АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ 3 страница. Парламенты были не единственным политическим новшеством клас­сического Средневековья

Читайте также:
  1. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 1 страница
  2. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 2 страница
  3. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 3 страница
  4. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 4 страница
  5. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 5 страница
  6. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 6 страница
  7. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 7 страница
  8. ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS PSYHOSEMANTICS 8 страница
  9. Annotation 1 страница
  10. Annotation 2 страница
  11. Annotation 3 страница
  12. Annotation 4 страница

Парламенты были не единственным политическим новшеством клас­сического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей об­щественной жизни стали политические партии, которые впервые на­чинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестоко противостояли друг другу, однако их противоборство не носило принципиального характера.

Исключительное положение в Средневековом европейском обществе занимала христианская церковь. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одного крупного события. До середины XI в. христи­анская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церк­ви был римский папа, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. От Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но Римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 г. произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит “всемирной”), а восточная -православной (то есть “правильно славящей Бога”).

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе свидетельствует тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое положение, получив знаки королевской власти из рук папы. Католическая церковь обладала колоссальными богатствами. Ей принадлежало значительное количество земли, у нее были большие финансовые средства. В течение длительного периода католическая церковь вела борьбу со светскими государями за политическую власть. Кроме того, церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки.

Свое особое положение в средневековом обществе церковь хорошо сознавала и всячески поддерживала. Не раз выступала она с призы­вами и идеями, овладевавшими широкими слоями населения, захватывав­шими воображение и могущественных государей, и простых людей. Идея крестовых походов, освобождения Гроба Господня и христианских святынь - наиболее яркий тому пример. И хотя крестоносцы одновре­менно руководствовались материальными соображениями, практическими расчетами, их религиозный энтузиазм не был поддельным.

В 8-ми крестовых походах (1096-1270 гг.) на Ближний Восток - в Сирию, Палестину, Северную Африку, совершаемых под религиозными лозунгами, западно-европейские крестьяне увидели возможность уйти от своих господ, феодалы надеялись пограбить богатые города и создать новые владения на Востоке, рыцари мечтали разбогатеть на грабеже и приобрести земли, духовенство рассчитывало расширить свои владения за счет новых владений на Востоке. В крестовых походах участвовало не только взрослое население, но и дети. Известны даже детские крестовые походы. Имея первоначальный успех, крестоносцы все же не сумели его завершить и окончательно завоевать страны Востока.

Крестовыми походами называют также походы немецких феодалов в XII – XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны (крестовые походы северо-французских рыцарей на Юге Франции, предпринятые по инициативе панства, против альбигойцев- участников ерестического движения).

Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовали подъему культуры. Главной ее осо­бенностью являлся синтез самобытной культуры, ан­тичного наследия и христианства. При этом особое значение имела христианизация средневекового общества, что обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие море­плавание и кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе было изобретено книгопечатание.

В период классического Средневековья в Западной Еропе появились университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.

В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля- романский и готический. Сами эти термины – условны. Термин “романский” возник в XIX в. как обозначение стиля европейского искусства X-XII столетий. Предполагают, что стиль назывался романским, так как постройки этого времени были преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенные по римскому способу), в отличии от деревянных построек. Дух воинственности и постоянной потребности самозащита пронизывает романское искусство. Все это особенно проявилось в зодчестве: замок-крепость, храм- крепость. На капителях и подножьях колон, на окнах, на рельефах стен и дверей романский соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящрецы- полуптицы, и всякого рода химеры. Это свидетельство того что в средневековом искусстве сохранились элементы народного создания свободных “варваров”: фольклорные мотивы, языческая фантазия, животный эпос, любовь к яркой узорности.

Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце.

На смену романскому стилю пришел готический. Он был ведущем направлением в искусстве с середины XIIв. до XVIв. Сам термин готический произошел от названия германского племени готов.

Главный признак готики- высотность. Готические соборы не только высоки, но очень протяженны. Готический собор часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях. Арки, галереи, башни, площадки с аркадами, перекидные арки, громадные окна. Собор и внутри, и снаружи сопровождается массой скульптур.

Классический пример готического зодчества- Собор Парижской Богоматери.

Поворот к готике начался с архитектуре и уже потом данный стиль распространился на скульптуру и живопись. В живописи большим достижением явилась миниатюра. В иллюстрациях к книгам обратились все стороны жизни людей.

Средневековая литература была представлена эпическими поэмами (героические народные сказания), рыцарской поэзией, городской ли­тературой, а также крестьянской литературой (песни, сказки, балла­ды. Например, баллада о Робин Гуде).

Период классического Средневековья сменяется поздним Сред­невековьем. Образно его называют “осенью” Средневековья. В это время начинает формироваться новое капиталистическое общество. Более подробно о позднем Средневековье будет изложено в следующем разделе.

В разных странах в развитии феодализма имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими ус­ловиями жизни народов и естественно-географической средой. По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложе­ния рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В связи с этими причинами весьма заметно различался феодализм в европей­ских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средне­вековья преобладающее значение имела частная феодальная собствен­ность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась боль­шей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских стра­нах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое Средневековье широко была распространена государственная собст­венность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян явля­лись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала раздроб­ленность, в то время как на Востоке существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монар­хии. Эти же причины определили разновременность начала и конца эпохи феодализма в разных странах. В Китае и Индии переход к фе­одализму начался во II-III вв., а закончился феодализм здесь лишь в XIX в.

В связи с тем, что последовательное течение процесса общест­венного развития в Западной Европе было искажено варварскими за­воеваниями, большой интерес представляет изучение трансформации рабовладельческого общества Восточной Римской империи в фео­дальное. Восточную Римскую империю принято называть Византи­ей, хотя сами ее подданные именовали империю Ромейской (Рим­ской). Грекам здесь принадлежало главенствующее положение, и греческий язык был наиболее распространенным.

Уже в IV в. роль рабского труда в сельском хозяйстве Византии была значительно меньше, чем на Западе. Главными производителя­ми являлись прикрепленные к земле колонны и свободные общинни­ки. Большая часть земли традиционно принадлежала государству, а не частным лицам. Многочисленнее и богаче, чем на Западе, были города. Хотя уже в VII в. территория Византии под натиском арабов сократилась вдвое, она выстояла и государственная преемственность здесь не была нарушена варварами. Однако и здесь, как и на Западе, в результате сложных социальных процессов и острых классовых кон­фликтов в VI-VII вв. складывается феодальное общество. При этом, в отличие от стран западной Европы, и при феодализме основная часть земли в Византии сохранилась в руках государства, которому кресть­яне платили налоги. Государственная власть сосредотачивалась в ру­ках императора, опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и приближалась по своей форме к восточной деспотии. Горо­да, ремесла и торговля развивались под особым контролем госу­дарства в рамках корпоративно-цехового устройства.

В VI-VII вв. Византия была самым развитым государством Ев­ропы, ибо здесь не прерывалась античная государственная и культурная традиция. Сохранившиеся до наших дней византийские культо­вые, гражданские и военные сооружения поражают своим архитек­турным совершенством. Ярким памятником этой эпохи является ны­не приспособленное под мечеть здание собора св. Софии в Констан­тинополе. Византия оказала большое влияние на развитие государст­венности, материальной и духовной культуры многих народов Евро­пы, Азии. Примером этому могут служить южные и восточные сла­вяне. В VII "XIII вв. важную роль в европейских событиях играли кон­такты с арабской исламской цивилизацией. Арабы были кочевниками на Аравийском полуострове и никогда не были подвластны Римской империи. Они не приняли христианства. Каждое арабское племя име­ло свое божество, но все они почитали черный камень, сохраняемый в г.Мекка. В 610 г. житель Мекки Мухаммед стал проповедовать но­вую религию. Он утверждал, что Бог послал его, как пророка, для обращения мира в новую веру. Все арабы приняли его религию и ста­ли повиноваться. Ученики Мухаммеда записывали его проповеди и на основе этих записей была составлена священная книга-Коран. Эта религия называется ислам, а исповедующие ее мусульманами.

Мухаммед умер в 632 г. Наследовавшие его религиозно-полити­ческую власть вожди назывались халифами, а государство арабов-халифатом. Они хотели обратить в свою веру все другие народы, но посылали для этого не миссионеров, а армии наездников. При этом арабы были убеждены, что исполняют поведение Бога и поэтому такие войны назывались священными. Мусульмане были уверены, что все павшие в священной войне попадают прямо в рай и поэтому не боялись смерти и сражались как герои. К началу VIII в. они завое­вали территории, ранее принадлежавшие Византии, Персидское цар­ство, Среднюю Азию, Северную Индию. В 711 г. они завоевали Ис­панию и вторглись во Францию. До этого ни одно государство в ис­тории не обладало такой большой территорией. В 732 г. франкский король Карл Мартелл остановил арабское нашествие на Европу, по­бедив их в битве при Пуатье; Карл Великий изгнал их из южной Франции., несколько потеснил их в Испании. Однако лишь в XV в. Испания была освобождена полностью. Развитие феодальных отно­шений в Х в. привело к политическому распаду Арабского халифата на несколько государств и за халифами оставалась только высшая ре­лигиозная власть. В 1250 г. монголы разрушили Багдад и поставили последнюю точку в истории халифата.

Арабы были не только прекрасными воинами, они сумели очень быстро перенять достижения покоренных ими древнейших центров культуры и на основе синтеза этого богатейшего культурного насле­дия создали свою цивилизацию. Они сохранили учебные заведения, имевшиеся у греков и персов, а также основали новые в Багдаде, Да­маске, Кордове. Школа в Салерно была древнейшей медицинской школой в Европе. Они сооружали достойные удивления дворцы и мечети. Арабы быстро переняли агрокультуру покоренных народов и из кочевников превратились в искусных земледельцев: поля их были хорошо орошены и возделаны. Арабо-мусульманская цивилизация в то время превосходила по уровню развития христианские народы Ев­ропы за исключением, быть может, Византии. Многие последующие достижения западно-европейской культуры были позаимствованы в ходе крестовых походов на Иерусалим и отвоевывания Испании, а также мирной торговли с арабами.

По-другому развивались события в Центральной и Восточной Европе, где славяне не получили столь богатого как у германцев и арабов, античного наследия. Кто такие славяне и откуда они пришли, чем занимались? Откуда вообще взялся столь мощный по духу, интеллекту и нравственности суперэтнос-славянский. Вопрос о времени появления славян, издавна обитавших на Балканах, в Прикарпатье, в Центральной и Восточной Европе, остается до сих пор дискуссионным Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими свое происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо корня. Очевидно было бы слишком смело утверждать, что славяне не -имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этно-гнезде.

Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. Историческая наука сегодня, кроме византийских источников, располагает также данными археологии и лингвистики, что является очень ценным для обнаружения самых первых следов обитания славян. В результате полученных данных ученые пришли к выводу, что "индоевропейская языковая общность" существовала у племен Юго-Восточной Европы до эпохи бронзы. Затем она распадается и племена говорящие на индоевропейских языках -прогерманском, прибалтийском, прославянском - распространяются по Европе. К началу н.э. древние славяне занимали уже широкую полосу в Средней Европе. На Висле и Одере проживали венеды, которые по словам Иордана, готского историка (VI в.), "происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венедов, актов, склавинов".

С первых веков н.э. начинается эпоха Великого переселения народов. Кочевые племена гуннов, аланов, аваров двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне не остались в стороне этого мощного миграционного процесса. Они расселяются на Запад (в район Одера) и на восток (а район реки Волхов, правобережья Днепра и Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области Балкан и Пелопоннеса, поднимаются к северу и к побережью Балтики. Большинство специалистов полагают, что о делении славян на три большие группы можно говорить лишь с VII-VШ вв. По-видимому, в этот период происходит обособление восточных славян от западных и южных. С этого времени они именуются актами. Согласно Иордану, склавины жили по среднему течению Дуная и реки Савы до Днестра и верховьев Вислы, а на востоке - от Днестра до Днепра - находились анты. От венедов и отчасти склавинов произошли современные западные славянские народы, а непосредственными предками восточных славян были, по-видимому, анты. В VI-VII вв. анты и склавины заселяют Балканы, положив тем самым начало южнославянским народам. Таким образом, в VI-VШ вв. славянские племена занимали обширные территории Западной и Восточной Европы.

Постоянно вторгаясь на территорию Византии, славяне успешно осваивали новые районы. Население Византии, боровшееся против гнета правящих классов, сочувственно встречало пришельцев. По словам Прокопия Кесарийского. византийского историка и писателя (VI в.), "народ большими толпами убегал к варварам, чтобы скрыться от родной земли. Каждый из них охотно менял ее на любую чужую землю, как будто бы их родина была захвачена врагами'.

Славяне так же как и германцы, своими вторжениями способствовали падению рабовладельческого общества и не его развалинах строили новое - феодальное. Захватив значительную часть территории Византии, славяне создали на Балканах раннефеодальные государства - Болгарское. Сербское и Хорватское. У западных славян образуется Чешское и княжество Само. К этому периоду относится возникновение и первых восточнославянских государственных объединений (Куявия, Славия, Артания). Их создание было обусловлено напряженной борьбой с внешним врагом. Распад родовых отношений у славян происходил очень медленно, а следовательно, медленно складывались и предпосылки для образования государств.

Восточные славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного центра России. Плотность населения здесь была очень мала и пришельцы не вступали в конфликт с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян воспринималась коренным населением с удовольствием. Мирное сотрудничество угро-финского и балтийского населения с новыми соседями приводило к медленному ославяниванию значительной его части. Вот почему антропологи утверждают, что предки современных русских, украинцев и белорусов " не только славяне, но и древние угрофинны и балты. Восточные славяне были исконным населением Восточной Европы или пришельцами, но в VII-VIII вв. они уже составляли большую часть населения этой территории.

Славяне эпохи Великого переселения народов, по сообщениям Прокопия Кесарийского, императора Византии Маврикия Стратега (582-602 гг.), византийского писателя и ученого Феофилакта Симокатта (VIIв.), и др. были земледельцами и имели много общего в хозяйстве, быту, культуре, политических отношениях. Занимаясь земледелием, они возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху. Почти повсюду земледелие носило пашенный характер, а в более северных районах - подсечный. Земля обрабатывалась сохой и деревянным плугом с железным наконечником. В плуг впрягали быков, а в VIII в. уже и лошадь. Хлеб убирали серпами и косами, хранили зерно в ямах. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу. В качестве подсобных промыслов славяне занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством.

Важным изменением а жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется от земледелия обработка металла и гончарное производство. Из железа ремесленники изготовляли орудия труда и оружие- топоры, серпы, косы, ножи наконечники стрел, мечи, рыболовные крючки и др. Ремесленники владели техническими приемами филиграни, зерни, эмали. Они создавали прекрасные украшения и эти веши очень ценили (в момент опасности закапывали их). Славяне были прекрасными умельцами в обработке кости, по изготовлению лодок-долбленок, на которых ходили в далекие морские путешествия. При осаде городов они использовали сложные осадные машины.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, вырастали города, которые становились политико-административными, военными и культурными центрами. Местом их расположения часто становятся старые племенные оборонительные сооружения, древние святилища. Так возникли города Киев и Переяславль, Ладога и Ростов, Суздаль и Псков, Белоозеро и Новгород. Полоцк и Чернигов, Любеч и Смоленск. Вот почему иностранцы называли Русь "Страной городов".

В окрестные города на торг собиралось многочисленное население, приезжали не только русские, ко и иностранные купцы. Торговали в основном хлебом, солью, мехами, скотом, медом, воском и рабами. Основными путями сообщения и торговли были реки. В качестве средства обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ногаты и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монеты, которые затем уступили место серебряным слиткам, гривнам.

Селения славян, расположенные обычно по берегам рек и озер, укреплялись валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.) наземного и полуземляного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Таким образом, уже в VI-VIIIвв. древние славяне достигли значительного уровня развития производительных сил. Они шли в своем развитии в ногу с другими народами Европы.

Общественный строй славян характеризуется как "военная демократия". У славян шло классовое расслоение - племенная знать уже накапливала значительные материальные ценности, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами клады. Найденный в Полтавской губернии клад драгоценного оружия, посуды, украшений содержал более 20 кг. одного лишь золота. Такое сокровище могло принадлежать только очень богатому человеку Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленные или отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

"Повесть временных лет" монаха Нестора (ХIIв.) утверждает, что у славян в УII-VШ вв. наряду c интенсивным распадом родоплеменных отношений идет и создание крупных восточнославянских племенных групп - полян, живших на Днепре возле Киева; древлян, живших между Припятью и Западной Двиной; кривичей, полочан, северян, радимичей; вятичей, заселивших в начале VШ в. окрестности современного Воронежа; хорват и уличей. Их поселения объединялись в группы, называемые племенем (от 3 до 15 поселений). Затем отдельные племена соединялись, образуя племенные союзы. 'Эти племена, славяне и анты, - писал Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим". Очевидно здесь речь идет о народном собрании (вече) как о высшем органе власти, решавшем важные вопросы.

Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое "княжение". Это были не случайные конгломераты разнородных племен, а довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, с некоторыми особенностями в языке и культуре. Источники донесли до нас сведения, что процесс разложения первобытного строя в VIII-Х вв. привел к появлению у славян феодальной собственности на землю. К сожалению, письменные источники о феодальном землевладении той поры очень скудны. Мы знаем, что такие города как Белгород. Изяслав, Вышгород принадлежали князьям. Им принадлежали также и расположенные вокруг них села. Князья часто захватывали земли у свободных общинников, экономическими методами, а иногда и силой ставили их в зависимость.

Другая часть князей осваивала свободные земли, на которые они сажали пленников, челядь и холопов (рабов), превращая их, по сути дела, в крепостных. Одновременно с княжеским развивалось и земледелие бояр, дружинников, что вызвало сильное социальное неравенство в славянском обществе. Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род- бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца и Перун бог грома и молнии. Известны также "скотий бог" Волос и др. Славяне поклонялись колодцам, камням и озерам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб, а священными животными считались кабан, конь, медведь, козел, змея, кукушка и ворон. К концу 1 тыс.н.э. славянское язычество представляло собой уже смесь примитивных, архаичных и относительно развитых верований. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Таким образом, на грани VШ-IХ вв. у восточных славян завершается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму, происходит деление общества на классы - сословия феодального общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнет подчинять других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Каковы причины создания своего государства у восточных славян?

В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы. Как известно, государство возникает в результате развития общественного труда, появления частной собственности и образования классов. Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны соседей -кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-торговых экспедиций, создавало к началу IX в. объективную основу объединительного процесса.

Начало Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять его временем киевского похода легендарного князя Олега в 882 г., когда произошло слияние Киевской и Новгородской Руси. Этими событиями и завершается образование Древнерусского государства. Столицей нового государства стал Киев, потому что он был древнейшим политическим и культурным центром восточных славян, занимал выгодное военно-стратегическое положение Для того чтобы объединить всех восточных славян в единое государство, потребовалось более ста лет и немало кровопролитных битв за утверждение над ними власти Киевского князя.

Образование первого восточнославянского государства - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трех братьев -варягов, которые и «поделили» между собою землю. От них и пошли династии русских князей. Данная версия в конечном итоге и породила несколько подходов к этой проблеме.

Одна часть исследователей, вслед за работавшими в России в XVIII в. немецкими учеными Э. Байером и Г. Миллером, буквально понимают текст летописи Нестора "Повесть временных лет" о призвании новгородцами в 862 г. варяга Рюрика для устройства государственных дел, который будто бы привел вое свое племя «Русь», давшее позднее название государству и нации. Сторонники этой так называемой норманнской теории делали и делают далеко идущие политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию и образованию государства. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. С ее резкой критикой уже в XVII в. выступал М.В.Ломоносов. Несостоятельность этой концепции была в том, что государство - это продукт сложного социально-экономического процесса, перехода от первобытнообщинного к классовому обществу и не может быть создано на неподготовленной почве несколькими сотнями чужеземцев. Вполне объяснимо неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков, которая привела к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым Но не дает повода сомневаться в значительной роли других народов в формировании русского государства.

Постоянная опасность внешнего нашествия, прежде всего, со стороны кочевников, а также выгодность для феодализирующейся верхушки широкомасштабных военно-торговых экспедиций создала к началу IX в объективную основу объединительного процесса, центром которого стало племенное княжение поляк с его столицей в Киеве. Именно здесь был достигнут наивысший уровень развития производительных сил и поэтому дальше зашел процесс феодализации общества. В 882 г. через двадцать лет после прихода Рюрика в Новгород, новгородско-варяжская дружина под предводительством Олега, одного из сподвижников Рюрика, обманом захватила Киев и убила местных князей - Аскольда и Дира. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.

По мнению исследователей, Русь в своем развитии прошла три этапа: первый -раннефеодальный (IX - Х вв.); второй - расцвет (конец Х - XI вв.); третий - феодальная раздробленность и ее распад (XI - XII вв.).

На раннефеодальном этапе происходят военные походы Киевских князей, сбор дани, дальнейшее присоединение новых территорий. Приемником Олега на Киевском престоле стал Игорь, который в 941-944 гг. совершил несколько походов на Византию, признавший Русь суверенным государством. После его трагической смерти престол заняла Ольга, которая провела ряд преобразований. Она установила размер дани, выделила лиц для ее сбора («даньщики») и создала княжеские опорные пункты и место сбора дани (погосты). Эта реформа способствовала росту могущества великокняжеской власти, большему сплочению отдельных земель Руси в единое государство.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)