного результата.
  6. III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
  7. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  8. IV. Найдите предложения, в которых нет грамматической ошибки. Исправьте ошибки в остальных предложениях.
  9. IV. Результати інвестиційної, операційної та фінансової діяльності
  10. V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
  11. VI. Дайте экспертную оценку результатам испытуемого.
  12. А Порядок работы на станции при тахеометрической съемке. Вычислительная и графическая обработка результатов съемки.

База данных может включать не только любую информацию, но и охраняемые и неохраняемые произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности. Базы данных широко распространены и включают как частный случай сборники, составные и делимые совместные произведения.

Базы данных являются одним из наиболее сложных объектов охраны, возможно, потому, что под базами данных понимают иногда разные объекты в зависимости от того, какой критерий положен в определение базы данных.

В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Креативная база данных является результатом творческого труда, выражающегося в подборе и расположении материалов базы данных, которые почти всегда можно признать творческими. Другими словами, в создании некреативной базы данных иногда трудно отрицать результат творческого труда, а в создании креативной - отсутствие результата творческого труда.

В соответствии с инвестиционным критерием базы данных подразделяются на инвестиционные и неинвестиционные. Инвестиционная база данных считается результатом значительного вклада в сбор, компоновку, проверку, систематизацию или представление содержания базы данных <1>, причем под значительным вкладом понимают любое существенное инвестирование интеллектуальных, финансовых, технических или иных ресурсов. Любая база данных, которая для создания и актуализации требует значительных средств, признается инвестиционной. Субъективный характер этого критерия очевиден, поскольку создание любого объекта интеллектуальной собственности требует инвестиций. Ссылка на значительные инвестиции ничего не означает, поскольку один и тот же объем инвестиций для физического лица может быть значительным, а для крупной фирмы - незначительным.

--------------------------------

<1> См.: Основные предложения в отношении положений, регулирующих материальные нормы права, договора об интеллектуальной собственности в отношении баз данных, которые должны быть рассмотрены Дипломатической конференцией. Женева: ВОИС, 30.08.1996. CRNR/DC/6. С. 13.

 

Таким образом, разделение баз данных на креативные и некреативные, с одной стороны, и на инвестиционные и неинвестиционные - с другой, является в значительной мере субъективным.



На международном уровне охрана креативных баз данных впервые введена в Соглашении ТРИПС <1>, в Директиве Европейского союза "О правовой охране баз данных" <2> и в Договоре ВОИС по авторскому праву <3>. В соответствии с этими нормами авторское право распространяется только на креативные базы данных. Причем охрана не распространяется на материалы базы данных. Базы данных могут включать два вида объектов - охраняемые и неохраняемые. Использование охраняемых объектов в базах данных возможно только с разрешения правообладателя. При наличии такого разрешения никакая дополнительная охрана этому объекту не может быть предоставлена, поскольку объект уже является охраняемым.

--------------------------------

<1> См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, 2000. N 223(E). С. 20.

<2> См.: Directive 96/9/EC of the European Parliament and of the Council of 11 March 1996 "On the Legal Protection of Databases" // Official Journal of the European Communities. N L77/20, of March 27, 1996.

<3> См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, 2000. N 226(R). С. 7.

 

При включении в базу данных неохраняемых объектов охрана этим объектам не предоставляется. Дело в том, что ряд объектов интеллектуальной собственности изначально признается неохраняемым, и поэтому никакие иные условия не могут распространить охрану на такие объекты.

Как ранним законодательством Российской Федерации, так и п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса установлена охрана электронных баз данных, под которыми понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера <1>. Причем в соответствии с п. 2 ст. 1259 подбор или расположение материалов должны быть результатом творческого труда.

--------------------------------

<1> См.: Парламентская газета. 2006. 21 дек. N 214 - 215. С. 9 - 26.

 

Мультимедийные произведения - это воплощенные на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т.д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ.

Предшественниками мультимедийных произведений считаются анимационные, или мультипликационные, фильмы (рисованные и кукольные). В 80-е гг. XX в. появились компьютерные игры, которые привнесли интерактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию, виртуальность реальности. В 90-е гг. появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т.д.

Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь, подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной и национальной правовой охраны. Многие специалисты не признают мультимедийные произведения особыми объектами интеллектуальной собственности и сводят их к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Другими словами, мультимедийные произведения могут считаться не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны базам данных, а по внешнему восприятию - аудиовизуальным произведениям. Аналогичным образом на мультимедийные произведения может распространяться охрана как на базы данных или как на аудиовизуальные произведения.

Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспособленных к Интернету, делает их одним из наиболее распространенных видов произведений. Внедрение цифрового и интерактивного телевидения, телевидения по запросу, интегрированного с Интернетом, сделает мультимедийные произведения еще более распространенными.

Мультимедийные произведения воплощаются на материальных носителях, например на дисках CD, DVD или HD DVD. Разработкой, производством и распространением мультимедийных произведений, а также мультимедийных устройств и средств занимается крупная отрасль общественного производства - мультимедийная промышленность. При размещении мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возможен доступ в режиме реального времени и они могут рассматриваться как сетевые произведения.

Сетевые произведения - это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, размещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений.

Одной из особенностей сетевых произведений является то, что они используются в качестве средства электронной торговли.

В последнее время появилось несколько новых видов сетевых произведений, наиболее заметными из них являются блоги (blog) и публичные или народные энциклопедии (Wikipedia). Блоги представляют собой дневники пользователей, размещенные на различных сайтах, таких как "живой журнал" (livejournal), и доступные любым пользователям. В публичных энциклопедиях пользователи могут писать на любые темы. За несколько лет объем англоязычной версии энциклопедии Wikipedia достиг миллиона статей.

Термин и понятие "сетевое произведение" предложены в 2000 г. при анализе других видов произведений литературы, науки и искусства. Сетевые произведения, несмотря на их существование, явно не представлены ни в международных договорах, ни в национальном законодательстве <1>. Однако сетевые произведения могут охраняться как креативные базы данных. Сходство сетевых произведений с мультимедийными произведениями не позволяет распространить на них соответствующую охрану, поскольку последние остаются непризнанными объектами авторского права.

--------------------------------

<1> См.: Судариков С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". С. 147, 154 - 157.

 

Программное обеспечение - это воплощенная на материальном носителе упорядоченная совокупность команд и данных для получения какого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Очень часто термины "программное обеспечение" (software) и "компьютерная программа" (computer program) считаются синонимами. Однако в действительности это не так <1>.

--------------------------------

<1> См.: Судариков С.А. Основы авторского права. С. 243 - 246.

 

Международные договоры в области авторского права относятся только к компьютерным программам, и ни один из них не содержит термина "программное обеспечение". Например, в Директиве Европейского союза "О правовой охране компьютерных программ" <1>, в Соглашении ТРИПС <2>, как и в Договоре ВОИС по авторскому праву <3>, используется только термин "компьютерная программа", но нет термина "программное обеспечение". Все это означает, что международные договоры регламентируют охрану компьютерных программ, но не программного обеспечения. Даже в проекте Директивы Европейского союза "О патентовании изобретений, включающих компьютерные программы" не использован термин "программное обеспечение", хотя именно он в большей мере мог бы относиться к существу проекта этой Директивы.

--------------------------------

<1> См.: Council Directive "On the Legal Protection of Computer Programs" (91/250/EEC of 14 May 1991) // Official Journal of the European Communities. N L/122, of May 17. 1991. P. 42.

<2> См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, 2000. N 223(E). P. 20.

<3> См.: WIPO Copyrigths Treaty. Geneva. WIPO, 2000. N 226(E). P. 9.

 

В чем же заключается различие между программным обеспечением и компьютерными программами и почему заявлена правовая охрана компьютерных программ, но не программного обеспечения?

Программное обеспечение включает компьютерные программы как частный случай. Вид программного обеспечения зависит от вида управляемого устройства. Если таким техническим устройством является компьютер, то программное обеспечение представляет собой компьютерную программу. Если программное обеспечение управляет иным техническим устройством, то оно не может считаться компьютерной программой.

Программное обеспечение используется для управления очень многими техническими устройствами. Почти любая современная бытовая техника управляется с помощью того или иного программного обеспечения, "зашитого" в тех или иных микросхемах. Количество устройств, которые управляются программным обеспечением в настоящее время, невозможно даже перечислить, и они охватывают все сферы высоких технологий как в быту, так и на производстве и в военной сфере. Все современные средства управления фактически на любом уровне используют то или иное программное обеспечение.

Почему же столь массовый и исключительно важный объект вроде бы выпадает из правовой охраны, поскольку он не упоминается ни в одном международном договоре или национальном законодательстве? Ответ относительно прост. В отличие от компьютерных программ многие виды программного обеспечения составляют единое целое с тем или иным техническим устройством. Программное обеспечение конкретного технического устройства, в отличие от компьютерных программ, не так-то просто заменить или модифицировать. Программное обеспечение для большинства технических устройств почти невозможно скопировать и использовать в иных условиях и для других устройств. Другими словами, многие виды программного обеспечения технически защищены и охрана авторским правом порой не является необходимой, кроме того, они имеют весьма малый срок службы. Возможно, именно поэтому программное обеспечение явным образом не упоминается среди охраняемых объектов, хотя таковым оно, несомненно, является, по меньшей мере как объект авторского права. Не исключено, что большая определенность в охране программного обеспечения появится в недалеком будущем.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)