АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. I. Контроль, корекція та закріплення знань.
  2. I. Контроль, корекція та закріплення знань.
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  4. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  5. II. Контроль исходного уровня знаний студентов
  6. II. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  7. II. Принципы средневековой философии.
  8. II. Требования к оформлению контрольной работы
  9. II.12. Панорама философии ХХ века
  10. III. Выполните контрольную работу в соответствии с указаниями.
  11. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  12. III. Материалистическое направление в русской философии

1. Вопросы для индивидуальных (творческих) заданий:

1. «Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное
сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого соз-
нания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают
на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически
религия и философия все время находились в тесном взаимодействии.
Понять историю философии просто невозможно без знания истории
религии». [Цытуецца па кн.: Францыск Скарына i яго час. Мн., 1988. С. 137].

- В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие рели-
гии и философии?

2. «Человек несчастен только потому, что отрекся от природы...
Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в
стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опы-
том, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами... Одним
словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение
погоне за явлениями.

Пора начать черпать в природе необходимые средства против
бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, ра-
зум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так дол-
го был человеческий род».[ Швырев B.C. «Образ философии» и философская культура.//Философское сознание: драматизм обновления. М, 1991. С. 213-214.]

-Справедлива ли критика абстрактной философии и свя-
занных с ней фантазий и предрассудков? Какие из них автор
имел ввиду?

3. «...для других наук определяется предмет исследования; пред-
мет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он
включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он
не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как
"искомый, бесконечно искаемый».[Ортега-и-Гaccent Хосе. Дегуманизация искусства. М, 1991. С. 35.]

- О каких особенностях предмета философии идет разговор
в тексте?

4. Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философ-
ских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают
несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени
оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым
демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений.
Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философ-
ские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о
равнозначности всех философских высказываний, стремились создать на-
стоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовмес-
тимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским
скандалом. Так, например, И. Кант отмечал: «...Критическая философия
объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существо-
вала никакая философия».[ Кант И. Сочинения. Т. 4, Ч. 2. М., 1966. С. 114.]

5. «Основной признак, который отличает философское познание
от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие челове-
ка и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает
бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине
для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».[ Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. //Мир
философии. М., 1991. С. 113.]

- Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой

ответ.

6. Существует мысль, что в философии, в отличие от науки, ис-
ходная точка - субъект; в науке же - объект при максимальном элими-
нировании субъекта.

- Дайте оценку такому рассуждению.

7. «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но
можно ждать от него философского образования, достаточного для того
чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с
ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст-
вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить
наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с
этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра-
ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского
охвата».[ Гете И.В. Избр. философ, произв. М., 1964. С. 369.]

- О какой функции философии идет речь?

8.. «..Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает
(и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизнен-
ный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные
устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избе-
гать грубых ошибок в суждениях и действиях».[См. Философия. Киев, 1994. С. 37.]

О какой функции философии идет речь в отрывке?

Что вы понимаете под мудростью?

Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом.

 

9. «Понятно, что бытие не есть реальный предикат, иными сло-
вами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло быть добавлено к
понятию речи. Оно есть только допущение речи или некоторых опре-
делений само по себе. В применении к логике оно есть только связка в
суждении...». [Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.. 1990. Т. 1. С. 700.]

Проанализируйте это высказывание. Назовите некоторые
из «реальных предикатов» речи, к которым не относится бытие. В
чем заключается «реальность бытия», разве оно только «логи-
ческая связка в суждении»?

Находите ли вы в приведенном тексте определение бытия как
такового? Если находите, то как вы его понимаете?

10. Найти кто из философов представлял
бытие как:

а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»).

б) Идею (или «свет идей»).

в) Допущение.

г) Абсолютное понятие.

д) Волю к власти.

е) Энергию.

ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста-
новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным
знанием и предметно-практической деятельностью человека.

- Какие еще представления про бытие известны вам из ис-
тории философии?

11. «Мир образуется из «я» и «не – я», из внутреннего и внешнего
мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом лю-
бой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-
разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение,
которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руко-
водствуясь которым, можно расположить по порядку, нанизывая, как
жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, миро-
воззрения, укоренившиеся в искусстве или науке».

Выделите «узловые» точки взглядов на мир в позиции
М. Борна.

Можно ли определить понятие «мир» без понятия
«субъект»?

12. «Как механическое миросозерцание Декарта, так и боевая за-
воевательная философия Бэкона, в одинаковой степени, хоть и с разных
сторон, окончательно порывают с природой как существенным...

Когда природа не существует как существенное, когда она пас-
сивная, инертная в себе, когда она истинно жизненная - тогда что собой
представляет весь материальный мир? Что такое та материя, которая
лежит в основе всех материальных процессов мира?»[ Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 36-37.]

- Постарайтесь ответить на вопросы, поставленные в этом
тексте В. Эрном. Воспринималась ли природа как существенное в
античной и средневековой философии? Является разрыв с приро-
дой как существенное всеобщее, характерным для всего челове-
чества, для всей философии «нового» и «новейшего» времени,
или в этой тенденции происходит поворот? Назовите философов
прошлого и нашего столетия, которые пытались ликвидировать
этот разрыв.

13. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения
огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не
отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и
всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего чело-
веческого познания, на данные истории и достижения современного на-
учно-технического прогресса.

- Согласны ли вы с такой оценкой диалектики? Если да, то
покажите это на конкретном материале естественных и гумани-
тарных наук.

 

Задание выполняется в письменном виде, дается развернутый и обоснованный ответ

Критерии оценки:

Задание выполнено на 80-100% - 10 баллов

Задание выполнено на 60-80% - 7 баллов

Задание выполнено на 40-60% - 3 балла

Задание выполнено на 10-40% - 1 балл

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)