АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и психологические механизмы воспитания. тера рассматриваются как закрепившиеся привычные формы по­ведения

Читайте также:
  1. I. Психологические операции в современной войне.
  2. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
  3. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  4. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  5. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  6. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  7. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  9. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента
  10. Административный процесс: сущность и виды
  11. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  12. Анатомо-физиологические механизмы


тера рассматриваются как закрепившиеся привычные формы по­ведения. Ценность привычки в том, что при ее наличии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться, по­ступать так или иначе. Он поступает определенным образом в со­ответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа.

Может быть такое положение, когда у школьника правиль­ные представления, но отсутствует соответствующая привычка, поэтому детскую жизнь следует организовать как опыт, воспиты­вающий определенную группу привычек. Итак, сущность воспита­ния заключается в формировании, с одной стороны, мотивов поведения, а с другой - доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения.

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях вос­питанности. Одним из критериев нравственной воспитанности яв­ляется уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек. В данном случае имеется в виду содержание нрав­ственной сферы: то, чем руководствуется человек. Другим крите­рием воспитанности личности является уровень преднамереннос­ти, произвольности поведения. Моральная устойчивость челове­ка, умение преодолевать трудности невозможны без умения уп­равлять своими желаниями, своим поведением. Его способность действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают вы­полнять намерение, говорит о том, что человек сознательно уп­равляет своей мотивационной сферой. Воспитание предполагает не только учет мотивов, но и стимулов, т.е. тех объективных побу­дителей поведения, которые лежат вне ученика. Стимул порожда­ет мотив как внутреннюю причину активности личности, т.е. при­чину мотива.

Один и тот же стимул может порождать разные мотивы. Но может быть и обратная картина, когда различные стимулы по­рождают один и тот же мотив. Очень многие внешние воздействия остаются нейтральными для ребенка, не оказывая на него ника­кого влияния. Если воспитатель может разъяснить, как надо по­ступить, и показать это на примере, то учащийся поймет весь смысл разъяснения. В данном случае воспитатель поступает так же, как в процессе обучения — при формировании знаний и умений. Практика же показывает, что даже при условии очень хорошего разъяснения и показа нужные качества могут не сформироваться, даже если воспитанник понимает их важность.


346 Глава VIII. Психология воспитания

Интеллектуально ученик может быть вооружен знаниями в области морати, а в сфере соответствующих переживаний (мо­ральных чувств) - нет. Но когда речь идет о воспитании, нас не удовлетворит понимание того, что нельзя обижать слабого, боль­ного; нам необходимо, чтобы ребенок переживал это и соответ­ствующим образом вел себя. В то же время мы знаем, что опреде­ленные качества могут формироваться без объяснения их важнос­ти и без специально организованных упражнений.

При каких же условиях формирование личности будет наибо­лее успешным?

I. Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сфе­ру. Это воздействие должно быть таким, чтобы оно затронуло всю личность, весь субъективный мир человека.

Появление чувств характеризуется в известной степени не­преднамеренностью. Можно заставить себя запомнить что-то, но вызвать у себя чувство очень трудно, если человек в действитель­ности не взволнован. Поэтому невозможно прямо поставить такую цель: испытай чувство ненависти к эксплуататорам, испытай чув­ство любви к родному городу. «Чувству приказывать нельзя» (К.С. Станиславский). Человека надо посредством определенных воздействий подвести к чувствам.

Мы прекрасно знаем, что в одних случаях чей-либо благород­ный поступок вызывает нужную эмоциональную реакцию и стрем­ление совершить подобный поступок, а в других случаях он такой реакции не вызывает. Мы также знаем, что в одних случаях суро­вое слово воспитателя ожесточает воспитанника, а в других помо­гает ему освободиться от скверных побуждений, вызывает горячее желание стать лучше. Это объясняется тем, что не только воздей­ствия определяют реакцию. Отечественный физиолог А.А. Ухтом­ский говорил, что результаты воспитания зависят не только от станции отправления (воздействие воспитателя), но и от станции назначения, т.е. от той психологической почвы, на которую пада­ют соответствующие воздействия. Какими бы хорошими они ни были, но, если станция отправления (воздействия) не будет со­ответствовать станции назначения (субъективный мир ребенка), эффект окажется1 незначительным. Искусство воспитания заклю­чается в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника, и тем, что субъективно значимо для него. И если воспитателю удается затронуть то, что является для воспитуемого важным и значимым, то он непременно вызовет нужную реакцию. В таком случае отношение к определенному фак­ту перестает быть безразличным.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)