АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Константинопольская архитектурная школа

Читайте также:
  1. Австрийская школа. Теория предельной полезности
  2. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  3. Архитектурная композиция и ее элементы
  4. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.)
  5. Большекиварская школа.
  6. Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время.
  7. Вюрцбургская школа.
  8. Гавриловская школа.
  9. Казанская лингвистическая школа.
  10. Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время.
  11. Милетская школа. пифагорейцы

Константинополь сложился как город в своих основных чертах ещё до последней четверти 5в. (Рис.4). Грандиозные стены и городские ворота, построенные в основном при Феодосии II в первой половине 5в., завершили собой городской ансамбль (Рис.5, 6, 7, 8, 9). Главными городскими воротами были Золотые ворота, расположенные поблизости от берега Мраморного моря.

О жилой архитектуре и системе городских улиц и кварталов известно очень мало. Только случайно при сооружении каких-либо крупных построек открываются фрагменты рядовой городской застройки (Рис.10).

Основу структуры Константинополя составлял пучок сходившихся к Меси (центральная улица) и Августиону (центральная площадь) улиц, великолепно вписанный в треугольник выступающего в море в восточном направлении полуострова, на котором стоял город.

На большой центральной площади Августион, которая, вероятно, была с 4-х сторон окружена аркадами, размещались Ипподром, Большой дворец византийских императоров и собор Софии.

Общая структура Константинополя отличается от римских городов центростремительным началом, выраженным в направленности главных улиц к общественному центру. В этой новой городской системе ярко выражено начало централизации, отражающей одну из самых важных руководящих идей византийского государства.

 

Большой Константинопольский императорский дворец очень мало исследован (Рис.11). Его можно представить себе только в общих чертах. Основные парадные дворцовые помещения группировались вокруг богато украшенных перистильных дворов, открытые части которых имели мозаичные полы с фигурными изображениями.

Описания Большого дворца в литературных источниках, дополненные данными археологических раскопок, говорят о том, что более поздние части дворца имели анфилады монументальных залов, похожих на боковые нефы Константинопольской Софии и чередовавшихся с большими перекрытыми куполами парадными залами, своды которых были украшены золотыми мозаиками.

Некоторое представление о помещениях Большого дворца могут дать откопанные части дворца в Региуме в окрестностях столицы (Рис.12).

 

В 5в. в Константинополе строили культовые здания ещё в старом базиликальном типе, характерном для Рима и Римской империи (Рис.13). Но в базиликальную композицию уже проникло центрическое начало: здание было мало развито в длину, вместительные хоры окружали средний неф с трёх сторон.

Первой крупнейшей вполне сложившейся византийской постройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха, хорошо сохранившаяся, хотя и несколько перестроенная (Рис.14). Она была сооружена около 527г. – года вступления на престол Юстиниана I. Есть предположение, что здание было построено Анфимием и Исидором – знаменитыми зодчими Константинопольской Софии.

Церковь Сергия и Вакха имеет центрическую композицию, которая применялась в предыдущие столетия в Сирии и Малой Азии. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Восемь столбов несут купол, который господствует в композиции. Столбы членят внутреннее пространство храма на центральную подкупольную часть и окружающий её обход. Между столбами помещены поочерёдно прямоугольные и полуциркульные в плане ниши-экседры.

Все экседры – сквозные, они отделены от внутреннего обхода тройными аркадами на двух промежуточных колоннах каждая. В зависимости от формы экседры колоннады в плане или прямые, или дугообразные (Рис.15). Диагональные ниши-экседры в сочетании с колоннами образовывали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении.

Ранневизантийские части церкви выложены из кирпича с немногочисленными каменными прокладками.

Внутренняя поверхность купола была сплошь покрыта золотой мозаикой. Прорезной каменный карниз, проходящий на уровне капителей колонн нижнего яруса, композиционно связывает части здания воедино. Нижние капители скульптурны и ажурны благодаря прорезному орнаменту.

 

Собор Софии в Константинополе – наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества (Рис.16).

Решающим этапом в создании единого, целостного произведения архитектуры – Софийского собора, было ранневизантийское время, 532-537гг. Переделки, имевшие место в последующие времена, не разрушили его целостности и в основном не изменили.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на первый план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы, патриаршим храмом и главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии соответствовало её размещению в городе – на главной площади Августион, к которой сходились все улицы города, среди главных зданий империи, над которыми она господствовала. София была наиболее крупным, компактным и массивным сооружением во всей столице.

Для осуществления культовых действий необходимо было создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством для церемоний и вмещающее просторные окружающие его помещения для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра – амвон – место средоточия церемоний.

Аналогичные функциональные требования ещё в предшествующий период породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран архитекторами Анфимием и Исидором для главного храма империи. Но более ранние малоазийские купольные базилики имели очень скромные размеры. И, учитывая колоссальные размеры нового храма, архитекторы заново продумали самый тип купольной базилики и сумели по-новому его организовать с учётом римского архитектурного опыта (Рис.17, 18, 19).

За основу были взяты самая грандиозная римская базилика – базилика Максенция (сводчатая и к тому же короткая) и наиболее выдающееся купольное здание – Пантеон. Причём оказалось возможным соединить воедино особенности этих двух сооружений.

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является смелый и удачный приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона, решив одновременно функциональную, конструктивную и художественную задачу, что привело к созданию удивительно полноценного комплексного архитектурного образа.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых (конха апсиды была включена в систему полукуполов). Над главным входом вместо малого купола был выполнен цилиндрический свод. Этим приёмом была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли в конструктивном отношении. Огромный купол Софии диаметром 31м создаёт очень сильный распор. В южном и северном направлениях распор погашается мощными столбами, по два с каждой стороны, несущими вместе с подкупольными столбами-пилонами (Н=23м) арки и своды, перекрывающие боковые нефы. Своды боковых нефов, расположенные в двух ярусах, также участвуют в погашении распора купола. Двухъярусные боковые нефы отделены от главного нефа аркадами на колоннах.

Вся эта система была усилена после падения первоначального купола, случившегося в 6в. в результате землетрясения.

В восточном и западном направлениях распор погашается большими полукуполами и малыми полукуполами ниш-экседр. Полукупола выполняют свою конструктивную роль, не загромождая интерьера главной части и не нарушая его целостности (Рис.20, 21, 22).

Очень существенен новый метод перехода в Софии от квадрата плана к окружности купола – применение парусов. Благодаря парусам удалось достигнуть плавности перехода от прямоугольной нижней части центрального нефа к окружности купола, которая так соответствует ритму экседр.

Паруса появились несколько раньше. Однако в таком грандиозном масштабе они впервые были применены именно в Софийском соборе. Здесь они удивительно гармонично были связаны с общей композицией здания.

В Софии центральное пространство легко, воздушно и динамично. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя; он постепенно развивается из полукуполов (Рис.23).

Купол состоит из 40 радиальных кирпичных ребер, опирающихся на опорное кольцо, покоящееся на парусах (купол на парусах). Заполнение между рёбрами выполнялось из пемзовых кирпичей на толстом слое цемяночного раствора. Тонкие стенки между рёбрами прорезались окнами. Купол Софии выглядит парящим в воздухе, нерукотворным, как будто он подвешен на цепи к небу.

Средний неф Софии имеет гигантские размеры (1970 ) и отчётливо очерченную пространственную форму. Однако сам он не распадается на части. Полукупола только подразделяют его, сохраняя целостность его пространства и как бы только его растягивая. Главный неф имеет большую высоту, чем боковые нефы и с востока завершается апсидой.

Мощные столбы-пилоны, на которые опирается купол, противоречат основной тенденции к воздушности и пространственности архитектурных форм, которая составляет характернейшую черту архитектуры Софии. Архитекторы должны были их замаскировать. Они сделали это очень тонко. К мощным столбам были приставлены небольшие колонны с опирающимися на них арками небольшой толщины (аркады на колоннах). Поэтому поверхность больших столбов не видна при движении по нефу: она отодвинута вглубь и затемнена.

Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство, уходящее вправо и влево между поперечными членениями в неопределённую даль. Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка и золото мозаик, покрывающих своды.

Софийский собор был пронизан светом, который делал его лёгким и воздушным. Со световым решением сочетались эффекты цвета. Господствовали бледно-розовые и бледно-зелёные оттенки мрамора.

Архитектура Софии эффектна при восприятии её в процессе движения внутри здания. Еёархитектурная форма построена как функция движения человека. Этот аспект архитектуры впервые в развитии мирового зодчества получил преобладающее значение в Константинопольской Софии.

Собор Софии в Константинополе занимает в ранневизантийской архитектуре исключительное место. Это наиболее характерное произведение всего византийского зодчества, необыкновенно полно отразившее византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства. Она оказала большое влияние на развитие архитектуры Византии последующего времени и на зодчество других стран.

 

Недалеко от Софии, к северу от неё, стоит другой памятник ранневизантийской архитектуры Константинополя – церковь Ирины, построенная одновременно с Софией (Рис.24). Она сгорела в 564г., после чего её перестроили, а в 740г. она была довольно сильно повреждена во время землетрясения и ещё раз перестроена (Рис.25).

В своём первоначальном виде церковь Ирины была купольной базиликой, близкой к прототипам Константинопольской Софии. Она даёт наглядное представление о той разнице, которая существует между купольными базиликами, предшествующими Софии, и замечательным созданием Анфимия и Исидора.

Церковь Ирины в первоначальном виде далеко не была такой пространственной и воздушной, как София. Её наружный объём тяжеловат, преобладают массивные стены, проёмы относительно невелики.

В результате более поздних перестроек в церкви святой Ирины появилась крестово-купольная система.

Собор Софии и церковь Ирины образовывали вместе архитектурный ансамбль.

 

В 5 - 7 вв. получил своё завершение архитектурный тип утилитарных построек различного назначения (мастерская, склад, резервуар для воды), просуществовавший до падения Византии. Обычно подобные сооружения условно называют цистернами. Их сохранилось очень много, особенно в Константинополе, но также в других городах и монастырях.

Все они однородны и отличаются друг от друга главным образом по занимаемой площади, по размерам плана, всегда простого прямоугольника, и по высоте, доходящей до 3-х ярусов колонн, последовательно соединяемых друг с другом арками (Рис.26).

Некоторые из них имеют выходящие наружу окна и ведущие вниз внутренние лестницы.

Конструктивная задача, стоявшая перед зодчими подобных зданий, состояла в том, чтобы перекрыть обширные помещения сводами с небольшими пролётами при помощи системы свободно стоящих опор.

В этом отношении цистерны подготовили возникновение средневизантийского крестово-купольного здания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)