АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные свойства восприятия

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  6. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  7. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  8. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  9. VI.3. Наследственное право: основные институты
  10. А) возникновение и основные черты
  11. А) ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЕРНОЙ ПЕРЕДАЧИ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
  12. Агнозии (нарушения восприятия)

 

Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Поэтому его основное свойство – предметность. Предметность выражается в отнесении сведений, полученных от предметов внешнего мира, к определенному классу, узнаем их. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Образы восприятия - это целостные, как правило, законченные и предметно оформленные образы, а не наборы отдельных свойств и признаков. Предметы имеют не просто цвет, форму, размер и т.п., но и вполне определенное функциональное значение в нашей жизни и деятельности. Предметность восприятия - не врожденное качество. Открытие субъектом предметного мира обеспечивается с помощью определенной системы действий. Решающую роль при этом играют осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом.

Целостность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие на органы чувств, восприятие есть его целостный образ, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Воспринимаем, например, целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков. Целостность восприятия выражается и в том, что образ воспринимаемых предметов может быть полностью не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого их набора. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени. Так мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями:

 

 

Рис. 11. Целостность восприятия.

 

Осмысленность (категориальность) восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют конкретное смысловое значение. У человека восприятие теснейшим образом связано с мышлением, пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Осмысленность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом - понятием, относим к определенной группе, классу предметов, и ищем и видим признаки, свойственные всем предметам данного класса, в незнакомых предметах пытаемся уловить сходство со знакомыми. Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Его опыты доказали, что только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

 

 

Рис. 12. Стимульный материал теста Роршаха.

 

Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к конкретной категории. На рисунке 8 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.

 

Рис. 13. Силуэтный рисунок.

 

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их одновременно воспринимать. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия, которая зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Восприятие обладает свойством константности, т.е. относительного постоянства воспринимаемой формы, цвета, размера (удаленности) предмета независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Дело в том, что в ходе жизни человек приобретает способности корректировать, исправлять ошибки и искажения восприятия, вызванные своеобразием ситуации процесса восприятия в целом, т.е. многообразными изменениями обстоятельств, условий восприятия одних и тех же объектов. Например, при одновременном зрительном восприятии самолета и мухи они могут оставить на сетчатке глаза одинаковый по величине физиологический след (сетчаточный образ), но самолет воспринимается большим, а муха – маленькой.

Люди, воспринимаемые нами (визуально) с расстоянии 1 и 50 м, не кажутся великанами и карликами, а воспринимаются в некотором постоянстве привычных человеческих размеров. Та же константность проявляется и в восприятии цвета. Например, белое остается белым и в солнечном свете, и в сумерках, хотя физические характеристики отражаемого предметом света очень существенно меняются. Константна для нас и форма известных предметов. Константно воспринимаются и лица знакомых людей, несмотря на некоторые изменения освещения или ракурсов наблюдения. Благодаря константности восприятия человек живет в мире относительно постоянных вещей, а не в мире беспрерывно меняющихся и не связанных между собой свойств, а значит, может с уверенностью ориентироваться в предметном мире.

Механизм константности - не врожденный, а приобретенный. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий.

Однако в некоторых условиях механизм нарушается:

1) в случае резкой смены условий обитания человека: люди, постоянно живущие в густом лесу и не видевшие ранее предметы на большом расстоянии, при большой удаленности воспринимают их как маленькие;

2) при попадании в непривычные условия: из окна верхнего этажа высотного дома объекты на земле кажутся слишком маленькими, тогда как строители, работающие на лесах, видят их без искажения;

3) люди, потерявшие зрение в детстве и прозревшие после операции во взрослом возрасте, промахиваются мимо предметов, затрудняются отличить шар от круга и т.д.;

4) в раннем онтогенезе. Пример: сын просит отца: «Папа, достань мне звезду».

Структурность восприятия, восприятие не является простой суммой ощущений, не определяется просто набором раздражителей. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Показательными с этой точки зрения являются «двойственные изображения».

 

 

Рис. 14. «Вазы и лица», «Лицо и дерево», «Сосчитайте, сколько кубиков».

 

Структурность восприятия (в основном зрительная) была предметом изучения в гештальтпсихологии. Главный интерес сводился к выяснению, как из отдельных частей, деталей предметов складывается целостный образ. Так, М. Вертгеймер выделил факторы, влияющие на организацию этих образов и облегчающие выделение фигуры из фона. К таким факторам относятся:

1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и т.п.

 

 

Рис.15.

 

2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные.

 

Рис.16.

 

3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).

4. «Вхождение без остатка».

 

 

Рис. 17.

 

«Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия двух и более пересекающихся или касающихся линий (рис. а, как правило, воспринимается прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рисунках б и в)

 

 

Рис. 18.

 

6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые: на рисунке 13– квадраты и окружности.

 

 

Рис. 19.

 

7. Установка или поведение наблюдателя.

8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (напр.: собакаестмясо или кошкаловитмышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)