АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ 5 страница. Реформация вызвал к жизни протестантизм, освободивший общество от религиозных догм и открывший путь свободного восприятия мира

Читайте также:
  1. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 1 страница
  2. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 2 страница
  3. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 3 страница
  4. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 4 страница
  5. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 5 страница
  6. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 6 страница
  7. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 7 страница
  8. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 8 страница
  9. Annotation 1 страница
  10. Annotation 2 страница
  11. Annotation 3 страница
  12. Annotation 4 страница

Реформация вызвал к жизни протестантизм, освободивший общество от религиозных догм и открывший путь свободного восприятия мира, а также дорогу рыночным отношениям, развитию частной собственности и предпринимательства. Она явилась реакцией на идеи Возрождения, проникавшие в европейское общество более трех столетия.

Возрождение (Ренессанс) возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII-XIV вв. в период Проторенессанса, с светских реалистических позиций выступили поэт Данте, художник Джотто и др.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его волю и разум, отрицанием аскетизма (пример- гуманистическая этика Лоренцы Валлы и др.). Все направления культуры пронизывает пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, обращение к человеку как к высшему началу бытия.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения величественность которых подчеркивали: ордерное членение стен, арочные галереи, колоннады, своды, купола (Альберти, Делорм и др.). Художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланжнло, Тициан и др., передавали красоту и гармонию человека. Литература, представленная Шекспиром, Сервантесом, Рабле, Петраркой, Боккаччо и др., создала бесценные памятники непроходящей ценности. В музыке появились новые жанры- баллада, мадригал, кантата, оратория, опера.

Эпоха Возрождения способствовала разрушению ортодоксально-религиозных идей и объединению Европы на основе общечеловеческих ценностей, на почве гуманизма. Она стала переходным периодом от Средневековья к Новому времени не только в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В это время были завершены выдающееся научные открытия в астрономии, в том числе гелиоцентрическая система мира Н. Коперника, развитая Джордано Бруно. Одним из создателей современной астрономии по праву считается Тхо Браге, на основании наблюдения которого И. Кеплер вывел три знаменитых закона движения планет, изучающихся в школе. Основоположником научного естествознания является Г. Галилей.

Блестящими были открытия и в области анатомии. В 1543 г. Вышла в свет книга А. Везалия «о строении человеческого тела», а У. Гарвей доказал, что сердце качает кровь по всему телу человека.

Итак, в XV-XVI вв. Эволюционный период в истории средневековой цивилизации завершался, начиналось разложение консервативного по своему характеру феодализма и переход к Новому времени. Основными формами сложившихся государств являлись крупные колониальные империи, национальные государства, образования типа германских княжеств и раздробленной Италии. Свою критическую точку экономической, социальной и политической модернизации Европа прошла уже в следующем XVII в., который вошел в мировую историю под названием «века рационализма» и всеобщего кризиса.

К позднему средневековью относится также создание Россий­ского государства. Своеобразием формирования этой формы госу­дарственности стало то, что его процесс занял не три- четыре века как на Западе, а немногим более двух веков. Дело в том, что главную роль в объединении разрозненных русских земель играл не экономический, а политический фактор, в том числе в том числе обусловленный необходимостью борьбы с внешней опасностью. Это вызвало к жизни такие особенности Русского государства, как сильная монархическая власть; жесткая система подданства; высокая степень эксплуатации крестьянства и посадских людей, широкое распространение внесудебных форм расправы с недовольным населением, появление карательных органов при практически полном отсутствии движения к правовому феодальному государству.

Таким образом, в Рос­сии, занимавшей промежуточное положение между двумя глобаль­ными цивилизациями - Западной и Восточной, -более всего прояви­лись характерные для Востока признаки, хотя имели место и евро­пейские, и чисто русские черты. К последним относятся соборность, православие, коллективизм. Основным содержанием начального этапа объединительного процесса /конец XIII - первая половина XIV вв./ было становление в Северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего, как политического и территориального ядра будущего централизованного государства. Главными соперниками в этой борьбе в первой трети XIV в. стали Москва и Тверь, хотя не только они претендовали на роль лидера в объединении русских зе­мель, а и Нижний Новгород, Рязань великое княжество Литовское, территория которого на 9/10 состояла из русских земель. Победе Москвы, как центра политического объединения русских земель, способствовали объективные и субъективные факторы. Она занимала выгодное географическое положение, так как была удалена от мест, постоянно подвергающихся нападению монголов. Относительная безопасность Москвы- от Литвы и Золотой Орды она была прикрыта Русскими землям- способствовала притоку населения в Московское княжество из других более развитых русских земель, и в конечном итоге превратило пограничный гродок Суздальской земли в важный узел экономических связей и в этнический центр. Московские князья, владея младшим уделом и поэтому не питая надежды по оче­реди занять старший великокняжеский стол, с первых шагов начали -действовать не по обычаю, а искали новые пути, не задумываясь о приличиях. Например, первый московский князь, Даниил Александ­рович, по рассказу летописца, врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, взял его в плен и отнял у него Коломну. Московские князья расширяли территорию и другими способами: скупкой дешевых земель обедневших вотчинников, церквей, мона­стырей; договорами с соседними князьями, искавшими службу у мос­ковского князя; захватом чужих земель с помощью оружия и дипло­матической поддержки Золотой Орды; переселением монахов и кре­стьян в Заволжье /заселявшиеся выходцами из московских владений волости считались землями московского князя/. Таким образом, удвоившееся при Данииле Александровиче Мо­сковское княжество было утроено при его сыне Юрии и еще более расширилось при втором сыне Даниила - Иване I Калите. Действуя на Орду смиренной "мудростью", то есть угодничеством деньгами, Иван Калита, будучи младшим по генеалогии русских князей, добил­ся в 1328 г. у хана Узбека старшего великокняжеского стола. Что исправно исполнил поручение хана - наказать тверского кня­зя Михаила за восстание в 1327 г. Обретение ярлыка на Великое княжение по­зволило Калите показать выгоды своей политики и другим частям Севере - Восточной Руси. Образцовый устроитель своего удела, он обеспечил себе широкую популярность, которая подкреплялась перенесением митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, пре­вратившуюся в церковную столицу раньше, чем в столицу политиче­скую.

Второй этап формирования Русского централизованного го­сударства охватывает столетие-с середины XIV до середины XV века и характеризуется усилением Московского княжества, что позволило ему перейти от политики покорности и повиновения Орде к политике борьбы против нее, тем более, что в Золотой Орде тогда наблюдались усобицы: за период с 1360 по 1380 гг. в ней сменилось 14 ханов. Но Мамаю удалось сосредоточить власть в своих руках, и он решил при­звать московского князя к порядку. Несмотря на то, что Тверь, Нов­город и Нижний Новгород не приняли участия в борьбе с Мамаем, Дмитрий собрал небывалую до того рать в 100-150 тыс. человек. Су­щественную помощь ему оказал преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя на подвиг. Исход сражения решила Куликовская битва, происшедшая в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона. Куликовская битва имела ог­ромное политическое и национальное значение.

Несмотря на то, что Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от монгольского ига, процесс централизации русских земель в период его правления усилился. Орда была вынуждена признать Мо­скву национальной столицей, хотя ордынский хан по-прежнему счи­тался верховным правителем Руси. Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на "отчину" (Дмитрий впервые передал власть своему сыну Василию без ханского ярлыка). Новый порядок престолонаследия прекращал вражду за старшинство, нашел поддержку в народе и среди духовен­ства русского духовенства самостоятельно назначил митрополитом Иону. Московская митрополия попадала теперь в прямую зависи­мость от окрепшей великокняжеской власти. Третий, завершающий этап политического объединения русских земель в значительной мере пришелся на правление Ивана Ш. Вместо титула "великий князь" Иван Ш принял титул "государь всея Руси". В конце XV в. появилось название страны - Россия. С именем Ивана Ш Великого связано окончательное падение монгольского ига в ре­зультате "великого стояния" на реке Угре в ноябре 1480 г. Формирование единого многонационального государства закончил его сын Василий III, при котором была достигнута территориальная целостность Российского государства.

Усиление централизации Российского государства произошло в период реформ Избранной Рады при Иване IV Грозном. Было завершено создание центральных органов государственного управления- приказов, просуществовавших до петровских времен. К середине XVI в. их было 20: челобитный, посольский, поместный, разрядный, земский и др. Развивалась система ступенчатого местного управления. Было отменено «кормление»-содержание должностных лиц за счет местного населения, и вместо него введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Впервые в России в 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI в. насчитывало 25 тыс. человек. В ходе церковной реформы для всей страны были установлены единые цер­ковные праздники и пантеон святых; была предпринята попытка ограничить влияние церкви на государственные дела и осла­бить её экономическую мощь. Для чего вводились частичные ог­раничения на пользование церкви землей и запрет на вношение крупных вкладов в монастыри. Иван Грозный предпринял также попытку ограничить местничество- такую систему распределения служебных мест среди феодалов, которая учитывала прежде всего происхождение и служебное положение их предков.

Одной из мер по усилению централизации государства и укреплению власти великого князя стало венчание Ивана IV на царство в 1547 году (ранее царем называли Золотоордынского хана). В отличие от стран Запада, где божественная власть на земле принадлежала Папе Римскому, а король считался самым главным феодалом, в Рос­сии наместником бога на земле считался царь и поэтому его власть была более унитарной и жесткой. Боярская дума играла все меньшую роль в государстве. В 1549 г. впервые был созван всесословный зако­носовещательный орган - Земский собор, который созывался эпизо­дически для решения наиболее важных государственных вопросов В отличие от западно-европейских сословно-представительных орга­нов, он в значительно меньшей мере ограничивал власть царя, что Приближало Россию к Востоку. По интенсивности реформ десятилетие с 1549 по 1560 гг. не­сравнимо ни с какими другими десятилетиями в истории Московско­го государства. Но оно сменилось разрушительными годами оприч­нины (1565-1572), которая обеспечила режим личной власти Ивана Грозного (автократизм). В это время бьы окончательно решен вопрос о соотношении власти и общества в пользу власти. Наиболее сильный удар был нанесен по той части российской территории, где развивал­ся европейский уклад и были сильны традиции прозападной ориен­тации. Особенно пострадала Новгородская земля. До конца XVI в. Россия двигалась в сторону централизации, хотя на низком уровне сохранялась демократическая община и на высшем- действовавший Земский собор. Это отличало Российскую государственность и сближало ее с западной.

В конце XVI в. Политическая ситуация в России обострилась вследствие династического кризиса, возникшего после смерти бездетного царя Федора- сына Ивана Грозного. В 1598г. Пересеклась 736-летняя династия Рюриковичей, и решение вопроса о новом царе осложнилось отсутствием письменного завещания о наследнике. Началась упорная борьба за власть между знатными родами- Шуйскими, Юрьевыми- Романовыми, Мстиславскими, Бельскими.

Победу одержал любимый шурин царя Федора - Борис Годунов, за­нимавший по родословию одно из последних мест в ряду желавших надеть на себя шапку Мономаха.

Главная причина избрания Годунова на престол Земским собо­ром заключается в том, что после поражения политических врагов в своего рода опекунском совете при Федоре, назначенном перед смер­тью Иваном Грозным, Борис Годунов являлся фактическим правите­лем страны. В 1594 г. он был официально облечен властью регента специальной грамотой. Благодаря живому и гибкому уму, диплома­тичности и изворотливости "печальник земли русской" смог окру­жить себя преданными людьми в Боярской думе и Государевом дво­ре. Всецело обязанным Борису своим избранием на патриарший пре­стол был и патриарх Иов, возглавивший народные шествия в Новоде­вичий монастырь к вдовствующей царице Ирине с просьбой дать на "Московское государство" ее родного брата, Положительной оценки заслуживает его внутренняя и внешняя политика, проводившаяся при жизни царя Федора. Первым крупным успехом было учреждение Мо­сковской патриархии, возвысившей международный авторитет рус­ской православной церкви. Заметными были усилия Годунова по ста­билизации положения в стране и консолидации господствующего класса, особенно необходимые в условиях всеобщего разорения по­сле опричнины. Последствия хозяйственного кризиса не были пре­одолены, но некоторый подъем производительных сил был достиг­нут.

При венчании на царство Борис Годунов дал обещание, которое не могло быть выполнено ни при каких обстоятельствах: "Бог свиде­тель, что не будет в моем царстве бедного человека!". Но первые два года были удачными. Милость к дворянам и приказным людям Году­нов сочетал с почестями духовенству, наградами войску и вольно­стями купечеству. В то же время, происходило дальнейшее утвер­ждение крепостного права и усиление феодального гнета, что вызы­вало массовое бегство крестьян на окраинные земли, прежде всего, южные, где из-за экономической неустроенности нарастало недо­вольство казачества. Окончательно погубил царя Бориса голод 1601-1603 гг., от которого больше всего пострадали крестьяне и тысячами выброшенные хозяевами холопы.

Осложняла политическую судьбу Годунова и так называемая угличская драма - загадочная смерть малолетнего царевича Дмитрия. Она наложила на Бориса печать коварного детоубийцы, хотя досто­верность этой версии до сих пор остается недоказанной. Недоверие к легитимности власти Годунова, обусловленное отсутствием кровной связи с Рюриковичами или каким-либо княжеским родом, усилива­лось новизной мер талантливого политика. Среди них - направление молодых дворян на учебу за границу, приглашение в Россию ино­странцев, желание открыть школы и даже университет на европей­ский манер. Все это воспринималось традиционным российским об­ществом как разрушение старины и привело к резкому падению авто­ритета человека, который мог стать родоначальником новой династии и, как считают некоторые ученые, при более благоприятных условиях обеспечить стране альтернативный путь развития: начать ее модерни­зацию на сто лет раньше и более мирно, чем при Петре I.

Однако мощные выступления крестьян, холопов и казаков, обо­стрение борьбы различных групп правящего класса за власть и при­вилегии, постоянный страх перед созданной Годуновым сетью тайно­го полицейского надзора, породившей такие общественные язвы, как донос и клевета, привели к всеобщей ненависти к новому царю. Его внезапная смерть и убийство в результате заговора бояр 16-летнего сына - Федора Годунова, находившегося у власти всего два месяца, облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха са­мозванцев, появлявшихся в разных районах страны в период Смуты.

Под "Смутой" дореволюционные историки понимала "мятеж, восстанье, общее неповиновение, раздор меж народом и властью", характерные для 14-15 лет, с 1598 по 1613 гг. Первые концепции Смутного времени создали В.О.Ключевский и С.Ф.Платонов, главной мыслью которых является мысль о последовательном втягивании в Смуту всех слоев общества: боярства, дворян, низов. Советские исто­рики пришли к выводу, что ожесточенная классовая борьба шла на протяжении всего периода.

Незаурядная личность Лжедмитрия I привлекала и привлекает к себе внимание историков, драматургов, поэтов и композиторов. Су­ществует несколько версий о его происхождении. Наиболее дока­занной представляется версия о том, что Лжедмитрий I - это беглый дьякон Чудова монастыря, состоявший при патриархе Иове "для письма". Будучи до пострижения холопом Романовых, попавших в немилость к Борису Годунову, возможно, готовился ими для роли претендента на престол и сам верил в свое царское происхождение. Объявившись в Речи Посполитой, он добился поддержки короля Сигизмунда III, обещая полякам русские земли и введение католицизма, собрал 1,5 -тысячное войско из поляков и русских эмигрантов, к ко­торому примкнули запорожские и донские казаки, киевское ополчение, крестьяне, видевшие в счастливо спасшемся "царевиче Дмитрии" борца за правду.

Самозванец быстро завоевал себе славу хорошего и доброго ца­ря: отменил казни, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихо­имством, охотно раздавал дворянам земли и деньги. Однако сесть на престол оказалось легче, чем на нем удержаться. Вскоре новым царем были недовольны все: бояре, над которыми он смеялся в Боярской думе; духовенство, не доверявшее "тайному католику"; крестьяне, для которых он ничего не сделал... Не нашлось сил для поддержки Лжедмитрия I и за пределами России, так как он не отдал Сигизмунду III Смоленск и Северную землю; не разрешил строить в России като­лические храмы; конфликтовал с Речью Посполитой, не желавшей признавать царский титул за русскими государями.

Таким образом, сложились благоприятные условия для заговора, организованного партией больших бояр во главе с "лукавым царе­дворцем" Василием Шуйским. Самозванец был убит, его труп вы­ставлен на поругание, затем сожжен, пепел смешан с порохом и вы­стрелен из пушки в сторону Польши.

На престол взошел "выкликнутый" своими сторонниками Васи­лий Шуйский, потомок Александра Невского. В соответствии с пред­варительным условием заговорщиков, он был вынужден дать в Ус­пенском соборе присягу - "крестоцеловальную запись", с которой редко считался. Тем не менее, это был первый договор русского царя со своими подданными, в какой-то мере приближавший Россию к правовому феодальному государству и закрепившийся в последую­щих документах Смутного времени. В нем провозглашался принцип наказания только по суду "с боярами своими". Немало потерпевшие от произвола власти при Иване Грозном и Борисе Годунове, бояре выговорили себе личную и имущественную безопасность.

Положение Василия Шуйского чрезвычайно осложнило восста­ние крестьян, холопов и казаков под руководством Ивана Болотнико­ва (1606-1607), явившееся кульминацией крестьянской войны начала XVII в. Главные противники боярского царя находились на юго-западной окраине России. Василий Шуйский восстановил здесь нало­гообложение, отмененное Лжедмитрием I на 10 лет, в благодарность населению за оказанную ему поддержку. Восставшие не призывали к изменению государственного строя, а имели намерение истребить "нынешних бояр", занять их место и возвести на престол "хорошего царя". Таким образом, крестьянская война носила антикрепостниче­ский, но не антифеодальный характер, была пронизана идеей "наивного монархизма" и направлена на поиск выхода низов из тяжелого положения.

Недовольные правительством Василия Шуйского, в том числе участники крестьянской войны, увидели свое знамя в новом авантю­ристе - Лжедмитрии II. В отличие от первого самозванца, он не был хорошо образован, не обладал решительностью и самостоятельно­стью. Появившись летом 1607 г. на Брянщине, весной следующего года дошел до Тушино, близ Москвы, не рискнув взять столицу. Его лагерь превратился во второй центр Русского государства со своей Боярской думой, приказами и патриархом. Окруженная столица как бы оторвалась от страны. В расколовшейся России иностранцы уви­дели возможность поживиться за счет мятущихся в междоусобии "русаков". Боясь освободительной борьбы народа, Василий Шуйский увел свое войско в Москву, подписал перемирие с Польшей и обра­тился к шведскому королю Карлу IX за военной помощью, которую получил на крайне невыгодных условиях. Этот политический шаг привел к шведской интервенции. Московские и "тушинские" бояре приняли решение низложить своих правителей, Василия Шуйского заставили отречься от престола и установили в Москве правительство из 7 бояр - "семибоярщину". "Тушинцы" убили Лжедмитрия II.

На условиях договора с целым рядом ограничений на россий­ский престол был приглашен польский королевич 15-летний Влади­слав. Во время затянувшихся в Варшаве переговоров его представлял в русской столице наместник с польским войском. Никогда еще Рос­сия не находилась так близко к утрате своей национальной государ­ственности.

Безуспешную попытку освободить столицу предприняло первое ополчение во главе с Заруцким и Ляпуновым, но освободило её вто­рое ополчение под руководством Минина и Пожарского. Оно вклю­чало в себя вооруженные отряды из разных русских земель и начало свой путь из Нижнего Новгорода.

В январе 1613 г. в освобожденной столице состоялся многолюд­ный представительный Земский собор, избравший царем Михаила Федоровича Романова - родоначальника династии, правившей в Рос­сии более 300 лет. Это положило конец Смуте. В силу разных причин политический компромисс был найден в лице 16-летнего Михаила, хотя обсуждались разные кандидатуры. Большую роль сыграло то обстоятельство, что за его спиной стоял отец - Федор Романов (Фи­ларет в монашестве), который устраивал выдвинувшихся в годы оп­ричнины. и пострадавших от нее, сторонников и противников Василия Шуйского, обоих Лжедмитриев; «друзей» и «врагов» Речи Посполитой, казачество.

В конечном итоге победила консервативная тенденция в противовес возможным, но не состоявшимся альтернативам Смутного времени. Общество, невероятно уставшее в течение полутора десятков лет, стремилось к обычному порядку, который смогли обеспечить первые Романовы. Гражданская война постепенно затухала; восстанавливались производительные силы страны; возрождалась государственность.

Россия с большим трудом в течение трех десятилетий преодолевала «великое Московское разорение». Затяжной характер восстановительного периода был обусловлен не только масштабами потерь - в некоторых уездах пашня сократилась в десятки раз, многие села обезлюдели, - но и экстенсивным характером земледелия. Это привело лишь к простому воспроизводству ресурсов крестьянского хозяйства не только в XVII, но и в XVIII веке.

В то же время росла численность городского населения, развивалось ремесло и торговля. Наряду с местными рынками появились ярмарки, становившиеся центрами оптовой торговли. Самые крупные из них- Нижегородская, Московская, Архангельская, Макарьевская и Ирбитская. Это позволило многим исследователям сделать вывод о начавшемся во второй половине XVII в. Процессе формирования всероссийского рынка, хотя другие авторы относят его ко второй половине XVIII в. Если этот вопрос является в науке спорным, то другой - о зарождении мануфактур в период правления Алексея Михайловича - не вызывает сомнений.

Наряду с новыми процессами, в социально-экономической жизни страны сохранялись и укреплялись крепостные отношения. Это нашло свое отражение в Соборном Уложении 1649г., завершившем юридическое оформление крепостного права в России. Она продолжала свой путь внеэкономического административного принуждения крестьян, что уводило ее в сторону от западной цивилизации.

 

С середины XVII в. Политический строй России эволюционизировал к абсолютизму. В отличие от стран Западной Европы, он формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. По соборному уложению, самодержавие становилось формально неограниченным, так как в руках царя сосредотачивалась вся полнота верховной государственной власти- законодательной, исполнительной, судебной. Новый царский титул подчеркивал божественное происхождение власти "самодержавца".

Крепнувшая центральная власть все меньше нуждалась в сословно-представительных органах. Боярская дума превращалась в высшую судебную инстанцию, так как царь решал государственные дела и издавал законы и без нее. Земский собор в полном составе в последний раз состоялся в 1653 г. В ущерб представительным орга­нам власти набирали силу правительственные учреждения. Усложне­нию социально-экономической и политической структуры общества соответствовало усложнение структуры государственного аппарата, в том числе приказов. Если в 1640 г. в них числилось 837 человек, то в конце XVII в. - почти в четыре раза больше. По замечанию современ­ника, подъячих в приказах стало так много, что "сидеть негде, стоя пишут".

Переход к абсолютизму ярко проявился в сокрушительном уда­ре светской власти по притязаниям церковной править на равных. Речь идет о патриархе Никоне, который провел при поддержке Алек­сея Михайловича церковную реформу, положившую начало расколу русской церкви и появлению старообрядчества. Но Никон пошел дальше: посягая на светскую власть, он присвоил себе титул "велико­го государя", принимал самостоятельные решения по государствен­ным вопросам и доказывал верховенство духовной власти. Алексей Михайлович созвал Собор с участием вселенских патриархов. Тот подтвердил независимость духовной власти от светской. Позднее Ни­кон был лишен звания патриарха и простым монахом отправлен в за­точение, длившееся 15 лет. Таким образом Алексей Михайлович пре­одолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти.

Укреплению самодержавия способствовало сплочение всех сло­ев феодального общества вокруг царя во время социальных взры­вов., которыми XVII в. наполнен, как никакой другой в истории Рус­ского централизованного государства. Смута в начале века, город­ские восстания в середине века, в том числе "медный бунт" в Москве в 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг. свидетельствовали о глубоких социально-экономических противоречиях, назревших в российском обществе. В то время, как в мировой истории XVII век получил название "века рационализма", в отечественной его прозвали "бунташным".

На Западе снижение социальной напряженности отчасти дости­галось крестовыми походами, морскими экспедициями для открытия новых колоний, ссылкой недовольных в эти регионы. В России проводилась другая политика - политика сдерживания оттока населения на окраины расширявшейся страны в целях концентрации людских и экономических ресурсов. Этой цели соответствовало создание слу­жилой системы, сердцевиной которой стала поместная система. Ве­ликий князь предоставлял землю с крестьянами в условное владение за службу, в основном, военную. Поместье не было ни наследствен­ным, ни пожизненным, а зависело лишь от несения службы государ­ству. Такая система зародилась в XIV в. История сохранила имя первого московского помещика, Бориса Воркова, которого в 1323 г. наделил землей Иван Калита.

Как система, поместное землевладение сложилось к концу XV в., а к середине следующего столетия получила широкое распростра­нение. В XVII в. она являлась важным контрольным и хозяйственным институтом, опорой правительства в сборе налогов, организации вой­ска, ведения учета, суда и т.д. Начиная с XVII в. дворянство добива­лось превращения условного землевладения в безусловное, наслед­ственное, вотчинное и, этот факт был окончательно узаконен Петром I в 1714 г.

Представляет интерес история формирования дворянства в России. Оно возникло на Руси в XII-XIII вв. Как низшая часть военно-служивого сословия, составлявшего двор князя или крупного боярина. С XIV в. «испомещавшиеся» дворяне стали получать за выполнение государственной службы землю в пользование (поместье). С конца XIV в. термин «дворяне» исчезает и вновь появляется в 30-х годах XVI столетия. Но теперь дворяне- уже не рядовые феодалы, а верхушка служилых людей- аристократов. Из их числа выходят видные военачальники и администраторы, хотя они не свободны уже по своему названию: это- люди двора.

Княжеско-подданнические отношения на северо-востоке Руси пустили глубокие корни еще до монгольского нашествия. Хотя лишь два с лишним века спустя, при Иване III появляется стандартное об­ращение феодалов к своему сюзерену: "Яз холоп твой". Отношения подданства удивляли иностранцев в России больше всего, так как они были воспитаны в другой системе отношений, получившей в Европе название вассалитета.

В Московском государстве такая система действовала лишь в очень ограниченных рамках - в отношениях княжеских династий. Удельные князья обращались к великому князю как к "брату ста­рейшему"; ниже на иерархической лестнице находились служилые князья /"слуги"/, появившиеся в результате присоединения западно­русских земель в конце XV в.. От удельных князей "слуги" отличались тем, что владели вотчинами, а не уделами, и не имели ника­ких прав на великокняжеский престол. Естественный ход историче­ского развития привел к полной ликвидации удельной системы в конце XVI в. А большинство служилых князей сознательно перешло на положение бояр, понизив тем самым свой социальный статус, так как им выгоднее было занять место в Боярской думе, куда служилые князья из-за высокого статуса не входили, и управлять страной, полу­чая за это пожалования.

Одновременно с консолидацией и усилением дворянства в Рус­ском централизованном государстве происходило закрепощение другого сословия - крестьян. Крестьяне занимали земли князей, бояр, вотчинников, церковных учреждений, помещиков и имели право по закону и обычаю переходить к другому владельцу. Однако в конце XVI в. началось юридическое оформление системы крепостного пра­ва, когда появился первый общерусский Судебник / 1497 г./. Его 57-статья впервые вводила ограничение перехода крестьян двумя неде­лями "около Юрьева дня Осеннего" /26 ноября по старому стилю/. Крестьянин должен был платить "пожилое". Судебник 1550 г. существенно не изменил этот порядок, увеличив лишь сумму "пожи­лого". Затем переход был отменен полностью и государство увеличило срок сыска беглых крестьян.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)