АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Марксистское учение о государстве и праве

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. получение наслаждения
  8. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. II.1. Основы государственности
  11. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  12. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности

Марксизм как самостоятельная доктрина сложился в конце 40-х — начале 50-х годов XIX в. Его основоположниками выступили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

В основе жизни общества, утверждали основоположники марксиз­ма, лежит производство материальных благ, необходимых для суще­ствования людей. Поэтому производство материальных средств к жизни и экономический строй общества составляют основу, базис, на которых развиваются государственные, правовые и прочие учреж­дения и идеи — надстройка. Государство и право как части надстрой­ки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.

Экономическая основа определяет исторический тип, характер и особенности общества, той или иной общественной формации. История общества является естественно-историческим процессом развития и смены общественно-экономической формации. Первобытное общество, античное, феодальное, буржуазное, коммунистическое общество — каждая формация представляет определенное звено в едином всемирно-историческом процессе развития общества по восходящей линии. Все­общим законом общественного развития является закон борьбы анта­гонистических классов как движущей силы такого развития. Таким образом, история человечества это история борьбы классов.

Происхождение государства, по Марксу и Энгельсу, обусловлено образованием антагонистических классов. Государство, писал Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», возникло в результате разделения труда, появления частной собствен­ности и в связи с расколом общества на классы. Оно — результат вну­треннего социального развития и непримиримости классовых противо­речий, сила, стоящая над обществом и умиряющая столкновения клас­совых интересов.

Основоположники марксизма объясняли сущность государства: это — общественный институт, с помощью которого экономически го­сподствующий класс становится также политически господствующим, приобретая тем самым новые средства для реализации своих классово-исторических задач. По их мнению, любое эксплуататорское государство «во все типичные периоды является государством исключительно господ­ствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». Оно выступает как политическая организация господствующих классов, служащая для удержания в повиновении эксплуатируемого большинства.

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что капитализм уже в середи­не XIX в. стал тормозом общественного развития, гражданского обще­ства. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистиче­скими отношениями, они считали пролетариат. Он «посредством на­сильственного ниспровержения буржуазии» осуществит всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное обще­ство без классов и политической власти.

Политическая власть рабочего класса — диктатура пролетариата, были убеждены Маркс и Энгельс, — высший тип демократии, выражаю­щей интересы и опирающейся на поддержку огромного большинства народа. Пролетарская демократия будет соответствовать историческому периоду социализма — первой фазе коммунистического общества.

Коммунизм, подготовленный социалистическими преобразова­ниями, призрак которого уже «бродит» по Европе, были уверены осно­воположники марксизма, навсегда покончит с эксплуатацией, социаль­ным, национальным и колониальным гнетом, кровавыми войнами. Социалистический принцип «каждому по труду» он сменит принципом распределения «по потребностям». При коммунизме отпадает надоб­ность в государстве и праве.

По марксистскому учению право, как и государство, носит классовый характер. Обращаясь к буржуазии, авторы «Манифеста» писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Они утверждали: право, было, есть и остается прежде всего орудием в руках экономически и политически господствующего класса.

Государство и право в марксистском учении — надстроечные яв­ления, две стороны одного и того же феномена: политической власти. Политическое господство, конституированное в государстве, должно получить и свое правовое закрепление, принять тем самым «форму господствующей воли» в виде законов.

Тезис о единстве государства и права, права и закона, об особой взаимосвязи политической и юридической надстроек конкретизирован у Маркса и Энгельса рядом важных теоретических положений: 1) го­сударство и право вместе появляются на исторической арене и вместе сойдут с нее; 2) каждому историческому типу государства соответству­ют свой, адекватный ему тип права; 3) право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство является тем по­литическим организмом, который переводит социальное в правовое и следит за тем, чтобы движение общественных отношений соответство­вало праву; 4) государство, в свою очередь, немыслимо без права. Во-первых, потому что «сама организация государственного механизма должна получить свое оформление в праве». Во-вторых, веления госу­дарственной власти должны быть обязательными для населения всей страны, а это невозможно, если не выражать государственные веления в виде общеобязательных правил поведения, в нормах права.

Право защищает интересы господствующего класса от преступлений. Преступления, объясняется в марксизме, коренятся в материальных условиях жизни индивидов. Преступления в капиталистическом обще­стве — это борьба индивида против существующих капиталистических отношений, отношений частной собственности и гнета. Существую­щая система законов и наказаний не учитывает этих обстоятельств.

Переход от капиталистического к социалистическому обществу, по Марксу и Энгельсу, — это переход от одного классового типа права к другому, более высокому типу и отмиранию права, поскольку отпадает надобность в принудительной системе социальных норм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)