АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современное значение теории модернизации

Читайте также:
  1. B) наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду
  2. I и II ополчения: их состав, значение.
  3. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Понятие и значение охраны труда
  5. I. Современное состояние проблемы
  6. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  7. V. Grammatik. Wiederholen Sie die Grammatik zum Thema « Словообразование. Значение суффиксов »
  8. Write ('Значение В-',В)
  9. XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
  10. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  11. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  12. XX съезд КПСС. Процесс политической реабилитации и десталинизации во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. и его значение.

Рассматривая теорию модернизации как специфическую логику политоло­гического анализа, следует признать, что она помогает адекватно описывать сложные переходные про­цессы.

Считается общепризнанным, что модернизация носит альтерна­тивный характер.

Однако мировой опыт позволил уточнить тот не­когда интуитивно формировавшийся образ «современного государ­ства», чьи стандарты в организации экономики, политики, соци­альных отношений выражают необходимые цели переходных преобразований.

К таким универсальным требованиям в сфере эко­номики следует отнести, например, товарно-денежные регуляторы производства, увеличение затрат на образование, рост роли науки в рационализации экономических отношений и т.д.

В социальной сфе­ре можно говорить о необходимости формирования открытой соци­альной структуры с неограниченной мобильностью населения.

В об­ласти политики — это плюралистическая организация власти, со­блюдение прав человека, рост политических коммуникаций, консенсусная технология реализации управленческих решений и пр.

Признание приоритета универсальных норм и требований мо­дернизации, тем не менее, не является основанием для умозритель­ного навязывания некоей «обязательной» программы для всех раз­вивающихся государств.

Универсальные критерии «модерна» — это тот комплекс целей, ориентируясь на воплощение которых страны могут создать политические, экономические и прочие структуры, позволяющие им гибко реагировать на вызовы времени.

Однако средства, темпы, характер осуществления данных преобразований цели­ком и полностью зависят от внутренних факторов, национальных и исторических способностей того или иного государства.

Главным противоречием модернизации является конфликт между ее универсальными це­лями ( или нормами «мировой политической культуры» Л. Пай) и традиционными, национальными ценностями и традициями развивающегося государства.

 

Цели и ценности модернизации, про­никая в сложившийся менталитет того или иного государства, по­рождают мощные социальные дисфункции, перенапряжение струк­тур и механизмов управления.

 

Поэтому правящие структуры, за­интересованные в реализации реформаторской политики, должны максимально снижать взрывную реакцию политического поведе­ния граждан, искать способы встраивания социокультурной арха­ики в логику общественных преобразований.

 

Только последова­тельность и постепенность использования национальных культур­ных стереотипов могут способствовать позитивному решению стоящих перед обществом проблем.

Ни игнорирование прежних традиций, ни гоночный темп реформ психологически непосиль­ны для человека традиционного общества.

 

В противном случае протест «массы рассерженных индивидов» (X. Арендт) — даже не возражающих против модернизации как таковой — может быть направлен против реформаторского режима и, как показал опыт ряда стран Восточной Европы и России, вызвать достаточно серь­езную дестабилизацию в обществе, поставить под вопрос реализа­цию принципиально необходимых целей.

 

Не менее серьезное значение для процесса модернизации име­ет и противоречие между дифференциацией ролей в политической системе, императивами равенства граждан (на участие в политике, перераспределение ресурсов) и возможностями власти к интегра­ции социума.

 

В этом смысле, как свидетельствуют многочисленные исследования, правящие режимы должны акцентировать внима­ние на правовых способах решения конфликтов, соблюдении ра­венства всех граждан перед законом, решительно пресекать политический радикализм, противодействовать терроризму.

Повышенная конфликтность социальных и политических про­цессов в условиях модернизации определяет весьма высокую веро­ятность немирных способов урегулирования общественных преоб­разований.

Более того, как показывает опыт, после непродолжи­тельных периодов либерализации нередко устанавливаются диктатуры левого или правого толка.

Так, например, в России сто­лыпинскую оттепель сменила диктатура большевиков; приход Мус­солини завершил в Италии либеральную эру правления Джолитти; гитлеровский режим разрушил Веймарскую Республику; дик­татор Франко пришел на смену либерально-демократическому правлению Примо де Риверы и т.д.

Таким образом, в модернизи­руемых государствах не только проблематична институализация демократических норм и принципов власти, но и достаточно вы­сока вероятность попятных политических процессов.

 

В целом для успешного реформирования модернизируемых го­сударств необходимо достичь трех основных консенсусов (между правящими и оппонирующими политическими силами):

- по отно­шению к прошлому развитию общества (избежать «охоты на ведьм», стремиться к примирению побежденных и победителей, к относи­тельному затишью полемики по поводу переоценки прежних ре­жимов правления);

- в установлении временных норм при обсужде­нии в условиях политической свободы целей общественного раз­вития;

- в определении правил «политической игры» правящего режима [См.: «Три консенсуса» на пути к демократии//Полис. 1993. № 3. С. 189. ]

 

Достижение подобного рода социально-политических кон­сенсусов зависит не только от искусства правящих и оппозицион­ных элит, их способности вести заинтересованный диалог и нахо­дить точки соприкосновения с оппонентами, но и от степени цен­ностной и идеологической дифференциации общества.

Так, например, в России традиционный для общества ценностный рас­кол существенно затрудняет решение этих задач, постоянно про­воцируя подрыв достигнутого гражданского согласия.

Если же удается достичь этих трех компромиссов, то реорганиза­ция политических структур и институтов (обновление функций ор­ганов управления, рост партий, укрепление самоуправления на ме­стах и т.д.), обладает значительно большим социальным эффектом, растет способность власти мобилизовать на проведение реформ че­ловеческие и материальные ресурсы, укрепляется стабильность режима правления, шире используются правовые технологии подго­товки и осуществления управленческих решений и т.д.

Раскрывая пути развития переходных систем, теория модер­низации выделяет специфические кризисы, которые обусловли­вают исполнение политическими субъектами своих функций в от­ношениях власти.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)