АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Потерять любимого ребёнка - очень тяжёлое горе, но видеть единственное дитя, подававшее лучшие надежды и на котором сосредоточены все привязанности в жизни, погибающим, угасающим по неизвестной причине, хотя и без страданий; исчерпать без пользы все средства науки и убедиться, что нет надежды на спасение - это страдание, не облегчаемое даже богатством. К чему и обеспеченное состояние, если видишь, что дорогое существо не будет им пользоваться?
Таково было положение отца Анны Биттер; мрачное отчаяние овладело его сердцем, и характер его всё более и более раздражался безотрадным положением, роковой исход которого был неизбежен, хотя, может быть, и не близок. Друг его, посвящённый в Спиритизм, счёл своей обязанностью обратиться к своему духу-покровителю и получить от него следующий ответ:
"Я объясню тебе странное явление, о котором ты спрашиваешь. Я уверен, что тобой руководит не праздное и не нескромное любопытство, а то сострадание к этому бедному ребёнку, к тому же тебе, как верующему в правосудие Божие, это будет поучительно. Тот, кого Бог наказует, должен склониться пред Его волею, а не проклинать и не восставать против Него. Бог никогда не посылает испытаний без причины. Бедная девочка, срок смерти которой по воле Всемогущего был отсрочен, должна теперь скоро прийти к нам, ибо Господь сжалился над ней, а отец её получил возмездие и понесёт потерю единственной привязанности своей жизни за то, что посмеялся над сердцем и доверием тех, кто его окружал. Одно время расскаяние его тронуло Всевышнего, и смерть уже была над головой дорогого существа, но появился опять ропот, а за ним, как всегда, последовало и возмездие. Счастливы вы, когда получаете возмездие ещё на земле... Молитесь за этого несчастного ребёнка, конец которого, по его молодости, будет труден; жизненная сила так велика в этом измождённом теле, что душе тяжело будет отделиться от него. О, молитесь; позднее она сама поможет вам и утешит вас. Дух её более высок, чем у всех тех, кто её окружает.
По особому, милостивому разрешению Господа я мог ответить тебе для того, в особенности, чтобы духу этому была оказана помощь, и он легче освободился от тела."
Отец умер через несколько времени, испытав всю горечь одиночества. Вот те сообщения, которые они оба дали нам после своей смерти:

Дочь. "Благодарю, друг мой, что Вы поинтересовались судьбой бедного ребёнка и последовали совету доброго духа-покровителя. Да, благодаря Вашим молитвам, я могла легче освободиться и покинуть свою земную оболочку: отец же мой, к несчастью, не молился, он проклинал. Но я его не виню - это было из любви ко мне. Я молю Бога помиловать и просветить его ещё при жизни; я его ободряю, мне поручено облегчить его последние минуты. Иногда мне кажется, что луч божественного света достиг до него, но это только скоро проходящая молния, и он опять погружается во мрак своих первоначальных идей. Зачаток веры в нём есть, но всё это заглушено интересами жизни и может развиться только после новых тяжёлых испытаний. А мне оставалось всего лишь докончить свои испытания, и потому они были не очень тяжелы и не особенно болезненны. Я не страдала во время своей странной болезни, а была скорее орудием испытания для моего отца. Он мучился гораздо больше меня. Я покорялась, а он нет. Теперь же я вознаграждена. Господь сократил моё пребывание на земле, и я благодарна Ему за это. Я счастлива среди добрых духов, меня окружающих; все мы с радостью занимаемся своими делами, бездействие было бы для нас жестоким наказанием."

Отец через месяц после смерти.
1. Цель нашего вызова - узнать Ваше положение в мире духов, и, если это в наших силах, быть Вам полезными.
"Мир духов! Но я его не вижу. Я вижу только людей, которых я знал, но они обо мне не думают и не сожалеют, напротив, кажется очень довольны, что избавились от меня."
2. Отдаёте ли Вы себе верный отчёт в Вашем положении?
"Вполне отдаю, в продолжение некоторого времени я думал, что ещё нахожусь в вашем мире, но теперь я уверен, что больше уже не с вами."
3. Как же это может быть, что Вы не видите вокруг себя других духов?
"Этого я не знаю. Однако, около меня всё очень светло."
4. Видите ли Вы Вашу дочь?
"Нет, она умерла, я зову и ищу её, но всё напрасно. Какую ужасную пустоту оставила для меня её смерть на земле! Умирая, я радовался, что увижусь с ней; нет, всё опять пусто вокруг меня; кто сказал бы мне слово утешения и надежды. Прощайте, пойду искать своё дитя."
Дух-покровитель медиума. "Человек этот не был ни атеистом, ни матерьялистом, но верил смутно, равнодушно относясь к Богу и к мысли о будущности; он духом весь уходил в земные интересы и житейские попечения. Глубокий эгоист по натуре, он был, однако, готов всем пожертвовать для спасения дочери, но в то же время он бы не задумался пожертвовать интересами других людей ради своей личной пользы. Помимо дочери, у него не было привязанности ни к кому. Бог наказывает его за это, как вы уже знаете. Он отнял у него единственное его утешение на земле, а так как он всё-таки не раскаялся, то лишён её и в мире духов. Он ничем не дорожил на земле, и им никто не интересуется здесь, он один, покинут всеми - в этом его наказание. Однако, дочь его рядом с ним, но он не видит её. Если бы он видел её, то не было бы наказания. Что же он делает? Обращается ли он к Богу? Расскаивается ли? Нет, он всё ропщет, он даже богохульствует и продолжает всё то же, что делал на земле. Помогите ему молитвой и советами выйти из этого ослепления."

§246. Жозеф Мэтр, слепой

Жозеф Мэтр принадлежал к среднему классу общества, имел скромные средства и ни в чём не нуждался. Родители его дали ему хорошее образование и предназначали его к торговле, но 20-ти лет он вдруг ослеп. Умер он в 1845 году 50-ти лет от роду. За 10 лет до смерти он совершенно оглох, так что ему приходилось сноситься с окружающими только посредством осязания. Ничего не видеть было уже тяжело, но когда он ещё лишился и слуха, то это было просто мучение, тем более, что ранее он пользовался всеми своими органами. Чем он заслужил такую грустную участь? Настоящая жизнь не могла быть в том виной: поведение его было всегда примерно. Он был добрый сын, характера кроткого и доброжелательного, и когда вдруг лишился слуха, то принял это наказание с покорностью, и никогда от него не слышали ни ропота, ни жалобы. Его разговоры доказывали ясность ума и незаурядные способности.
Одна знавшая его особа, думая, что его сообщения могут быть поучительны, решила его вызвать и получила следующий ответ на предложенные вопросы.

(Париж, 1863 год)

"Друзья мои, благодарю вас за память обо мне, хотя, вероятно, вам не пришла бы мысль беседовать со мной, если бы вы не надеялись извлечь из того пользу, но я знаю, что вами движет и более серьёзная причина, и потому с удовольствием отзываюсь на ваш призыв, раз мне это дозволено. Желаю, чтобы пример мой послужил вам новым доказательством правосудия Божия, каковых вы уже много получили от духов. Вы знали меня слепым и глухим и спрашиваете, что я сделал, чтобы заслужить подобную участь? Я вам скажу. Знайте, что уже второй раз я лишён зрения. В моём предшествующем существовании, которое было в начале прошлого столетия, я ослеп 30-ти лет от излишеств всякого рода, которые разрушили моё здоровье и ослабили весь мой организм. Это было наказание за то, что я дурно пользовался данными мне способностями и вместо того, чтобы сознаться, что я сам был причиной моего несчастья, я стал роптать на Провидение, в которое, между прочим, очень мало верил. Я богохульствовал, я отвергал Бога, я обвинял Его и говорил, что если Он существует, то должен быть зол и несправедлив, заставляя так страдать Свои создания. Мне бы следовало радоваться, что подобно другим слепым, мне не приходилось просить милостыни, но я думал только о том, что лишён возможности пользоваться радостями жизни. Под влиянием этих мыслей и отсутствия веры я сделался сварливым, злым, требовательным и невыносимым для окружающих. Жизнь потеряла всякую цену для меня, а о будущности я не думал: это была химера в моих глазах. Испробовав всевозможные средства науки и видя, что выздоровление невозможно, я решил покончить с жизнью и сделался самоубийцей.
При моём пробуждении я увидел себя погружённым в тот же мрак, который окружал меня при жизни. Я скоро понял, однако, что не принадлежу более к телесному миру, но и в виде духа я остался слеп. Итак, загробная жизнь действительно существует! Я напрасно старался уничтожить её и погрузиться в небытие. Меня охватывала пустота. И если эта жизнь должна быть вечной, как я то слыхал на земле, то, стало быть, я буду навек погружён во тьму! Мысль эта была ужасна. Я не страдал от боли, но описать томление и грусть, овладевшие моей душой, невозможно! Сколько времени это продлилось - не ведаю, но сколь долгим оно мне показалось!
Истощённый, измученный, я наконец пришёл к сознанию: я понял, что посторонняя, высшая сила давит меня, и подумал, что если эта сила могла давить меня, то она же, вероятно, может и помочь мне, и стал просить помощи и пощады. По мере того, как я молился всё с большим рвением, что-то подсказывало мне, что моё тяжёлое положение будет иметь предел. Наконец просиял свет. Мой восторг был безграничен, когда я увидел небесное сияние и смог различить окружающих меня духов: они приветливо улыбались мне и радостно парили в пространстве. Я хотел последовать за ними, но невидимая сила удержала меня. Тогда один из них сказал мне: "Бог, которого ты не хотел знать, принял во внимание твоё возвращение к Нему и дозволил нам показать тебе свет; но ты уступил только принуждению и усталости. Если ты хочешь отныне разделять счастье, каким наслаждаются здесь, ты должен доказать искренность своего раскаяния и добрых намерений и снова принять воплощение, а с ним и земные испытания. Но тебе будет поставлено условие, что ты опять будешь подвергнут тому же испытанию, и это второе испытание будет ещё суровее первого." Я с поспешностью принял всё и обещал не ослабевать более и не поддаваться ропоту.
Итак, я возвратился на землю, в то существование, которое вам известно. Раньше мне не трудно было быть добрым - по натуре я не зол, но я восставал против Бога, и Он наказал меня. Возвратился же я со врождённой верой и потому не роптал более на Бога и переносил своё двойное убожество с покорностью как искупление, посланное высшим правосудием. Одиночество, в котором я жил последние годы, нисколько не было тяжело мне. Я верил в милосердие Господа, и это уединение было мне даже полезно. В продолжение этой долгой ночи, когда всё было - тишина, душа моя, более свободная, возносилась к Всевышнему и мысленно провидела бесконечность. Когда пришёл конец моему изгнанию, мир духов представлял для меня только великолепие и неописуемые радости.
В сравнении с прошедшим моё теперешнее положение кажется мне очень счастливым, и я воздаю благодарение Господу; но когда я смотрю вперёд, то вижу, насколько я ещё далёк от совершенного счастья. Я искупил, - теперь мне нужно загладить. Моё последнее существование принесло пользу только мне одному; я надеюсь в скором времени начать ещё новую жизнь и быть полезным другим; и это загладит моё предшествовавшее бесполезное существование. Только тогда я подвинусь вперёд по благословенному пути, что открыт всем духам с добрыми намерениями.
Вот моя история, друзья мои. Если пример мой может просветить некоторых из воплощённых братьев моих и избавить их от той тины, в которой я сам погряз, то это будет первой уплатой моего долга.

Жозеф."

Эту книгу вы скачали в группе http://vk.com/allankardec

 

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв.

8.1. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»; Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

Марксистская философия: диалектический материализм и исторический материализм. Способ производства материальных благ как основа общественного бытия. Общественно-экономическая формация. Теория классов и классовой борьбы как главного источника общественного развития. Коммунизм как бесклассовое общество: основы и признаки.

8.2. Позитивизм. Огюст Конт (1798-1857) как основоположник новой науки- социологии. Концепция о трех стадиях развития научного знания (теологической, метафизической, позитивной, т.е. научной). Эмпириокритицизм (Эрнест Мах, Рихард Авенариус)

8.3. Иррационализм (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм). Артур Шопенгауэр (1788-1860)- как создатель «философии жизни» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление». Фридрих Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Воля к жизни как воля к власти. Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы».

Экзистенциализм Серена Кьеркегора (1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

Феноменология Эдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фром. Герменевтика: Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.

Тема 9. Русская философия

9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии

9.2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)

9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)

9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века

а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)

б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)

в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)

г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков).

9.5. Отечественная философия в 20 веке:

а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),

б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),

в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),


г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев)

 

Тема 10. Онтология (учение о бытии). Материя и сознание.

10.1.Понятие о бытии. Категория бытия в истории философии

10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи

10.3. Проблема единства и многообразия мира

10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи

10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.

10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.

10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.

10.8. Основные категории философии

 

Тема 11. Гносеология

11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии.

11.2. Сущность, содержание и структура познания

11.3. Основные направления в теории познания

11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.

11. 5. Методы и формы научного познания.

Тема 12. Диалектика (философия развития)

1. Движение и развитие как важнейшие философские категории

2. Принципы и законы диалектики

3. Категории диалектики

Тема 13. Философская антропология(учение о человеке)

 

 


1. Представление о человеке в философской мысли

2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза

3. Природа и сущность человека

4. Понятие индивида и личности

5. Смысл жизни

 

Тема 14. Аксиология

  1. Определение ценностей. Потребности, интересы, традиции.
  2. Значимость ценностей для разных культур. Ценности жизни и ценности культуры
  3. Проблемы оценки ценностей: различные подходы. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.

 

 

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)