АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинарское занятие на тему: Основные идеи русской философии XIX-XX вв

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. II.12. Панорама философии ХХ века
  10. III. Материалистическое направление в русской философии
  11. III. Предмет, метод и функции философии.
  12. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв.

2. Философские взгляды Вл. Соловьева.

3. Философия и общественно-политические взгляды Н. Бердяева.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте дихотомию сакрального и человеческого в теоантропогонии Вл.Соловьева.

2. Как трактовали С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев идею «человек – и Абсолют, и нечто, отличное от Абсолюта»?

3. Раскройте суть философии имени, по П.А.Флоренскому, Н.А.Бердяеву, А.Ф.Лосеву.

4. Какие антиномии русской души вскрывает Н.А.Бердяев в работе «Душа России»? Сравните точку зрения Бердяева с мнением Г.П.Федотова и Вяч.Иванова.

5. В чем смысл духовности в «русской идее»? Подтвердите свое мнение ссылками на работы философов серебряного века.

6. Как вы думаете, какова глубинная мысль высказывания Н.В.Гоголя «Велико незнанье России посреди России».

7. Какие исторические этапы можно определить в «самовозрастании» русской идеи?

8. Раскройте основные идеи произведений К.Аксакова «О русском воззрении», В.Г. Белинского «Россия до Петра Великого».

9. В каком качестве, по мнению Вл.Соловьева, русская идея способна адекватно воплощать характер русского народа?

10. Назовите особенности феномена «культурного пограничья» российской цивилизации.

11. В чем специфика существования и функционирования знака «Россия»?

12. Какое место в понимании феномена русской культуры занимает проблема «своего-чужого»?

13. Назовите сущностные черты мировоззренческого комплекса «русская идея».

 

Литература для самостоятельного чтения:

Асмус В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев // В.С. Соловьев. Философская публицистика. М., 1989. С.3-12.

Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1989.

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.,1994.

Введение в философию Ч. 1. М., 1989.

Введенский А.И. Судьбы философии в России // Очерки истории русской философии: Л.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет. Свердловск, 1991.

Введенский А.И. О видах веры и ее отношении к знанию // Введенский А. И. Статьи по философии. СПб., 1996.

Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. О русской философии. Свердловск, 1990.

Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Вышеславцев Б.Л Философская нищета марксизма: Кризис индустриальной культуры // Соч. М., 1995.

Гавриил, архим. Русская философия // Гавриил, архим. История философии. В 6 ч. Ч. 6. Казань, 1840.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.

Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия. XI-XIX вв. Л., 1989.

Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990.

Даниленко Л.Е., Емельянов Б.В. Очерки русского космизма. Екатеринбург, 1998.

Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, Нижневартовск, 1996.

Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала ХХ в. Вып. 1. Екатеринбург, 1992.

Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала ХХ в. Вып. 2. Екатеринбург, 1996.

Ермичев А.А. Философия в России: Исследования, полемика, заметки. СПб., 1998.

Замалеев А. Ф. О русской философии: Статьи. Оппонентские отзывы. СПб., 1998.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. Л., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. В 4 кн. Л., 1991.

Иларион. Слово о Законе и Благодати // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 тт. Т. 1. СПб.. 1997.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Карсавин.Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Минск. 1997.

Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии / Соч. В 2 тт. T.1. М., 1996.

Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. M., 1991.

Лосев А.Ф. В.С. Соловьев. М., 1983.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма; Мир как органическое целое // Избр. M., 1991.

Розанов В.В. Уединенное; Опавшие листья: Апокалипсис нашего времени // Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.

Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соч. В 2 тт. Т. 2. М., 1989. (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия; Критика отвлеченных начал; Теоретическая философия // Соч. В 2 тт. 2-е изд. T. I. M., 1990. (Серия «Философское наследие»)

Соловьев В. Сочинения. М., 1990. Т.2. Кризис западной философии. С. 3-138. Философские начала цельного знания. С.139-189. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. С.636-762.

Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума. По поводу книги священника П.А.Флоренского «Столп и утверждение истины» // Вопросы философии. 1989. № 12.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С.Соловьева. В 2 тт. М., 1994-1995.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. (Репринт: М., 1990.)

Темы рефератов:

1. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

2. Философские воззрения революционных демократов.

3. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Консервативно-религиозная концепция К.Н. Леонтьева.

5. Философско-социологические теории народников.

6. “Общее дело” Н.Ф. Федорова.

7. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.

8. Философские концепции русского космизма.

Вопросы и упражнения:

1. В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре?

2. Какие проблемы наиболее типичны для отечественной философской мысли?

3. Какое влияние на развитие русской философии оказало византийское христианство и православная церковь?

4. Что означают термины “богоискательство” и “богостроительство”?

5. Какие направления можно выделить в рамках русского космизма?

6. Какие основные школы сформировались в отечественной философии в конце XIX - начале ХХ вв.?

 

 


Глава VII.
Основные направления постклассической философии

 

 

Философия ХХ в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. "Восстание масс", "потеря Бога", наступление "нового средневековья" - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)