АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Иммануила Канта. История философии: Классическая немецкая философия

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

История философии: Классическая немецкая философия.

Во второй половине XVIII века начинается формирование классической немецкой философии. Она возникла как идеалистическая попытка преодоления недостатков философского материализма XVII-XVIII в., созерцательной сенсуалистической теории познания Д.Локка, субъективно-сенсуалистического идеализма Дж.Беркли и скептицизма Д.Юма. Основными представителями идеалистической диалектики классической немецкой философии являются И.Кант, Г.Фихте, И.Шеллинг, Г.Гегель и Людвиг Фейербах, как родоначальник возрождения материалистической философии в рамках классической немецкой философии.

Огромная роль этого философского течения в развитии мировой философской мысли заключается в преодолении недостатков предшествовавшей философии и создании принципиально новой философии. Ее основами были принципы активности субъекта познания, системности, историзма, развития, диалектическое отрицания, противоречия и другие. Сущность идеалистической классической немецкой философии заключалась в ее диалектике. Последний великий представитель классической немецкой философии Л.Фейербах не смог соединить материализм с диалектикой, но поставил перед философской мысли новые проблемы, которые можно было решить соединив диалектику с материалистической философией.

 

Философия Иммануила Канта

(1724-1804)

Основоположником классической немецкой философии по праву считается Иммануил Кант. С него начинается переход от созерцательного сенсуализма к активному рационализму, попытка преодоления недостатков декартовского рационализма с его принципом врожденных идей, антирационализм сенсуализма Джона Локка, субъективного идеализма Джорджа Беркли и скептицизма Давида Юма.

Творчество И.Канта состоит из два периода: докритический и критический. В докритический период Кант занимался естественнонаучными проблемами и добился в этом направлении выдающихся успехов. Он считается основоположником учения о естественном образовании Вселенной, в том числе и Солнечной системы. Однако результаты естественнонаучных исследований Канта и логика теоретического способа мышления его эпохи уже не укладывались в рамки принципов и логики господствовавшей в то время сенсуалистической теории познания Д.Локка. Неразрывная связь ощущений, восприятий с субъективностью, порождала проблему объективности всеобщих понятий (категорий) теоретического уровня знания, особенно философского. Дальнейшее нормальное развитие естествознания и самой философии требовало создание новой теории познания, новой философии, позволяющей решить эту проблему. И.Кант осознал что, разработка этой задачи важнее, чем его исследования в области естествознания.

Знакомство юмовской постановкой проблемы достижения объективного («внутренне истинного») знания о причинности – центрального понятия научного познания Нового времени – прервало, по словам самого Канта, его «догматическую дремоту» и дало его философским изысканиям «совершенно иное направление». Период творчества Канта, когда он ищет ответы на вопросы об объективности знания и границах познавательных способностей разума получил название критический. Этот период начинается с 1770 г., с появления кантовской диссертации «О формах и принципах чувственного и умопостигаемого мира», и длится до конце деятельности И.Канта. Кант в своем главном произведении критического периода «Критика чистого разума» пытается преодолеть антирационализм Локка и Юма, заключающийся в принижении роли человеческого разума в познавательном процессе, и возродить активность познающего разума на основе априорных понятий, оставаясь при этом одной ногой на позициях сенсуализма. Он пишет: «Если бы созерцания должны были согласоваться со свойствами предметов, то мне не понятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания»[1].

Согласно сенсуалистической теории познания, человек знает лишь то, что доступно его чувственному восприятию. Разум человека не способен выйти за рамки чувственных данных. Антирационализм сенсуалистов Иммануил Кант пытается преодолеть нахождением и обоснованием основ гносеологической активности разума в процессе познания. Он свой поиск ответов на вопросы, в которых и заключается сущность активности познающего разума, называет критикой чистого разума. Кантовский чистый разум, в отличие от локковского ума как чистая доска, не является пустым или чистым листом. Он чист от эмпирического содержания, но имеет априорные знания, то есть, такие знания, которые появились в разуме до и независимо от всякого опыта.

Основной задачей критики чистого разума заключается в поиске ответов на следующие вопросы: «В чем заключается активность разума субъекта познания?», «Чем определяется объективность знания?», «Что является основанием чистого и эмпирического познания разума?», «Каковы границы познавательных возможностей разума?».

Кант впервые в истории философии Нового времени переходит от вопроса об объективности предметов познания, к об объективности знания [2]. Он утверждает, что априорные понятия и суждения определяют необходимость и всеобщность, то есть объективность содержаний знания. Согласно Канту, «опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности… необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания и неразрывны друг с другом»[3].

Что из себя представляют априорные понятия? Априорными, по Канту, называются такие понятия и суждения, которые по своему происхождению безусловно независимы от всякого опыта и, следовательно, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Они не являются врожденными, как было у Декарта, тогда они были бы субъективными. Априорные понятия возникают чистыми из рассудка и из разума как абсолютного единства [4]. Понятия и суждения, сформированные опытом Кант называет апостериорными.

Теория познания Канта является дуалистической, так как одним из источников наших знаний является сам разум, то есть его априорные понятия и суждения. Они определяют форму, единство, логическую структуру или схему получаемых знаний. Другим источником является чувственный опыт, ощущение, происходящее в результате воздействия предметов природы на нас и дающее знание о материальном мире, которое было бы бесформенным, неупорядоченным без априорных понятий. Только в их единстве возможно познание природы.

Кант выделяет три уровня познания и источники знаний: чувственный опыт, рассудок и разум. «Всякое наше знание, - как он пишет, - начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивает в разуме, выше которого нет ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления»[5].

Каждый уровень познания опирается на свои априорные понятия, которые определяют возможность познания.

Первый уровень познания - чувственный опыт опирается на априорные понятия пространства и времени. Согласно Канту, вне нашего сознания нет ни пространства, ни времени; они суть априорные знания и субъективные условия чувственности, обеспечивающие восприятия предметов субъектом в определенной форме и в последовательном изменении и движении.

Второй уровень познания формируется деятельностью рассудка, из которого возникают

категории количества: единство, множественность, целокупность;

категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

категории отношения: присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение(взаимодействие между действующими и подвергающимся действию);

категории модальности: возможность-невозможность, существование–несуществование, необходимость-случайность. На этих априорных категорий рассудок осуществляет синтез и единство многообразного содержания созерцания, формирует суждения и доставляет нам осмысленное знание, то есть познает предметы «какие могут являться нашим чувствам». То, что источником содержания знаний рассудка, кроме априорных категорий, являются предметы, данные нам в чувственном опыте, определяет обусловленность знаний рассудка, связанность их с природой.

При помощи априорных категорий рассудок предписывает природе законы. «В самом деле, если категории не были пригодны для этого, - пишет Кант, - то не было бы ясно, каким образом все, что только может являться нашим чувствам, должно подчиняться законам, которые a priori возникают только из рассудка»[6]. Априорные категории рассудка, придавая данным чувственного опыта, восприятия, формируют в сознании познающего субъекта «явление», то есть, то, что ему понятно, следовательно, существует как продукт сознания. Оно идеально и не может быть вне человеческого сознания, хотя одним из оснований его формирования являются предметы опыта, существующие независимо и вне сознания.

Согласно Канту, человек познает лишь то, что дает чувственный опыт, за который рассудок не может выйти. То, что остается за чувственным опытом, за границей познавательных возможностей рассудка, Кант называет «вещью в себе». Она не подчиняется законам природы, не имеет причинной обусловленности. Кроме этой «вещи в себе» как материального нечто, имеется еще ряд сущностей, которые тоже не имеют причинности, находятся вне природных закономерностей, следовательно, не познаваемы рассудком. Таковыми сущностями являются Бог, душа, бессмертие души, прекрасное, добро, нравственность, свобода, бесконечность.

Разум, как третий и высший уровень познания, своими априорными идеями и принципами подводит под высшее единство материалы рассудка и придает многообразным знаниям рассудка высшее единство – единство разума. Разум является также источником своих априорных идей и принципов, которые делятся на три класса: «первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй – абсолютное единство ряда условий явлений, а третий – абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще» [7].

Стремясь достичь высшее объективное единство, синтез многообразия знаний рассудка как явлений, разум выходит за пределы возможного опыта; на основе своих понятий и принципов развивает ряд априорных суждений о мире, которые оказываются обоснованными, истинными, но в то же время противоречащими выведенным из рассудка истинным знаниям. Здесь разум как бы раздваивается, вступает в противоречие с самим собой. Такое состояние разума Кант называет антиномией чистого разума и считает ее появление совершенно необходимым. Одна сторона антиномии состоит из знаний, выведенных из чувственного опыта, поэтому заключают в себе причинность, обусловленность. Другая ее сторона формируется из априорных знаний разума о безусловных сущностях, бытие которых основывается не на эмпирическом ряде условий и причин, а на чистых априорных понятиях.

Кант в «Критике чистого разума» выделяет и детально анализирует четыре пары антиномий. Можно логически доказать, что 1) мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве бесконечен; 2) в мире все состоит из простого, неделимого и в мире нет ничего простого, и все сложно; 3) в мире существует не только законы природы, но и свободная причинность и, напротив, нет никакой свободы, в совершается в мире только по законам природы; 4) в ряду мировых причин есть некая безусловно необходимая сущность, как высшая причина и, напротив, нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причина, то в мире имеет место случайность.

По Канту, антиномии в разуме возникают не только в его познавательной деятельности. Они возникают и в практическом (нравственном) разуме, и в способности суждения разума об эстетических вкусах. Следовательно, во всех сферах деятельности разума, когда он выходит за пределы знаний рассудка и начинает проявлять теоретическую и творческую активность в нем с необходимостью возникают антиномии.

Кант рассматривал возникновение антиномий как признак исчерпанности познавательных возможностей разума. Гегель же писал, что, антиномии, появление которых в разуме Кант считает последней границей возможностей разума, в действительности является началом качественно нового – спекулятивного (теоретического) уровня познания. Заслуга Канта в его учении об антиномиях заключается в том, что он обнаружил объективность противоречий в мышлении, тем самым заложил основу диалектической философии.

Видное место в философии Канта принадлежит этике, основные принципы которой изложены им в «Критике практического разума». Для этики Канта характерно учение об «автономии»морали, ее независимость от жизненного опыта и религии. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе»[8].

Вся философия морали, согласно Канту, целиком покоится на априорных понятиях разума, дает человеку как разумному существу априорные законы нравственности и исследует идеи и принципы возможной чистой воли. Центральным понятием высшего принципа моральности выступает «добрая воля». Но кантовская доброта воли определяется не тем, что ею реально исполняется; она добра «не в силу своей пригодности к достижению какой-нибудь поставленной цели, а только благодаря волению, т.е. сама по себе»[9]. В таком понимании «добрая воля» превращается в самоцель, оторванной от ее практического осуществления, в совершенно формальное понятие. Таким образом, безусловная добрая воля, неопределенная по отношению ко всем объектам, «будет содержать в себе только форму воления вообще»[10].

Способ повеления Кант называет императивом и делит его на гипотетический и категорический. Гипотетическим считается такой императив, если предписываемый им поступок хорош только в качестве средства для чего-нибудь другого. Но если предписываемый поступок представляется как хороший сам по себе и сама воля согласуется с разумом, то такой императив будет категорическим. Категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [11]; только так может быть категорический императив.

В условиях абсолютистского режима Пруссии в конце XVIII в. тезис Канта о личности как самоцели звучал как призыв к ее освобождении, как его вклад в развитие свободомыслия.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)