АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итальянские просветители Дж. Вико и Ч. Беккариа

Читайте также:
  1. XVIII век – «век просвещения». Русские просветители.
  2. Американские просветители о государстве и праве в период борьбы за независимость США

Джамбаттиста Вико (1668-1744) в своем главном труде «Основа­ния новой науки об общей природе наций» (1725 г.) первый среди мыслителей Нового времени развивал философию истории, раскрыл объективный характер исторических закономерностей. Теорию круго­ворота исторических типов государства, разработанную Полибием, он экстраполировал на историю наций. Вико установил ее цикличность, закономерности восходящей смены государственно-правовых институ­тов. По его мнению, трем эпохам истории (божественной, героической, человеческой), аналогичным возрасту человека (детству, юности, зрело­сти), соответствуют безгосударственность, подчинение жрецам; ари­стократическое государство; демократическая республика или пред­ставительная монархия. Согласно Вико, исторично не только государ­ство, но и право. Он выдвинул плодотворную идею изменения правовых норм в ходе исторического развития общества и государства, тем самым на столетие опередил теоретиков исторической школы права.

Среди итальянских просветителей XVIII в., кто осуждал произвол и беззаконие феодалов, положил начало «просветительно-гуманистическому» направлению уголовного права и процесса был юрист и публицист Чезаре Беккариа (1738-1794). Его главный труд «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) содержит критику феодаль­ного правосудия, уголовного судопроизводства и новые принципы уголовного права и процесса, основанные на идеях гуманизма и закон­ности.

Законы, по Беккариа, «не что иное, как договоры свободных лю­дей», объединившихся в общество, чтобы пользоваться свободой со­обща, спокойно и безопасно. Законы го­сударства должны иметь в виду «наивысшее счастье для максимально большего числа людей». Это — цель государственных законов. Существующие законы, писал он, «служат только для при­крытия насилия», помогают приносить народ «в жертву ненасытному деспотизму». Другой причиной несправедливых законов Беккариа называет частную собственность, дающую одним власть и благопо­лучие, другим — нищету и бесправие. Право собственности — «не необходимое право». Он сторонник уравнения материального положе­ния людей, связывает свои надежды с просвещенным монархом, за­ботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, просвещению и нравствен­ности народа. Он издаст справедливые и мудрые законы, перед кото­рыми все будут равны, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права человека.

Законность, по Беккариа, обеспечивается, во-первых, свободой граждан. Свободу он трактует как право делать все, что не противо­речит законам. Это право он называет «священным политическим догматом». Во-вторых, обеспечивает законность соблюдение законов самими властями, без чего, по его убеждению, нет «законного обще­ства». Всякое проявление власти человека над человеком, не вытекаю­щее из абсолютной необходимости, является тираническим.

Право издания законов, а равно и право наказания, полагает Беккариа, принадлежит лишь суверену как представителю общества, объединенного общественным договором. Право карать за престу­пления основывается на необходимости защищать от посягательств отдельных лиц общее благо. Мыслитель формулирует важные выводы:

1) только законы могут устанавливать наказания за преступления и право их издания принадлежит только законодателю;

2) в интересах всех соблюдать законы. Суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нару­шения. Это — задача суда, выясняющего факты;

3) наказание же, определяемое судом, не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно нарушает справедливость и условия обществен­ного договора;

4) толкование уголовных законов не может принад­лежать судьям.

Злом считал Беккариа и темноту законов. Оно достигает крайних пределов, если законы, по его мнению, написаны «на чуждом народу языке», что делает зависимой свободу граждан. Чем больше лиц при­нимает законы (т. е. законодателей), считает итальянский просветитель, тем меньше преступлений.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)