АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читайте также:
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УРОК 6
  2. Тема: «УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ»

В настоящее время налет таинственности и даже мистицизма в значительной степени снят с явления смерти. В этом биологическом явлении целый ряд процессов, ведущих как к распаду жизненных функций, так и к их восстановлению, уже стал более ясным. Вместе с тем мы еще многого не знаем, как и в какой последовательности происходят те "поломки" в организме, которые приводят к развитию процесса смерти. Еще в большей мере это относится к восстановлению жизненных функций - к процессу оживления.

Представляет прямой практический и теоретический интерес изучение смерти в эволюционном ряду животного мира. Как происходит распад и восстановление жизненных функций у разных типов животных соответственно их филогенетическим особенностям? Что значит "стойкое" животное, то есть дольше, более активно сопротивляющееся умиранию? Какой биохимический и физиологический механизм этой "стойкости", этой защиты? Как эти механизмы вырабатываются и закрепляются в процессе эволюции? Какие из путей борьбы за жизнь, выработанных в процессе развития животного мира, можно использовать в лечебной работе реанимационной клиники?

Естественнонаучное изучение процесса смерти дает так же новые сведения для философского осмысления этого процесса. Союз естествоиспытателей и философов здесь особенно важен. Философы всегда интересовались проблемой смерти и бессмертия. И надо полагать, что с развитием реанимационных исследований этот интерес будет усиливаться, расширяя наши общетеоретические представления о жизни и смерти. К этим проблемам примыкает и целый круг этических вопросов Они далеко еще не все нашли свое окончательное решение. Не решен окончательно такой кардинальный вопрос, как поведение врача у постели погибающего, безнадежного больного, законность выполнения врачом тех или иных просьб умирающего человека, соотношение веса воли родственников и воли врача на прекращение реанимационных мероприятий в условиях мучительного умирания безнадежного больного и ряд других вопросов. Естественно, что и в этих вопросах гуманизм и стремление облегчить жизнь безнадежного, погибающего человека должны превалировать при решении проблемы.

Реаниматология в определенном смысле отражает потребности своего времени, ибо на фоне мощного развития современных медицинских и естественнонаучных знаний, на фоне удлинения продолжительности жизни человека борьба за его жизнь становится естественной и назревшей проблемой. Реаниматология вскрывает, кроме того, неизвестные ранее закономерности жизни в ее критическом периоде, периоде перехода от жизни к смерти, вскрывая, таким образом, то неизвестное и неясное, что именовалось ранее тайнами жизни.

Особо стоит вопрос об оживлении людей пожилого возраста. Надо отбросить как неверное представление о том, что оживление имеет какие-то возрастные границы.

Мы давно уже не смотрим на процесс смерти как на некую тайну, не подвластную нашему разуму, не требующую изучения. Реаниматология открыла нам глаза на многие процессы, происходящие при умирании и оживлении организма. И вместе с тем наша не такая уж редкая беспомощность у постели погибающего больного, когда мы мучительно не можем понять, поломка какого звена является в данный момент решающей и требует немедленной терапии, подчеркивая ограниченность наших знаний и поистине жизненную необходимость дальнейшего раскрытия этого сложнейшего явления.

С момента возникновения человеческого общества людей всегда сопровождала смерть. Однако на каком-то этапе своего развития человек не мог пассивно относиться к явлению смерти, должен был начать и начал систематическую борьбу за преодоление необоснованной смерти, за более продолжительную жизнь.

Древнейшая проблема о сущности умирания и оживления могла быть сформулирована достаточно полно только в наши дни. Изучение явлений смерти с позиций биологии и философии, широкое использование полученных знаний для практической борьбы за жизнь умирающего или только что умершего человека стали, пользуясь словами К. Е. Тимирязева, действительно, одним из ведущих факторов современного естествознания.

Еще со времен Асклепия человеческая мысль пыталась проникнуть в величайшую тайну природы - жизнь и смерть. Сейчас мы стоим у порога ее познания. Однако предстоят еще огромные усилия, чтобы постигнуть всю глубину этой тайны. Нет сомнения, что объединенные усилия ученых сделают возможным решение этой общебиологической, бесконечно сложной, но поистине гуманной задачи.

Когда-то, в начале XIV века, один из замечательных врачей средневековья Арнольд из Виланова, родившийся в окрестностях Валенсии, обобщая труды салернской школы в своем знаменитом "Салернском кодексе здоровья", писал: "Видно, от смерти в садах никакого не сыщешь лекарства". Он не мог тогда предвидеть поступательного развития медицинской науки, не мог знать, что пройдет шесть столетий и одним из результатов развития медицины станет возникновение науки об оживлении организма. Тысячи погибающих больных смогут обрести вторую жизнь. Раскрывается одна из «святая –святых» природы, одна из сокровеннейших ее тайн, и исследователи проблем реаниматологии испытывают величайшую радость от сознания, что они причастны к таинству возрождения, казалось бы, уже угасшей жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)