АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Ионин Л. Г. Социология культуры

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. Рекомендации.
  4. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
  6. III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
  7. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  8. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  9. IV ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
  10. IX. Рекомендации
  11. IX. Рекомендации
  12. VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2000; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Ионин Л. Г. Социология культуры. С. 15.

(обратно)

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.

(обратно)

Там же. С. 36.

(обратно)

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 55.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.

(обратно)

Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. II. СПб., 2000. С. 394.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 166.

(обратно)

Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Культуральная антропология: Учебное пособие. СПб., 1996. С. 5.

(обратно)

См.: Фрейд З. Недовольство культурой. М., 1990.

(обратно)

Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 481.

(обратно)

Аванесова Г. Л. Трактовка духовной культуры в отечественной аналитике // Философия культуры. Тез. докл. и выступл. Первого Российского философского конгресса. Т. VI. СПб., 1997. С. 6.

(обратно)

См.: Бердяев Н. А. О культуре // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994. С. 523–530;Ильин И. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 291; и др.

(обратно)

Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 124. См. также: с. 9, 119, 120.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 45.

(обратно)

См: Культурология. Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2005; Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

(обратно)

Кондаков И. В. Введение // Современные трансформации российской культуры. М., 2005. С. 13.

(обратно)

Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М.; СПб.; Нью–Йорк, 2006.

(обратно)

Грани глобализации. М., 2003. С. 12.

(обратно)

Кондаков И. В. Глобалитет России (к постановке проблемы) // Современные трансформации российской культуры. М., 2005. С. 83.

(обратно)

Кондаков И. В. Глобалитет России (к постановке проблемы). С. 86.

(обратно)

Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 20–х годов. Киев, 1994. С. 52.

(обратно)

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 186.

(обратно)

La culture et l avenir. Paris, 1985, p. 21.

(обратно)

История человечества. Т. 7. XX век. М., 2005.

(обратно)

Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. Онтология в системно–синергическом осмыслении. СПб., 2006. С. 381.

(обратно)

Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001.

(обратно)

Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов // Грани глобализации. М., 2003. С. 329.

(обратно)

Бек У. Общество риска. М., 2000. С. 12.

(обратно)

Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов. С. 336.

(обратно)

ЛевадаЮ. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М., 2000. С. 168.

(обратно)

Лихачев Д. С. Декларация прав культуры. СПб., 2005. С. 3.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2–е изд. М.;СПб., 2005. С. 14.

(обратно)

Конев В.А. Онтология культуры. Самара: Самарский университет, 1998. С. 6.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. С. 16.

(обратно)

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 53.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 12.

(обратно)

Там же. С. 21.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006. С. 5.

(обратно)

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. С. 54.

(обратно)

Особый интерес к их изучению в отечественной научной литературе связан в основном с теоретико–методологическими исследованиями 1950–1980 гг., когда были опубликованы классические работы В. Ф. Асмуса, Л. Г. Спиркина, П. В. Копнина, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, В. М. Штоффа и др. См., например: Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М., 1973; Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1974; В. А. Лекторский. Субъект, объект, познание. М., 1980; Штоф В. М. Моделирование и философия. М., 1966; и др.

(обратно)

См.: Дмитриев Т. А. Уиллард Куайн // Философы XX века. Кн. 2. М., 2004. С. 166.

(обратно)

Межуев В. М. Понятие культуры. М., 2004.

(обратно)

См.: Лотман Ю. М. Избранные статьи. Культура и программы поведения. Таллинн, 1992.

(обратно)

Levy–Strauss A. La pensee sauvage. P., 1962, p. 173;см. также: Леви–Стросс А. Структурная антропология. М., 1973; и др.

(обратно)

См. подробнее: Автаномова Т. А. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; и др.

(обратно)

См. подробнее: Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982.

(обратно)

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992;см. там же: Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении.

(обратно)

См. подробнее: Типология и классификация в современных исследованиях. М., 1982;Розова С. С. Классификационная проблема в современных науках. Новосибирск, 1986.

(обратно)

См. подробнее: Садовский З. Н. Основания общей теории систем. М., 1974; Философско–методологические основания системных исследований. М., 1983;Коськов М. Системный подход в культурологии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб., 2001; и др.

(обратно)

См., например: Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991;БиблерВ. С. Замыслы. М., 2002; ФлиерА.Я. Культурогенез. М., 1995; и др.

(обратно)

Иванов С. А. Методы изучения культуры. Великий Новгород, 2002.

(обратно)

См.: ФилипповС. М. Искусствокакпредметфеноменологиииигерменевтики. Автореф. дис. … докт. филос. наук. М., 2003.

(обратно)

Соколов Э. В. Введение в психоанализ. СПб., 1999. С. 5–6.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Там же. С. 8.

(обратно)

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 1989. С. 253–262.

(обратно)

Там же. С. 255.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. М., 2004. С. 99.

(обратно)

Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2002. С. 226.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 387.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 390.

(обратно)

Барт Р. Империя знаков. С. 514.

(обратно)

Там же. С. 508.

(обратно)

Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 136.

(обратно)

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 194.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 9–10.

(обратно)

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 103.

(обратно)

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно–гражданском плане // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 20.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 364.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. С. 229.

(обратно)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 42. С. 115.

(обратно)

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 146.

(обратно)

ИльинИ. Основы христианской культуры // Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 291.

(обратно)

Зиммель Г. Избранные труды. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 104.

(обратно)

Кассирер Э. Критический идеализм как философия культуры // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 140–141.

(обратно)

Соколов Е. Г. Лекции по культурологии. Ч. 1. СПб., 1997. С. 47.

(обратно)

Межуев В. М. Философская идея культуры // Теоретическая культурология. М.; Екатеринбург, 2005. С. 118.

(обратно)

См.: Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997;Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

(обратно)

См.: Райбекас А. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1977.

(обратно)

См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 441.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. Культура социальных отношений. СПб., 2000. С. 15.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 120.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 33.

(обратно)

Уайт Л. Три типа интерпретации культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 575.

(обратно)

Радклифф–Браун А. Историческая и функциональная интерпретации // Антология исследований культуры. Т. 1. С. 635.

(обратно)

См.: Соколов Э. В. Культурология. М., 1996.

(обратно)

См.: Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978.

(обратно)

См.: Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 25.

(обратно)

Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 177.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. СПб., 2006. С. 758.

(обратно)

См.: Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987. С. 27.

(обратно)

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 21.

(обратно)

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. С. 290.

(обратно)

Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. С. 114.

(обратно)

Франк С. Культура и религия // Философские науки. 1991. № 7. С. 81.

(обратно)

Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 35.

(обратно)

Экуменическое движение (от греч. огкицеул – населенная человеком часть Земли) – движение за объединение христианских церквей всего мира.

(обратно)

Православие и новая духовность. Рига, 1992. С. 9.

(обратно)

Там же. С. 12–13.

(обратно)

Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсен Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. С. 26–27.

(обратно)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983. С. 157.

(обратно)

Шубарт В. Европа и душа Востока //АУМ. Синтез мистических учений Востока и Запада. 1990. № 4. С. 66.

(обратно)

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. С. 133.

(обратно)

Мелиоранский Б. М. Разделение Церквей // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М., 1995. Т. 2.С. 426–432.

(обратно)

Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси / Сост. М. В. Назаров. М., 2000. С. 53–61.

(обратно)

Попова О. С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. (Равенна и Киев) // Византийский временник. 1998. Т. 55 (80). Ч. II. С. 219.

(обратно)

Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. С. 51.

(обратно)

Синергия определяется как соединение человеческой энергии нетварной божественной энергией, как сотрудничество, соработничество человека и Бога.

(обратно)

Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2006. С. 19–20.

(обратно)

Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. С. 8.

(обратно)

Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987. С. 139.

(обратно)

Там же. С. 113.

(обратно)

Там же. С. 27.

(обратно)

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1987. С. 217.

(обратно)

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 212.

(обратно)

См.: Ф. Ларошфуко Де, Паскаль Б., Лабрюйер Ж. – П. Суждения и афоризмы. М., 1990. С. 213.

(обратно)

Фромм Э. Психоанализ и религия. С. 220.

(обратно)

Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974. С. 168.

(обратно)

Булгаков М. Мастер и Маргарита // Булгаков М. Романы. М., 1987. С. 495.

(обратно)

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 312.

(обратно)

Там же. С. 315.

(обратно)

Там же. С. 312.

(обратно)

См.: Мир человека. Хрестоматия. М., 1995. С. 209.

(обратно)

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 445.

(обратно)

См.: Ортега–и–Гассет Х. Этюды о любви // Звезда. 1991. № 12.

(обратно)

См.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М., 1992.

(обратно)

См.: Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. Т. 1. М., 1990.

(обратно)

Соловьев В. С. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 505.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб., 2004. С. 54.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 122.

(обратно)

Там же. С. 132.

(обратно)

Там же. С. 118.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. С. 20.

(обратно)

Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Философия любви. М., 1990. Т. 2. C. 415.

(обратно)

Кон И. С. Сексуальность и культура. С. 41.

(обратно)

Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 2. С. 511.

(обратно)

Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 383.

(обратно)

Там же. С. 384.

(обратно)

Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984. С. 216.

(обратно)

Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1955–1957. Т. 6. С. 283.

(обратно)

Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 61.

(обратно)

Суздалев П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. С. 216–217.

(обратно)

Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 21. С. 414.

(обратно)

Там же. С. 480.

(обратно)

Там же. С. 385.

(обратно)

См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1985;Культурология. Краткий словарь / Под ред. И. Кефели. СПб., 1995.

(обратно)

Сноу Ч. – П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч. – П. Портреты и размышления. М., 1985.

(обратно)

Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995. С. 413.

(обратно)

Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 64.

(обратно)

Там же. С. 312.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 312.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С. 333.

(обратно)

Соловьев В. С. Оправдание добра // Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 79.

(обратно)

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 275.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Что такое философия. С. 163.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. С. 71.

(обратно)

Соловьев В. С. Смысл любви // Собр. соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 505.

(обратно)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. С. 326.

(обратно)

Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 485.

(обратно)

Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 120.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 406.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 13.

(обратно)

Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 121.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 220.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 201.

(обратно)

Там же. С. 119.

(обратно)

Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1991. С. 58.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 221.

(обратно)

Фромм Э. Бегство от свободы. С. 224.

(обратно)

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 255, 368.

(обратно)

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 373.

(обратно)

Там же. С. 371–372.

(обратно)

Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. СПб., 1999. С. 7.

(обратно)

Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. С. 11.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства// Собр. соч.:В2 т. М., 1993. Т. 1. С. 54.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 155.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 301.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. Великий Новгород, 2002. С. 49.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. С. 15.

(обратно)

Подробнее см.: Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 106–108.

(обратно)

Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 1047.

(обратно)

Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 357.

(обратно)

Кармин А. С. Культурология. Культура социальных отношений. СПб., 2000. С. 54.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000. С. 48.

(обратно)

Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. С. 49.

(обратно)

Ильин И. О правосознании // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 227.

(обратно)

Там же. С. 229.

(обратно)

См.: Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала ХХ века. Великий Новгород, 2002.

(обратно)

Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала ХХ века. С. 23.

(обратно)

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). Это результат и целенаправленного формирования личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

(обратно)

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе «Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology» в 1948 г.

(обратно)

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. В научный оборот термин ввел в XVIII в. шведский ученый Карл Линней, также еще используются термины «эффект Маугли» или «дети джунглей». Первые документальные свидетельства связаны с именем доктора Дж. Сингх, попечителя сиротского приюта в Миднапоре в Индии (1920 г.), который написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками–волками – восьмилетней Камалой и полуторогодовалой Амалой, воспитанными волками и находившимися на его попечении. Записи делались на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну.

(обратно)

Подробнее см.: Теория институтов А. Гелена // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2.

(обратно)

Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 298–304.

(обратно)

Подробнее см.: Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis., 1980. P. 70–84.

(обратно)

Подробнее см.: Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Собр. соч.: В 4 т. М., 1989. С. 49–401.

(обратно)

Поппер К. Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 4. C. 49.

(обратно)

Подробнее см.: Дюркгейм Э. 1) Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995;2) Элементарные формы религиозной жизни // Классики мирового религиоведения. Антология / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 1998. С. 230.

(обратно)

Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. Т. 1.

(обратно)

См.: Маркс К. Капитал: Критика политической экономии: В 3–х т. М., 1988.

(обратно)

Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

(обратно)

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2003.

(обратно)

Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 2005. Т. 7. С. 382.

(обратно)

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М., 2003.

(обратно)

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 148.

(обратно)

См.: Хакен Г. Синергетика. М., 2005.

(обратно)

Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

(обратно)

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996;Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201–219.

(обратно)

Подробнее см.: Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.

(обратно)

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

(обратно)

См.: Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2–е изд. М.;СПб., 2005. С. 33.

(обратно)

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. 77.

(обратно)

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Гл. 6.

(обратно)

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 48.

(обратно)

Леви–Стросс К. Печальные тропики. М., 2000.

(обратно)

Ясперс К. Смысл и значение истории. М., 1993. С. 121.

(обратно)

Конфуцианство в строгом смысле не является религией, однако по способу своего функционирования в обществе эта традиционная идеология схожа с религией.

(обратно)

Эрнесто Че Гевара известен в современной России прежде всего как борец за независимость, но в культуру Латинской Америки он вошел как автор трудов по социальной философии и политологии «Латиноамериканская мечта для Африки», «Глобальная юстиция» и др. См.: Че Гевара Э. Статьи, выступления, письма. М., 2006.

(обратно)

См.: Бромлей Ю. Б. Очерки теории этноса. М., 1983.

(обратно)

См., например: Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М., 1994. С. 5–14.

(обратно)

См.: Крюков М. В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 5–18.

(обратно)

Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 283.

(обратно)

Гумилев Л. Н., разъясняя свое представление об этнических стереотипах поведения, приводит в качестве примера типичные реакции на появление нетрезвого хулигана в общественном транспорте: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец потребует вызвать сотрудника правоохранительных органов, татарин постарается изолироваться, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить». См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 87.

(обратно)

В российской этнологии данной концептуальной позиции придерживается В. А. Тишков. См.: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

(обратно)

Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 244.

(обратно)

Об этнической организации экономических сетей см.: ШрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1998.

(обратно)

См.: Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.: Brooks / Cole Publishing Company, 1996.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 22–25.

(обратно)

См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 342.

(обратно)

Там же. С. 360.

(обратно)

См.: Herskovits M.J. Les bases de l'antropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 30.

(обратно)

См.: Derry J. W.Immigration: acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46(1). P. 7.

(обратно)

См., например: Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно–родового строя // Этнография детства / Под ред. Н. А. Бутинова, И. С. Кона. М., 1992. С. 5–16.

(обратно)

См.: Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991. С. 36.

(обратно)

См.: Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 251.

(обратно)

См.: Кон И. С. Ребенок и общество: Историко–этнографическая перспектива. М., 1988. С. 206.

(обратно)

См.: Мондимор Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург, 2002. С. 215–227.

(обратно)

Российская гомосексуальная культура повседневности раскрывается в кн.: Ротиков К. К. Другой Петербург. СПб., 2001.

(обратно)

См.: Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. СПб., 2002.

(обратно)

См., например, раздел «Другая любовь в системе ценностей и антиценностей» в кн.: Клейн Л. С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность. СПб., 2000. С. 19–136.

(обратно)

Булгаков С. Н. Соч. в 2–х т. М., 1993. Т. 1. С. 155.

(обратно)

См.: Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. С. 480.

(обратно)

Культурология. ХХ век. Словарь. С. 328.

(обратно)

Там же. С. 381.

(обратно)

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 84.

(обратно)

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14.

(обратно)

Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 110.

(обратно)

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 353.

(обратно)

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 20.

(обратно)

Malinovski B. Culture // Enciklopedia of social sciences. 1931. Vol. 4.

(обратно)

См.: Попов В. В. Социология культуры. М., 1993. Разд. «Институциональная культура»;Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2007.

(обратно)

«Институт культурный» // Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 156;Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. М., 2003.

(обратно)

Там же. С. 50.

(обратно)

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. С. 40.

(обратно)

Россия в период реформ Петра I. М., 1973. С. 11.

(обратно)

Schramm W. Men, Messages and Media. A Look at Human Communication. N. Y., 1973. P. 55.

(обратно)

Аристотель. Политика. М., 1911. С. 100.

(обратно)

Винер Н. Я – математик. М., 1964. С. 313.

(обратно)

Doob L. Communication in Africa. New Haven, 1961. P. 100.

(обратно)

Кацпржак Е. И. История письменности и книги. М., 1955. С. 43.

(обратно)

См.: Исследования по русскому языку. СПб., 1889–1895. Т. 1. С. 297.

(обратно)

Куконков П. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. 1995. Вып. 9.

(обратно)

Delhes K. Soziale Kommunikation. Opladen, 1994.

(обратно)

Лукьянчикова М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной коммуникации // Россия и Запад: диалог культур. М., 2000. Вып. 8. Т. 1. С. 289.

(обратно)

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997–1999. Ч. 1–5; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000–2001. Т. 1–2; Виолле–ле–Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997 (издание представляет собой фрагмент многотомного «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», созданного известным архитектором и историком культуры Э. Э. Виолле–ле–Дюком и изданного во Франции в 1858–1875 гг.);Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1914;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994;Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

(обратно)

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 194.

(обратно)

Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. Цит. по электронной версии журнала: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/.

(обратно)

См.: Гинзбург К. 1) Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000; 2) Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М., 2003.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности [Электронный ресурс]: [статья в электрон. энцикл. «Кругосвет»]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ artic–les/105/1010512/1010512al.htm. Загл. с экрана. К. Гинзбургу и нарративной методологии его «микроисторических» исследований посвящено несколько статей журнала «Новое литературное обозрение» (2004. № 65).

(обратно)

Гуревич А.Я. 1) Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; 2) Категории средневековой культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 1984;3) Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1989;4) Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; ПоляковскаяМ. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Ястребицкая А. Л. 1) Повседневность и материальная культура Средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 84—102; 2) Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995; Dulmen R. van. 1) Kultur und Alltag in der Friihen Neuzeit. Bd. 1. Das Haus und seine Menschen: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1999;2) Kultur und Alltag in der Fraheren Neuzeit. Bd. 2. Dorf und Stadt: 16. – 18. Jahrhundert. 2. Aufl. Miinchen, 1999;3). Kultur und Alltag in der Friiheren Neuzeit. Bd.3. Religion, Magie,Aufklarung: 16. – 18. Jahrhundert. Miinchen, 1994.

(обратно)

Кнабе Г. С. 1) Древний Рим – история и повседневность. М., 1986;2) Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993; Лотман Ю.М.1) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. М., 1983;2) Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII – начало XIX века. 2–е изд., доп. СПб., 1994;Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни. СПб., 1996.

(обратно)

SchutzA. Collected Papers: The Problem of Social Reality. Hague, 1971; Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life–World. L., 1973; Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995; GarfinkelH. Studies in Ethnomethodology. New Jersey, 1967; Goffman E. The presentation of self in everyday life. N. Y., 1959 (Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000);Ci–courelA. V. Method and measurement in sociology. L.; N. Y., 1964.

(обратно)

Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985;Гусев С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб., 1994;КозырьковВ. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999; Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999; Шкуратов В. А. Историческая психология. 2–е изд., перераб. М., 1997. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

(обратно)

Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.;Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999. Новиков А. И. Мещанство и мещане: против мелкобуржуазной философии жизни. Л., 1983.

(обратно)

Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. С. 326.

(обратно)

См.: Лелеко В. Д. Открытие повседневности: живопись малых голландцев // Повседневность как текст культуры: Материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005 г. Киров, 2005. С. 327–344.

(обратно)

Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995. С. 106.

(обратно)

Кес Д. Стили мебели. 2–е изд. на рус. яз. Будапешт, 1981. С. 179–180.

(обратно)

Пушкарева Н. История повседневности.

(обратно)

Барт Р. Мифологии. М., 1996;КнабеГ.С. 1) Древний Рим…;2) Материалы к лекциям…;Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…;Лотман Ю.М., Погосян Е. А. Великосветские обеды…; Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2–е изд., испр. и доп. М., 2001; Топоров В. Н. 1) К символике окна в мифопоэтической традиции //Балто–славянские исследования. 1983. М., 1984. С. 164186; 2) Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284;Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб., 1998.

(обратно)

Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2–е изд., испр. М., 2005;Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995;Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX – начала ХХ века. Вып. 2. М., 1990. С. 67—135.

(обратно)

Международный коллоквиум «Asthetik im Alltag: Form und Lebensform. Offenbach a. M., 1978»;Восьмой международный конгресс по эстетике «Die Ast–hetik, das tagliche Leben und die Kunste»: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. fur Asthetik. Bonn, 1984.

(обратно)

Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971; Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

(обратно)

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре…; Лотман Ю. М., Погосян Е. А.Великосветские обеды…; Чернова А. «…Все краски мира, кроме желтой»: опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987; LetschH. Der Alltag und Dinge um uns. Berlin, 1983.

(обратно)

См. относительно полную библиографию проблематики повседневности по состоянию на начало 2002 года в работе В. Д. Лелеко «Пространство повседневности в европейской культуре» (СПб., 2002).

(обратно)

Библиографический список конференций в хронологическом порядке: Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 18–20 февр. 1998 г. / Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998;История российского быта: материалы XIV Всерос. заоч. науч. конф. / науч. ред. С. Н. Полторак. СПб., 1999; Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2. СПб., 1999;Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. Санкт–Петербург. 22–23 нояб. 1999. СПб., 1999;Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах: материалы науч. конф. 19–21 февр. 2001 г. /Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 2001;Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения: междунар. науч. конф. Армавир, 2002. Армавир, 2002; Женская повседневность в Россиив XVIII–XX вв.: материалы междунар. науч. конф. (25 сент. 2003 г.). Тамбов, 2003; Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: материалы 3–й Всерос. летней шк. «Провинциальная Россия: подходы и методы изучения истории повседневности. Казань. Июнь–июль 2002 г. Казань, 2002; Наука и повседневность: коммуникация, междисциплинарность, металингвистика: материалы Пятой межрегион. науч. конф., (2–4 дек. 2002 г., Н. Новгород). Н. Новгород, 2003;Nobles oblige: праздничная и повседневная жизнь господствующих слоев Европы XVI–XX столетий: материалы науч. конф., 15–17 мая 2002 г., Орел. Орел, 2003;Пушкинские чтения – 2003. Петербургский текст повседневной культуры: материалы Всерос. науч. конф. (СПб., 6июня 2003 г.). СПб., 2003;Проблемыистории сервиса: здравоохранение, культура, досуг: Всерос. науч. конф.: сб. науч. ст. / Науч. совет РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее»; Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Филология. Искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения – 2005», 6–7 июня 2005 г. / Лен. гос. ун–т им. А. С. Пушкина; ред. – сост. И. А. Манкевич. СПб., 2005;Повседневностькак текст культуры: материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005. ВятГГУ. Киров, 2005.

(обратно)

Неполный список только тех работ, в названии которых есть слова «повседневность», «быт» (в хронологическом порядке): КругловД. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 1996;Козьякова М. И. Эстетика повседневности: Западноевропейская городская культура XV–XIX вв.: автореф дис. … д–ра филос. наук. М., 1997; Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально–философский анализ): автореф. дис…. канд. филос. наук. СПб., 2000; ЛедовскихН. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века (проблемы отношения к власти, церкви и человеку): автореф. дис…. д–ра филос. наук. СПб., 2002; Беловинский Л. В. Культурно–исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика: автореф. дис. …д–ра ист. наук. М., 2003; Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей в 1930–х – начале 1950–х гг.: автореф. дис…. канд. ист. наук. М., 2005; Чередникова А. Ю. Повседневная жизнь национальных меньшинств Веймарской республики: автореф. дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2005; Белик А. А. Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII – первой половины XIX в. (на материалах Вятского края): автореф. дис. … канд. культурологии. Киров, 2005; Корнев В. В. Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности: автореф. дис. … д–ра филос. наук. Барнаул, 2006.

(обратно)

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 3–е изд. М., 1953. С. 111.

(обратно)

Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 117.

(обратно)

Маковский М. М. Сравнительный словарь… С. 122.

(обратно)

Логос // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 323–324.

(обратно)

Часть вместо целого.

(обратно)

Сыромятникова И. С. История прически. 2–е изд., доп. М., 1989. С. 76, 92,101.

(обратно)

Там же. С. 211.

(обратно)

Буракова М. В. Интерпретация маскулинности–фемининности внешнего облика женщины (на примере прически): автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 28–32.

(обратно)

Лосев А. Ф. Дионис // Мифологический словарь. М., 1991. С. 190.

(обратно)

Эвола Ю. Метафизика пола. М., 1996. С. 228.

(обратно)

Кон И. С. Введение в сексологию. 2–е изд., доп. М., 1990. С. 96; Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т. 1. М., 1998. С. 467.

(обратно)

См.: Kriss–Rettenbeck L. Feige: Wort – Gebarde – Amulett. B., 1955; SchnitzlerN. «Vnformliche zeichen» und «freche Vngeborden». Zur Ikonographie der Schande in spatmittelalterlichen Passionsdarstellungen // Korper–Geschichten: Studien zur historischen Kulturforschung V. Frankfurt am Main, 1996. S. 13–17.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. С. 103–105.

(обратно)

Там же. С. 106.

(обратно)

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 347.

(обратно)

Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания. М., 1988. С. 21.

(обратно)

Кон И. С. Введение в сексологию. С. 95; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 497.

(обратно)

Согласно подсчетам П. Гиро, во французском языке таких слов около 600 (Кон И. С. С. 95).

(обратно)

Подробно см.: Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990;Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. C. 194–200; Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

(обратно)

Фрэзер Д. Д. Указ. соч. С. 202–203.

(обратно)

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1980. С. 655.

(обратно)

Тура А. В., Лаврентьева Л. С. Беременность, беременная женщина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 160–161.

(обратно)

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 325.

(обратно)

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. С. 82–86.

(обратно)

Более подробно см. об этом: Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. Электронная версия книги доступна на сайте: www. tik. spbguki.ru.

(обратно)

Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов. Петрозаводск, 2000. С. 14, 15.

(обратно)

Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001. С. 89.

(обратно)

ЗютморП. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. М., 2001. С. 94.

(обратно)

Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов. С. 120.

(обратно)

Тиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000. С. 167. Там же приводятся и другие варианты рассадки. См. также: Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. С. 191–193.

(обратно)

Сен–Симон. Мемуары: В 2 т. М., 1936. Т. 2. С. 195.

(обратно)

Gleichmann P. R. Einige soziale Wandlungen des Schlaffens // Ztschr. f. soziologie. Bielefeld. 1980. Jg. 9. H. 3. S. 40.

(обратно)

Всеобщая история архитектуры. М., 1973. Т. 2. С. 145.

(обратно)

Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме. С. 12; ФридлендерЛ. Картины из бытовой истории Рима… С. 6.

(обратно)

Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима… С. 311.

(обратно)

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. С. 99—100. Первая римская мостовая была проложена в 237 г. до н. э., сплошное мощение улиц было завершено, по–видимому, к концу II в. (Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима… С. 1).

(обратно)

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. С. 98—102. Наиболее полная, не утратившая свое значение до настоящего времени информация о римских дорогах, сухопутных и водных, их роли и месте в хозяйственной и культурной жизни Рима содержится в VI разделе («Устройство путей сообщения») фундаментального исследования Л. Фридлендера.

(обратно)

Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город… С. 300.

(обратно)

Перов О. В. Гигиена и санитарная техника в России IX–XVII веков: автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 1955. С. 18.

(обратно)

Brinckmann E. A. Platz und Monument: Unterzuchungen zur Geschichte und Aesthetik der Stadtbaukunst in neuerer Zeit. Berlin, 2000 S. 150. (Рус. пер.: Бринкман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1936. С. 235).

(обратно)

Бунин А. В. История градостроительного искусства. М., 1953. Т. 1. С. 394.

(обратно)

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. 2. М., 1995. С. 109–110.

(обратно)

Тюльманн К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб., 1839. С. 32–33.

(обратно)

Очерки русской культуры XIII–XV вв. Ч. 1. М., 1969. С. 249;Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1. М., 1976.С. 179;Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. М., 1979. С. 182;Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4. М., 1990. С. 273; Фальковский Н. И. Москва в истории техники. М., 1950. С. 80.

(обратно)

Фальковский Н. И. Москва в истории техники. С. 134.

(обратно)

Иконников А. В. Смысловые значения пространственных форм средневекового города // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М.,1981. С. 114–115.

(обратно)

Всеобщая история архитектуры. Т. 5. М., 1967. С. 327, 340;Т. 7.М., 1969. С. 59; Brinckmann A. E. Op. cit. S. 66 ff.

(обратно)

История русской архитектуры. 2–еизд, перераб. и доп. СПб., 1994. С. 356–357.

(обратно)

Бунин А. В. История градостроительного искусства. С. 98.

(обратно)

См. об этом: BrinckmannA. E. Op. cit.; Бунин А. В. История градостроительного искусства; Всеобщая история архитектуры: в 12 т. М., 1969. Т. 7.

(обратно)

Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима. С. 10, 11.

(обратно)

См., в частности, рассуждения о роли площадей в пространстве Санкт–Петербурга и особой их полукруглой форме, соединяющей жесткость и искусственность прямоугольной формы с мягкостью и естественностью округлой у М. С. Кагана (Каган М. С. История культуры Петербурга. СПб., 2000. С. 80 и следующее).

(обратно)

Площади искусств появляются в связи со строительством общественньгх театральных зданий в Западной Европе XVII–XVIII вв., ростом социальной роли и престижа искусства, идеями Просвещения.

(обратно)

Как указывает А. В. Бунин, в некоторых эллинистических малоазиатских городах храмы находились непосредственно на рыночных площадях (Бунин А. В.История градостроительного искусства. С. 64).

(обратно)

Белов Т. Городской строй… С. 43, 51–52;Богодарова Н. А. Собор в средневековом городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. М., 2000. С. 193 и следующее;Всеобщая история архитектуры. Т. 4. С. 403–404; Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город… С. 304–308;Alltag im 16. Jahrhundert: Studien zu Lebensformen in Mitteleuropeische Stfldten. Miinchen, 1987. S. 60 ff; Brinckmann A. E. Op. cit. S. 5;Claval P. Reflections on the cultural geography of the European city // The city in cultural context. L.;Sydney, 1984. P. 35–36.

(обратно)

См.: Крейдлин Т. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М., 2002.

(обратно)

Крейдлин Т. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. С. 58.

(обратно)

Михайлович Я. Завтрак у «Цитаруса» // Иностранная литература. 2002. № 2. С. 133.

(обратно)

Млиади О. М. Праця, краса, талант. Киев, 1975. С. 55–57.

(обратно)

См.: Басин Е. Я. О семиотической теории искусства // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М., 1968.

(обратно)

Пунин Н. Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство. Петербург, 1920. С. 23.

(обратно)

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 283–285.

(обратно)

Такие образы часто называют наглядными. Однако последнее определение не универсально. Оно не приложимо к звуковым образам, которые воспринимаются не зрением, а слухом. Поэтому правильнее говорить о чувственных образах. Мы будем, однако, по традиции пользоваться иногда термином «наглядный образ», понимая под ним всякий чувственный образ.

(обратно)

Современной наукой установлено, что в нормальных условиях человек способен воспринимать до 150 цветовых тонов (Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа: Цвет и его название // Мышление и речь / Труды Института психологии. Вып. 113. М., 1960. С. 5). Еще более эмоциональная выразительность цвета присуща Матиссу. Живопись, по мнению Матисса, должна «выражать чувства» (Матисс. Сборник статей о творчестве. М., 1958. С. 90).

(обратно)

Якобсон П. Я. Психология чувств. М., 1958. С. 50.

(обратно)

Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 21.

(обратно)

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 258.

(обратно)

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 10.

(обратно)

Эко У. Спите спокойно, книги никуда не денутся// «Известия». 20 мая. 1998 г. С. 5.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Бахтин М. М. Литературно–критические статьи. М., 1986. С. 124.

(обратно)

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995. С. 78.

(обратно)

Козырев Н. А. Время как физическое явление // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982.

(обратно)

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 332.

(обратно)

Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда // Аксенов Г. П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии / Вопросы философии. 1992. № 1. С. 93.

(обратно)

Пригожин И. Р. 1) Порядок из хаоса. М., 1986;2) От существующего к возможному. М., 1995.

(обратно)

Лихачев Д. С. Рождение нового через хаос // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 10.

(обратно)

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 14.

(обратно)

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. Т. 2. С. 39. См. также: Т. 1. С. 164.

(обратно)

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1998. С. 291.

(обратно)

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 365.

(обратно)

Ортега–и–Гассет Х. Восстание масс / Вопросы философии. 1989.№ 3. С. 126.

(обратно)

Там же. С. 144–145.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. М., 2002. С. 198.

(обратно)

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч. в 2–х т. М., 1993.

(обратно)

См.: «Здравый смысл». М., 1999. № 1 (13). С. 8.

(обратно)

См.: Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1999.

(обратно)

«Здравый смысл». М., 1999. № 1 (13). С. 8.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. С. 221.

(обратно)

Там же. С. 185.

(обратно)

См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 368.

(обратно)

Там же. С. 366.

(обратно)

Генис А. Культурология – РАЗ. С. 227.

(обратно)

См.: Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989.

(обратно)

Зэлдин Т. Все о французах. С. 296.

(обратно)

См.: Лоу Бенджамен. Красота спорта. М., 1984. С. 9.

(обратно)

Микляев В. А. Феномены силы и насилия в жизненном опыте, социокультурном знании и философской рефлексии // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. Сб. статей. СПб., 2006. С. 177.

(обратно)

См.: Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общ. ред. Бруно Коппитерса, Ника Фоушина, Рубена Апресяна. М., 2002. С. 5.

(обратно)

Там же.

(обратно)

Эко У. Заметки на полях «Имя розы» // Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 461.

(обратно)

Делез Ж. Ницше и философия. М., 2003. С. 71.

(обратно)

Хренов Н. А. Искусство в контексте ХХ века на фоне повторяющихся флук–туаций в больших длительностях исторического времени // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М., 2004. С. 57.

(обратно)

Грицанов А. А., Мезяная К. Н. Синергетика // Новейший философский словарь. Мн., 1999. С. 618.

(обратно)

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. С. 93.

(обратно)

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002. С. 497.

(обратно)

Иванова О. В. Синергетический подход к исследованию культуры постмодернизма. СПб., 2003. С. 59–60.

(обратно)

Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001. С. 94.

(обратно)

См. об этом: Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003.

(обратно)

Палимпсест – текст, написанный поверх другого текста. При этом смыслы различных текстов переплетаются, вследствие чего возникает особый контекст.

(обратно)

Хассан И. Культура постмодернизма // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 121.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. СПб., 2004. С. 46.

(обратно)

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С. 201.

(обратно)

Там же. С. 201.

(обратно)

Land G. The Chellenge of Postmodernism // Dialogue. 1996. Vol. 8. P. 6.

(обратно)

Хассан И. Культура постмодернизма. С. 121.

(обратно)

Там же. С. 122.

(обратно)

Барт Р. Избранные работы… С. 254.

(обратно)

Пелипенко А. А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов. М., 2002. С. 387.

(обратно)

Postmodernism as a Birth of New Type оf Culture // Internetional Yearbook of Aesthetics. 1996. Vol. 1. P. 55.

(обратно)

КаганМ. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб., 2001. С. 252.

(обратно)

Во французском языке le pli имеет несколько значений: 1) складка, сборка, сгиб, загиб, морщина, 2) конверт, 3) взятка (в картах).

(обратно)

Цит. по: Можейко М. А. Делез, Гваттари // Постмодернизм: Энциклопедия. Мн., 2001. С. 657.

(обратно)

См., например: Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 2001;Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М., 1982;Юпоров В. Н. О космологических источниках раннеисторичесих описаний // Труды по знаковым системам. Т. VI. Тарту, 1973. С. 106–156.

(обратно)

Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001. С. 228.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997. С. 31.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 117.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998. C. 258.

(обратно)

Там же. С. 32.

(обратно)

Черных Е. Н. Символы древних культур // Культурология. М.;Екатеринбург, 2003. С. 557.

(обратно)

Терещенко Н. А., Шатунова Т. М. Постмодернизм как ситуация философствования. С. 70.

(обратно)

Бадью А. Делез. «Шум бытия». С. 118.

(обратно)

Суворов Н. Н. К вопросу о понятии «порог культуры» // Образ современности: этические и эстетические аспекты: Материалы всероссийской конференции 21 октября 2002 г. СПб., 2002. С. 179–181.

(обратно)

Социоанализ Пьера Бурдье. М., 2001. С. 6.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. С. 44.

(обратно)

Социоанализ Пьера Бурдье. С. 62.

(обратно)

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса… С. 265.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 160–161.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари А. Что такое философия? С. 262.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. С. 63.

(обратно)

Jaimison F. Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. London; N. Y, 1991. P. 17.

(обратно)

Jaimison F. Reading Without Interpretation: Post–modernism and the Video–Text // The Lingvistics of Writings. Manchester, 1987. P. 208.

(обратно)

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. C. 64.

(обратно)

Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2002. С. 225.

(обратно)

Гайденко П. П. Искусство и бытие. М. Хайдеггер о сущности художественного произведения // Философия. Религия. Культура. М., 1982. С. 198.

(обратно)

Делез Ж. Переговоры 1972–1990. С. 50.

(обратно)

Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996. С. 28.

(обратно)

Эко У. Баудолино. Роман. СПб., 2003.

(обратно)

Об этом: Лисевич И. С. Литературная мысль Китая. На рубеже древности и средних веков. М., 1979.

(обратно)

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. С. 228.

(обратно)

Там же. С. 378.

(обратно)

Там же. С. 83.

(обратно)

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С. 24.

(обратно)

Барт Р. Избранные работы… С. 384–391.

(обратно)

Эко У. Заметки на полях «Имя розы» // Эко У. Имя розы. С. 462.

(обратно)

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. С. 51.

(обратно)

Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. С. 452.

(обратно)

Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. С. 453.

(обратно)

Аронсон О. Богема. Опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М., 2002. С. 74–79.

(обратно)

Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С. 159.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. СПб., 1999., Эко У. Баудолино. СПб., 2003.

(обратно)

Дуков Е. В. и др. Введение в социологию искусства. СПб., 2001. С. 119.

(обратно)

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. С. 397.

(обратно)

Ингарден Р. Исследования по эстетике. С. 401.

(обратно)

Адорно Е. В. Эстетическая теория. М., 2001. С. 482.

(обратно)

Там же. С. 484.

(обратно)

Там же. С. 450–451.

(обратно)

Адорно Е. В. Эстетическая теория. С. 347.

(обратно)

Там же. С. 446.

(обратно)

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. С. 204.

(обратно)

Там же. С. 49.

(обратно)

Эко У. Остров накануне. СПб., 2003. С. 89.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. СПб., 2004. С. 384.

(обратно)

Эко У. Маятник Фуко. С. 170.

(обратно)

Впервые понятие «глобализация» вводится в статье Роланда Робертсона, основоположника самого дискурса о феномене глобализации культуры (см.: Robertson R. Globalisation theory and civilization analysis // Comparative Civilizations Review. 1987. Vol. 17).

(обратно)

О проблемах размывания культурных границ и реакции мировых религий на идеологический вызов глобальной культуры см.: Beyer P. Religion and Globalization. London, 1994.

(обратно)

Понятие «воображаемые сообщества» было введено в международную научную дискуссию по проблемам глобализации Бенедиктом Андерсоном (см.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001).

(обратно)

Подробное рассмотрение и анализ социологических теорий глобализации см.: ИвановД. В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений. СПб., 2002.

(обратно)

Концепция Робертсона излагается на основе его монографии «Глобализация. Социальная теория и глобальная культура»: Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. London: Sage Publications, 1992.

(обратно)

Термин «глокализация» был введен Робертсоном в статье «Глокализация: пространство–время и гомогенность–гетерогенность» (см.: Robertson R. Glo–calization: time–space and homogeneity–heterogenety // Global modernities/ Ed. By M.Featherstone, S.Lash, R.Robertson. London, 1995).

(обратно)

Подробное изложение этой концепции содержится в разделе «Культурная динамика глобализации», представляющем собой введение, написанное П. Бергером к коллективной монографии «Многоликая глобализация» (см.: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004).

(обратно)

В своем законченном виде данная концепция изложена в статье Э. Д. Смита «В направлении глобальной культуры», написанной им для сборника «Глобальная культура. Национализм, глобализация и современность», главный редактор которого М. Фезерстоун пригласил ученых, отстаивающих радикально различные точки зрения на проблему трактовки процессов культурной глобализации, изложить свое видение в рамках одного издания. (См.: Smith A. D. Towards a Global Culture? / Global Culture. Nationalism, globalization and modernity / Ed. by M. Featherstone. London, 1990.)

(обратно)

Разработанный А. Аппадураем подход к анализу феномена глобальной культуры и разработанная в его рамках концепция «культурных скейпов глобализации» подробно изложены им в монографии «Современность в ее целостности. Культурные измерения глобализации» (см.: Appadurai A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis. London, 1998).

(обратно)

Зверева Г. И. Российская культурология как академическая проблема // Первый Российский культурологический конгресс. Программы. Тезисы. Доклады. СПб., 2006. С. 88.

ФИЗИКА

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.209 сек.)