АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая концептуальная схема действия

Читайте также:
  1. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  2. I. Схема характеристики.
  3. II. Пути противодействия психологическому воздействию противника.
  4. III.2. Преступление: общая характеристика
  5. IV. Определите, какую задачу взаимодействия с практическим психологом поставил перед собой клиент.
  6. IV. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
  7. IV. Технологическая схема
  8. VI Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
  9. VI. Общая задача чистого разума
  10. VI. Срок действия служебного контракта
  11. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  12. АВТОМАТИЧЕСКИЕ ВЕСОВЫЕ ДОЗАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Содержание действия образуют структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. Слово «ос­мысленный» предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупно­сти с их осуществлением предполагают способность системы дей­ствия — индивидуального или коллективного — изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окруже­нию в желательном для системы направлении.

Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «пове­дение», поскольку нас интересует не конкретное физическое поведе­ние, а его обобщенные типовые характеристики (образцы) и осмыс­ленные результаты (физические, культурные и др.) — от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие формирование этих образцов.

Человеческое действие является «культурным» в том плане, что смыслы и намерения действий выражаются в терминах символичес­ких систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах); универсальной для всех человеческих обществ символической системой является язык.

Существует подход, в рамках которого любое действие рассмат­ривается как действие личности. Однако такие подсистемы, как организм и культура, содержат существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Если говорить об организме, то его первичной структурной характеристикой является не анатомическая специфика, а видовой тип2. Конечно, такой тип не существует в чистом виде — сложная генетическая конституция любого индивидуального организма уни­кальна и содержит как комбинации присущих виду генетических характеристик, так и результаты воздействия окружающей среды. Но как бы ни были важны для определения конкретного действия индивидуальные различия, именно общие типовые характеристи­ки больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Было бы неверным считать, что генетическая конституция орга­низма изменяется под воздействием внешней среды. Напротив, ге­нетическая конституция задает общую «ориентацию», которая воз­действует на анатомические структуры, физиологические процессы и поведенческие образцы, возникающие в ходе взаимодействия с окружающей средой на протяжении всей жизни организма. Среди факторов окружающей среды можно выделить две категории: во-первых, факторы, влияющие на ненаследственные свойства физиче­ского организма; во-вторых, факторы, обусловливающие элементы по­ведения, усваиваемые в процессе обучения; именно на последних нам следует сосредоточить внимание. Хотя организм конечно же спосо­бен к обучению в окружающей среде самостоятельно, т. е. при от­сутствии других поведенческих организмов, теория действия иссле­дует прежде всего такой процесс обучения, при котором другие организмы этого же вида составляют наиболее важную характери­стику окружающей среды.

Символически организованные культурные образцы, как и все другие компоненты живых систем, возникают в процессе эволюции. При этом развитие их до лингвистического уровня — это феномен, присущий исключительно человеку. Способность обучаться языку и использовать его обусловлена специфической генетической конституцией человека, что подтверждается неудачными попытками обуче­ния языку других видов (особенно приматов и «говорящих» птиц) (Brown, 1958. Ch.V). Но генетически предопределена только эта общая способность, а не те реальные символические системы, которые усва­ивают, используют и развивают конкретные человеческие группы.

Более того, несмотря на действительно большие способности человеческого организма к обучению, а также к созданию новых элементов культуры, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать систему культуры. Основные воплощенные в типовых об­разцах характеристики культурных систем изменяются лишь на протяжении жизни многих поколений, им всегда следуют относи­тельно большие группы, и они никогда не могут относиться лишь к одному или нескольким индивидам. Индивид научается им в основ­ном пассивно, хотя и может привнести в них незначительные сози­дательные (или деструктивные) изменения. Более общие культурные образцы обеспечивают системе действий высокоустойчивые струк­турные опоры, в достаточной мере соответствующие генетически заложенным свойствам вида. Они связаны с усваиваемыми элемен­тами действия точно так же, как гены — с врожденными признака­ми (Emerson, 1956).

В границах, определяемых, с одной стороны, генетикой вида, а с другой — нормативными культурными образцами, располагают­ся возможности конкретных индивидов и групп развивать незави­симые структурированные поведенческие системы. Поскольку дей­ствующее лицо (actor) в генетическом плане является человеком и поскольку его научение происходит в контексте определенной куль­турной системы, его поведенческая система (которую я буду назы­вать его личностью), усвоенная посредством обучения, имеет чер­ты, общие с другими личностями, например, язык, на котором он привык говорить. В то же время его организм и его окружение — физическое, социальное и культурное — всегда в определенных аспектах уникальны. Следовательно, его собственная поведенческая система будет уникальным вариантом культуры и присущих ей об­разцов действия. Поэтому существенно важно рассматривать систе­му личности как не сводимую ни к организму, ни к культуре. То, чему научаются, не является ни фрагментом «структуры» организ­ма в обычном смысле слова, ни свойством культурной системы.

С аналитической точки зрения, система личности является само­стоятельной системой^.

Хотя процесс социальных интеракций* внутренне связан и с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов, и с культурными образцами, он тем не менее образует самостоятель­ную, четвертую систему, которая в аналитическом плане независи­ма от систем личности, культуры и организма (см. главу «Некото­рые фундаментальные категории теории действия», а также главу Т. Парсонса и Э. Шилза в кн.: Parsons et al., 1951; см. также Parsons, 1968а). Эта независимость становится наиболее очевидной, когда на первый план выступают требования интеграции, столь необхо­димой системам социальных отношений из-за их внутренней рас­положенности к конфликту и дезорганизации (речь идет о том, что иногда обозначается как проблема порядка в обществе, поставлен­ная в классической форме Томасом Гоббсом4). Система интеракций и есть социальная система, которая является подсистемой системы действия и выступает в качестве основного предмета анализа в дан­ной работе.

* Interactions, т. е. взаимодействий. — Прим. перев.

 

Вышеприведенная классификация четырех наиболее общих под­систем человеческого действия — организма, личности, социальной системы и культурной системы — представляет собой реализацию общей парадигмы, которая может быть использована при анализе всей сферы действия и которую я буду применять дальше для анали­за социальных систем.

С помощью этой парадигмы любая система действия анализи­руется в терминах следующих четырех функциональных категорий, обеспечивающих: 1) формирование главных, «руководящих» или контролирующих, образцов системы; 2) внутреннюю интегрирован-ность системы; 3) ее ориентацию на достижение целей по отноше­нию к окружающей среде; 4) ее адаптацию к влиянию окружающей среды, рассматриваемой в широком смысле, — т. е. к физическому окружению, не связанному с действием. В рамках систем действия культурные системы выполняют функцию поддержания образца; социальные системы — функцию интеграции действующих эле­ментов (индивидов или, точнее, личностей, исполняющих роли); системы личности — функцию достижения цели, а поведенческий организм — функцию адаптации (см. схему 1).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)