АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Легенда о Барсынхылыу и её сыне Мухамате, пожалуй, первое сказание об истории деревни. Были и другие. Реальные

Читайте также:
  1. III. Методологические основы истории
  2. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  3. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  4. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  5. Аксиология в истории методологической мысли
  6. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  7. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  8. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  9. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  10. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  11. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  12. Билеты по истории.

Учебное пособие

 

 

Подписано в печать 24.10.12

Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 8,14. Тираж 300 экз.

Заказ

 

 

Издательство

Владимирского государственного университета

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

600000, г. Владимир, ул. Горького, 87.

 


 

Но недолгим было счастье Карагужы и Барсынхылыу. В те времена частенько устраивали казахи набеги на башкирские земли; чинили разбой, уводили скот, женщин, детей, принося горе и несчастье. В один из дней красавицу Барсын с её шестилетним сыном Мухаматом похитили казахи. В пути женщина попросила сына не называть её матерью; эта жестокая перед богом ложь давала хоть какую-то надежду на спасение. Неземная красота Барсынхылыу пленила казахского хана. Он взял её в жёны. Мухамата отдали в пастухи. И всё же жестокий хан опасался, что однажды они сбегут. Потому приказал своим слугам разбить (разрезать) стопы ног Барсынхылыу и Мухамата, вложив в кровавые раны конский волос. Так на чужбине прошли долгие 11 лет. Вскоре Мухамету исполнилось 17.

Тосковали невольники на чужой земле. Легенда гласит, что владения казахского хана простирались аж до Сырдарьи!.. Настолько сильны были их страдания, что даже свёкр Барсынхылыу пожалел её; запряг самого быстрого скакуна и помог им тайно бежать. Вскоре хан хватился беглецов, послав вслед погоню.

Вступив на родную землю, Барсын с сыном Мухаматом перешли гряду высоких гор Кыркты, найдя средь густых лесов укромную местность, обосновались там. Шло время. Мухамат обзавёлся семьёй. Барсынхылыу обрела на одной из гор Аулия. Это захоронение и поныне там, что свидетельствует, несмотря на мифичность, о реальности существования героев легенды. К тому, как сказывают местные жители, а кто-то даже видел(!) своими глазами, что в пасмурные дни, когда над Аулия-тау сгущается туман, женщина в белой шали спускается вниз, к никогда не замерзающему, но вечно холодному источнику «ХыуКолак» на омовение («…hыуголакка тэhэрэт алырга тошэ, тизэр)… Говорят, это сама Барсынхылыу!

***

Легенда о Барсынхылыу и её сыне Мухамате, пожалуй, первое сказание об истории деревни. Были и другие. Реальные.

По историческим документам (ЦГИА РБ) тамьянская деревня Мухаметово (Ярсык Баш) известна с 40-х годов XVIII в. V ревизия показала 15 дворов с 89 жителями. К 1859 г. количество жителей возросло до 300 человек, дворов – в 2 раза. В 1920 г. 492 человека проживало в 104 домах.
В источниках нет прямых упоминаний об основателе деревни. Он неизвестен. Сыновья и внуки его жили в родной деревне. Старший сын Кутлугильды Мухаметов жил в 1755-1833 гг. Его дети – Бикбай, Имангали, Мулкаман. Средний – Уразгильды (1764-1828). Его сыновья Карагул, Рамазан. Младший сын – зауряд-хорунжий Мурзагильды Мухаметов (1773-1843). Его сыновья – Касынбай, Алсынбай, Ажибай, Ибрагим.
В 1842 г. из 30 дворов на кочевку выезжало 25 кибиток. С 15 мая до 1 сентября они находились в бассейне речек Жанак, Уткале, Агане. 262 жителям принадлежало 150 лошадей, 95 коров, 100 овец, 25 коз. Ими было посеяно в том же году 40 пудов озимого и 876 пудов ярового хлеба. Абдулхалил Якупов ежегодно сеял по 115 пудов.

Исторические документы и источники позволяют нам судить о материально-имущественном положении жителей Мухаметово. К примеру, если в сер. 19 века жители имели в 150 голов лошадей, следует полагать, что 100 лет спустя (после революции, гражданской войны и коллективизации) эта цифра уменьшилась в разы. К тому же, если учесть, в годы Великой Отечественной войны лошадей тоже забирали на фронт. Так или иначе, на сегодняшний день ни одно из хозяйств не имеет хотя бы 150 голов лошадей (если, конечно, это не кумысное предприятие или специализированный колхоз, коих опять же вряд ли осталось).

Другой пример. Мухаметовцы, как указано выше, активно сеяли «озимый» и «яровой» хлеб. Не берусь судить о масштабах посевной «компании», главное, они сеяли! То есть, в полной мере обеспечивали себя продовольствием, в том числе, кормом для скота. Сравним, сто лет спустя, в особенности, в послевоенные годы посевные площади сократились. Правда, вплоть до 80-х гг. уже прошлого столетия на специально огороженном, так называемом «холо басыуы» (овсяное поле) мухаметовцы продолжали сеять овёс для нужд жителей деревни и конного двора (которого, как полагаю, в 21 веке тоже нет).

Исторический экскурс в прошлое поможет современникам, в частности, потомкам башкир, проживавших некогда, как выясняется по историческим источникам, в не такой уж и маленькой деревне Мухамет, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Они могут стать ориентиром в решении не только материально-бытовых и социальных проблем, но и духовно-нравственных, а также в осознании своей роли и своего места в настоящем и будущем. А это – светлая надежда…

***

Вернёмся в век 20-ый…

Не обошли деревню Мухамет обе революции. И гражданская война, когда брат на брата со штыком шёл, не прошла стороной… Затем коллективизация: колхоз «Кызыл юл» и строительство новой жизни. В Великую Отечественную войну мухаметовцы, как и весь советский народ, «ковали победу в тылу»: сплавляли лес, сеяли рожь, ходили в трудовых отрядах. В годы войны и в последующем деятельность Мухаметовского сельского совета и работу в прикреплённых к сельсовету деревнях Йэзгэр и Акташ возглавлял Мансуров Хариж. Плечом к плечу с ним чётко, порой и жёстко, как положено по законам военного времени, организовывал и направлял работу в хозяйстве Мияров Байгильды, председатель колхоза «Кызыл юл», преобразованного затем в артель «1 Мая». В послевоенные годы деревня активно развивалась. Действовавшая артель расширяла свои возможности, поставляя древесину не только в Белорецкий лесокомбинат. За лесом приезжали отовсюду, вывозили далеко за пределы района и республики. Работу Мухаметовского участка обеспечивали крепкие хозяйственники: сначала Мияров Байгильды, затем Мансуров Исрафил. В последующем многие годы, вплоть до начала 90-х гг. производством руководил опытный начальник участка Мансуров Рахадил.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)