АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия в XVII веке

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. IV. Николаевская Россия
  4. А) Россия
  5. Б)Южная и юго-восточная Россия
  6. Билет9(почему Россия разгромила наполеона а крымскую войну проиграла)
  7. Была ли Россия индустриальной?
  8. Была ли Россия капиталистической?
  9. Восток - Запад - Россия: цивилизационные
  10. Вторая Россия (1353–1497)
  11. Германия. Россия. Польша
  12. Глава 10. Россия на рубеже XVI - XVII века. Смутное время.

В XVI-XVII вв. в Западной Европе начинается процесс модернизации. Идет становление новой формации – капитализма. Вэкономике это выражается в появлении мануфактур (предприятий, где производство основано на разделении труда и на ручной ремесленной технике) и отмене крепостного права. В социальной сфере – в формировании новых классов – буржуазии и пролетариата. В культуре – в распространении идей гуманизма (свободы личности) и протестантизма (направления в христианстве, отколовшегося от католицизма в ходе Реформации в XVI в.). Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело). Большое значение имело появление в XVII в. современной (экспериментальной) науки.
В политической сфере модернизация находит воплощение в нидерландской (XVI в.) и английской (ХVII в.) буржуазных революциях и развитии парламентаризма. Россию модернизационные процессы практически не задели. Она продолжала развиваться в рамках феодализма. В то же время именно XVII век заложил основы для отечественной модернизации, которая началась при Петре I.

 

Территория России к ХVII в. увеличилась более чем в 2 раза за счет включения новых земель Си­бири, Южного Приуралья и Левобережной Украины. Подвиг русских землепроходцев (Витуса Беринга, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и др.), освоивших Сибирь, – яркая страница, вписанная Россией в историю великих географических открытий XV-ХVII вв. На юге Сибири складывались очаги пашен­ного земледелия, обеспечившие к концу XVII в. хлебом практически всю Сибирь.

К концу ХVII в. Россия занимала 4-е место в Европе по количеству населения (свыше 10 млн. чел.) после Франции (20,5 млн. чел), Италии и Германии. Увеличилось число жителей городов (например, в Москве со 100 до 200 тыс. чел) и количество самих городов (с 220 до 300).

Результатом развития производительных сил становится массовое мелкотоварное производство (т.е. производство на продажу). Это подготовило базу для распространения мануфактур. Первые мануфактуры возникли еще в XVI в., в ХVII в. их насчитывалось около 30. Существовали частные – посессионные (от слова «по­сессия» – владение) мануфактуры, владельцам которых государство оказывало помощь землей, лесом, деньгами, и казенные (государственные – Печатный двор, Монетный двор и др.). В отличие от воль­нонаемного труда в западных странах, на российских предприятиях применялся труд крепостных и приписных (приписанных к заводу, т.е. тех же крепостных) работников.

 

В 1649 г. Земский собор принял новый кодекс законов – «Соборное уложение». Этот важнейший юридический документ допетровской Руси четко зафиксировал экономическое положение и социаль­ный статус основных сословий (сословие – социальный слой, обладающий закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). В течение ХVII в. дворянство активно добивалось превращения поместья в вотчину. Окончательно этот вопрос будет решен при Петре I, «Соборное уложение» пока предусматривало лишь возможность обмена поместьями и поместья на вотчину.

«Соборное уложение» поставило последнюю точку в закрепощениикрестьян: отменялся Юрьев день, а сыск беглых объявлялся бессрочным. Черносошные крестьяне также прикреплялись к земле, а посадское на­селение – к своим городам. Государство играло все большую роль в производственных отношениях. Этому способ­ствовали не столько растущие «аппетиты» дворянства, сколько внешнеполитические факторы. Например, на содержание войска тратилось более 60% всех государственных расходов.

Большую роль начинает играть купечество. Развитие торговли объяснялось возрастающим естественно-географическим разделением труда в городе и деревне. Так, Черноземье специализировалось на производстве зерна, Верхнее Поволжье – на скотоводстве, Соликамск – на добыче и переработке со­ли, Тульско-Серпуховско-Московский район – на металлургии, и т. д. Бояре, дворяне и мо­настыри стремятся к повышению товарности своих хозяйств. В 1667 г. царское правительство прини­мает новый, явно протекционистский (направленный на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции) Торговый устав, по которому повышались пошлины на импортные товары, а иностранцам разрешалось торговать только оптом и только в приграничных городах. Это способствовало росту отечественного купеческого капитала.

Наличие мелкотоварного производства, мануфактур и крупных торговых состояний в России не привело к складывания буржуазных отношений. Главным препятствием на пути их развития было крепостное право.

 

Для социальной психологии XVII в. характерны резкие перепады от крайне радикальных настрое­ний, выразившихся, в частности, в довольно масштабных народных волнениях, к желанию стабильности, даже консерватизму.

Новым явлением, отразившим рост царской власти и одновременно ее нестабильность, стало самозванство «сверху» (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и «снизу»: беглый холоп, ка­зачий атаман И.И. Болотников представлялся не иначе, как воевода того же несуществующего царя Дмитрия, на роль которого претендовали оба Лжедмитрия. С 1600 по 1850 г. появляются около 100 псевдоцарей.

Но, пожалуй, главным явлением в социальной психологии стало рождениеобщероссийскогопатриотизма. В начале XVII в. Россия переживает один самых сложных этапов своего развития – смуту, время, когда государство могло исчезнуть с политической карты мира. После 7 лет гражданской войны и интервенции у значительной части населения появилось осознание того, что любые личные и групповые интересы (классовые, сословные, территориальные, династические и др.) должны уступить место идее спасения Отечества. В итоге государство выжило и вновь превратилось в мощную европейскую державу.

Процесс централизации государства после смуты начала века находит воплощение в идеолгии. В 1653–1655 гг. патриархомНиконом проведена церковная реформа. Ее целью было введение единообразия в церковные кни­ги и обряды. При этом Никон добивался централизации церкви и власти патриарха не только над мирянами и клиром, но и над царем (за последнее он поплатился ссылкой). Большинство духовенства и мирян приняло реформу. В то же время часть клира (протопоп Аввакум и др.) и населения с ней не согласилась В итоге возникло старообрядчество.

Для многих мирян старообрядчество стало формой социального протеста, причем не только пассивного: восемь лет (с 1668 по 1676 гг.) длилось восстание староверов в Соловецком монастыре; казаки Степана Разина были в основном раскольниками. Общественно-политические взгляды оппозиционных сил если и выходили за рамки религиозных представлений, то ограничивались уровнем обыденного сознания или наивным монархизмом (верой в «доброго и справедливого царя») и критикой от­дельных сторон существующих порядков. Последнее, например, мы видим в сатирических повестях (в «Повести о Ерше Ершовиче», где высмеивались судебная волокита и взятки, и др.).

Официальная государственная идеология нашла отражение, например, в первом печатном сочинении по истории России и Украины, написанном киевским монахом Иннокентием Гизелем. Называлось оно «Синопсис» («описание») и использовалось в ХVII - начале XVIII в. как учебник истории.

 

Наследником Ивана Грозного стал его сын Федор (1584–1598 гг.). При нем фактически страной правил шурин (брат жены) Ивана IV Борис Году­нов, избранный Земским собором на царство в 1598 г.

Это был талантливый политический деятель, пы­тавшийся продолжить реформы Ивана Грозного, но не такими жесткими средствами. К его заслугам можно отнести ряд дипломатических успехов и попытки развития культурных связей с Западной Евро­пой. Стараясь стабилизировать экономическую ситуацию, Борис дает некоторые льготы дворянам и посаду. В то же время ряд историков считают, что именно при Б. Годунове, примерно в 1592 г., был отменен Юрьев день (фор­мально это решение было закреплено в 1649 г.).

1601-1602 гг. отмечены неурожаями и голодом. Цены на хлеб выросли в 100 раз, люди умирали тысячами, а бояре придерживали запасы зерна. Это переполнило чашу терпения народа. В центре страны вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа (1603–1604 гг.). Страна погрузилась в пучину смуты. После внезапной смерти Б. Годунова в 1605 г. к власти приходит Григорий Отрепьев, назвавшийся сыном Ивана Грозного Дмитрием. Большинство историков считают, что Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г., а Г. Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, был самозванцем.

Обещание реформ не спасли его от гибели. Вошедший в Москву вместе с польскими войсками, он не мог рассчитывать на поддержку населения России. Прахом его сожженного трупа восставшие в 1606 г. москвичи зарядили пушку и выстрелили на запад, откуда он пришел. Смута – это не только борьба за власть и территорию, но и классовая борьба (восстание под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 гг. и др.). До 1612 г. столицу и отдельные районы страны контролируют в разное время русские и иностран­ные государи и претенденты на престол, отряды поляков, шведов, казаков, восставших крестьян и дворян.

Гражданская война подтачивает государство изнутри и может привести к его гибели, если в обществе не найдутся люди, поставившие интересы страны в целом выше личных и групповых амбиций. В России XVII в. они нашлись. В 1612 г. ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым наносит поражение польским интервентам. В 1613 г. Земский собор выбирает ца­рем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. В России появляется новая царская династия. Начинается период относительной стабилизации.

Хотя правление царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых считается довольно благополучным периодом, но нередки были вспышки социального протеста. Только за 1630–1650 гг. произошли вос­стания в 30 городах. Наиболее масштабным выступлением стала крестьянская война под водительством Степана Разина (1670–1671 гг.).

 

В политической жизни общества ведущей тенденцией становится постепенный переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. С 1653 г. прекращается созыв земских соборов. В Думу попадает все больше бояр, отмеченных не родовитостью, а заслугами перед царем. Выборы пяти царей (Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, польского королевича Владислава и М.Ф. Романова) свидетельствуют не о демократизме власти, а о ее временной неустойчивости. Попытка церкви контролировать царскую власть (при патриархе Никоне) также оказалась неудачной. Централизации власти способствовало назначение в уезды воевод, ведавших всеми делами и сменяемых через два года. Для контроля за административным аппаратом создается подчиненный лично царю Приказ тайных дел. Взамен поместного войска наряду со стрелецкими полками создаются полки «нового строя» с пожиз­ненной службой. Названные процессы получают закрепление в ряде юридических документов, прежде всего в «Соборном уложении» 1649 г.

Внешнеполитические задачи в XVII в. оставались прежними: выживание страны, восстановление единства русских земель, выход к морям. Неоднократные столкновения и войны со Швецией и Крымским ханством – вассалом могущест­венной Турции не решили проблемы выхода России к морю на юге и на севере. Удачнее складыва­лась ситуация на западе. В 1648 г. начинается освободительная война украинского и белорусского на­родов под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. С 1653 г. в нее вступает Россия. Объединенный русско-украинский Земский собор – Переяславская Рада в 1654 г. включает Левобережную Украину в состав России, сохраняя ее авто­номию: Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы самоуправления, под­тверждала сословные права украинского дворянства, казачества и крестьянства (например, крепостное право здесь было юридически введено лишь во второй половине ХVIII в.). В состав России возвраща­лись смоленские и черниговские земли, захваченные поляками в начале века.

Таким образом, в ХVII в. заканчивается вызревание главных черт российского феода­лизма. Основой отечественной экономики является сельское хозяйство, развитие которого носит пре­имущественно экстенсивный характер. Преобладают внеэкономические формы принуждения, главной из которых становится крепостное право. Землевладение имеет тенденцию к превращению земли в ча­стную собственность феодалов. Однако сами феодалы достаточно зависимы от государства. Их психо­логия, образ жизни в основном связаны с развитием дворянства, т. е. служилых людей, а не наследственных землевладельцев – бояр.

Географические факторы, соседство с азиатскими народами, непростые внешнеполитические условия определили значительные отличия западноев­ропейского и российского феодализма, для которого стали характерны некоторые черты так называемого азиатского, или восточного, способа производства. Стремление не отстать в военном отношении от со­седей приводило к периодическим форсированным рывкам, «догоняющему» развитию.

Постепенно в России складывается довольно жесткая сословная иерархия, на вершине которой на­ходится царь и его ближайшее окружение, сосредоточивающие в своих руках всю полноту власти. Роль демократических институтов падает. Сословно-представительная монархия постепенно превращается в абсолютную (с неограниченной властью самодержца – завершение этого процесса произошло при Петре I). Государство активно вмешивается во все сферы жизни, в т. ч. экономику. В то же время такие особенности развития нашей страны сказываются на консервации некоторых традиций, свойственных племенной и общинной психологии, например коллективизма. Для сознания большинства людей становится характерна терпимость, в т.ч. и к бюрократии, обратной стороной которой являются небывалые, скажем, для Европы, вспышки социального протеста во время народных выступлений.

Складывание национального рынка, накопление купеческого капитала и появление мануфактур не приводят к зарождению капитализма. Для этого недостает необходимой свободной ра­бочей силы, независимого от государства слоя промышленных предпринимателей и др. В то же время включение России в европейское разделение труда и необходимость создания боеспособной армии порождают реформаторские настроения в среде российской элиты. Основные направления реформ были разработаны Боярской думой при Алексее Михайловиче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)