АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Власть : источники власти, виды

Читайте также:
  1. A) Княжеская власть
  2. B) Правительственная власть
  3. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  4. I.4. Источники римского права
  5. II. Лжедмитрий I: путь к власти, восхождение на российский престол и крах (1605-1606).
  6. IV. Рекомендуемые источники
  7. IV. Рекомендуемые источники
  8. Административное принуждение: сущность, основания, виды.
  9. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  10. Акты международных организаций как источники международного права
  11. Акты применения права, их характерные черты, реквизиты, виды.
  12. Акты применения права: понятие, особенности и виды.

 

Власть, как и государство, является одним из ключевых элементов мира политического.

Истоки власти некоторые ученые видят уже в первобытном обществе. Оно формировалось, как некое табу что-то делать или не делать. По их мнению, именно властное начало сыграло ес­ли не определяющую, то во всяком случае немаловажную роль в процессе вычленения человека из стада. Поэтому власть возникла не на определенном этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком, возникновение власти неотделимо от возникновения человека.

Власть — необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирова­ние общества.

Существует множество классификаций власти. По степени институализации – правительственная, городская. По субъектам власти – классовая, партийная, народная, президентская, парламентская. По режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотичная. По правовому признаку – законная – незаконная, легальная – нелегальная. По сферам воздействия – экономическая, информационная, идеологическая, духовная, политическая.

Политическая власть – (искусство управления государством) – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства.

Признаки политической власти:

- только её принадлежит использовать право использовать силу в пределах страны,

- характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений,

- имеет возможность использовать самые разные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные),

- действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть имеет виды:

- законодательную, исполнительную, судебную (с точки зрения предназначения),

- центральная, региональная, местная (по локализации),

- монархическая, республиканская (по субъекту).

Чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского ежима в обществе власть в обществе разделена на законодательную, исполнительную, судебную. Это деление опирается на Теорию разделения властей (Дж.Локк, Монтескье, Мэдсон применил в Конституции США).

Эта теория происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естествен­ного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье в своей главной работе — «О духе законов» (1748), развивая идеи Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо, теоретически осмыслил его. Монтескье дополняет принцип разделения властей системой «сдержек и противовесов», призванной предотвратить концентрацию государственной власти. Цитата: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела».Так как политической властью, подчеркивал ученый, всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Теория разделения властей является также достижением Монтескье.

 

Основные положения теории:

- все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой,

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти,

- законодательная власть, исполнительная, судебные власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции,

- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

Основные функции властей:

- Законодательная (парламент) представляет интересы граждан, издаёт законы.

- Исполнительная власть(правительство) управляет государственными делами.

- Судебная(судьи всех уровней) следит за соблюдением законов органами власти.

 

Разделение властей предоставляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Основной функциями власти являются:

- формирование политической системы общества, политической жизни, политических отношений, включающие в себя отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами,

- управление делами общества и государства на разных уровнях,
- руководство органами власти и политическими и не политическими процессами,

- контроль политических и иных отношений,

- создание определенного типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений.

Политическая власть должна быть:

- ограничена (т.е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную),

- регламентирована (т.е. определена рамками закона и контролироваться обществом),

- институциональна (иметь институты),

- легитимна (законна), т.е. иметь общественно – моральное признание.

Государство — главный носитель политической власти. Специфическая особен­ность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных центральных или высших и местных или ни­жестоящих органов, взаимосвязанных между собой по вертикали и гори­зонтали.

Государственная власть имеет свои признаки:

- публичный характер (выступает от имени общества),

- суверенный характер (верховенство над всеми институтами) и независимость в решении различных вопросов политики в отношении с др. государствами (мы говорим о внутреннем и внешнем суверенитете).

- ограниченность территорией.

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть.

Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Но государственная власть является основой политической власти.

Важным условием политической власти является её устойчивость. Принципы устойчивости власти:

- легитимность(признание власти гражданским и мировым сообществом),

- результативность власти (успешная эк.политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, крепкий порядок, авторитет в мире).

 

 

Власть дает возможность влиять на производство, распределение и потребление ресурсов. Подчиненные будут стре­миться свергнуть существующую власть и занять место. (революции - борьба за перераспределение и захват ресурсов, собственности).

Борьба между власть имущими и теми, кто стремится её захватить, составляет закон человече­ской жизни.

Возможность получения или захвата власти лежит в способности ее субъекта контроли­ровать поведение других людей и манипулировать социально-по­литическими процессами. Поэтому можно сказать, что под властью понимается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действия­ми с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов для достижения своих целей.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по Т. Гоббсу, отношений, в кото­рых «один выступает причиной изменения действий другого».

Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной.

Т.е. это способность какого-либо субъекта навязать свое господство другим людям, группам, классам, обществу в целом.

Чтобы удержание власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институпиализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства.

Тогда встаёт ещё один вопрос – вопрос легитимности. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения вла­сти и осуществления (конкретной формы) правления либо государ­ством в целом, либо его отдельными структурами и институтами. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Политическая власть не всегда ос­новывается на праве и законах. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной. Например, при правлении метрополий в колониальных государствах. Власть может быть легитимной, но нелегальной. Например, револю­ционный переворот, поддержанного большинством населения. Власть может быть и легальной, и легитимной. Например, после победы определенных сил на выборах.

Основными источни­ками легитимности являются три субъекта: на­селение, правительство и внешнеполитические субъекты. Легитимность населения может формироваться даже в условиях снижения эф­фективности правления. Легитимность может инициироваться и формиро­ваться не населением, а самим государством (правительством) и по­литическими структурами (проправительственными партиями), по­буждающими массовое сознание воспроизводить положительные оцен­ки деятельности правящего режима. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами – дружественными государствами, международными орга­низациями. Такая разновидность политической поддержки часто ис­пользуется при выборах руководителей государства, в условиях меж­дународных конфликтов

 

Типы легитимности.

 

С точки зрения мотива­ции подчинения М. Вебером выделял следующие ее типы:

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических госу­дарствах.

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политичес­кого лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключитель­ными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспри­нимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг насе­ления чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы. Но может быть культ личности.

Кроме этого выделяют другие типы легитимности. Английский исследователь Д. Хелд выделял такие типы как:

- «согласие под угрозой насилия», когда люди под­держивают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности;

- легитимность, основанная на апатии населения, сви­детельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

- прагматическая (инструментальная) поддержка, при ко­торой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на дан­ные ею обещания тех или иных социальных благ;

- нормативная под­держка, предполагающая совпадение политических принципов, раз­деляемых населением и властью;

- пат­риотический тип легитимности, при котором высшим критерием под­держки властей признается гордость человека за свою страну, за про­водимую ею внутреннюю и внешнюю политику

- высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов

Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной груп­пы в использовании ею прерогатив государства для распределения раз­нообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Основными источниками кризиса легитимности режима являются уровень политического протеста на­селения, направленного на смену режима. Второе, результаты выборов, референдумов, плебисцитов говорящие о недоверии к этому режиму. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. Факторы, опреде­ляющие ее «верхнюю» границу являются: ограниченность ресурсов властей, рез­кое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нару­шение режимом установленных правил политической игры, неуме­ние властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост пре­ступности, падение уровня жизни и т.д.

 

 

Источники власти.

Источниками власти являются авторитет, престиж, закон, богатство, харизма, интерес и др.

Но самым бесспорным из них является сила, ко­торая, в свою очередь, выступает в разных формах. Некоторые ученые считают, что Власть — это не что иное, как от­чаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Неотъемлемым атрибутом власти являются санк­ции, наказания, в том числе физическое принуждение. Вероятно, «сильный всегда прав» восходит еще к далеким временам, когда спор решался исключительно с помощью физического насилия. «Сила есть - ума не надо». Часто власть являлась результатом военной побе­ды, заговора, узурпации, брато - и отцеубийства, государственного перево­рота.

Вся история человечества – это борьбы между противоборст­вующими группами, сословиями, классами, государствами.

На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через ре­волюции, гражданские войны, цареубийства и другие формы на­силия. Фран­ция, прежде чем окончательно принять демократичес­кие ценности и институты, прошла через несколько революций и переворотов. В США политическая демократия и рыночно-капиталистические отношения одержали окончательную победу лишь в результате самой жестокой и кровопролитной гражданской войны.

Великобритания, считающаяся одной из самых совершен­ных демократий современного мира, пережила две революции, в первой из них, избавившись от своего короля отрубив ему голову.

Но, насилие в некотором роде оправдано: ради общественного блага при разрешении противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с кон­фликтами.

Н. Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь» ввел в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. Он поставил в центр анализа проблемы государства, и методологию захвата власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть.

По сути «Государь» - это руководство по созданию сильного централизованного государства в Италии, в период его феодальной раздробленности.

 

ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВЛАСТИ

Варианты прихода к власти: удача (умелое использование стечений обстоятельств), доблесть, подлость или преступление. Можно приобретать власть даже с помощью злодеяний. Жестокость применена хорошо, когда её проявляют быстро и сразу, но не упорствуют в ней, и плохо применена, когда расправы поначалу совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Благодеяния полезно оказывать мало-помалу, чтобы граждане их распробовали как можно лучше. Ради власти можно даже пойти на преступления – на политические убийства, казни политических противников и вооружённый захват власти без выборов. Например, военачальник Агафокл стал тираном г.Сиракузы с помощью расправы, его солдаты перебили всех сенаторов и богатейших людей города во время проведения народного собрания.

Способы прихода к власти:

- Нужно приобретать власть не милостью судьбы, а личной доблестью. Под доблестью он понимает в большей части применение насилия, потому что вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли.

Способы удержания тиранической власти в завоёванной стране.

- Искоренить род прежнего государя - (НИКОЛАЙ 2)

- В чужой стране государь должен стать защитником слабых соседей и должен ослаблять, громить сильных.

Способы удержания тиранической власти и борьбы против угрозы политических заговоров.

- Властвовать в своём окружении,

- Нужно обезопасить себя от врагов, приобрести друзей, побеждать силой или хитростью, внушать страх и любовь народу, а солдатам – послушание.

- Государь должен иметь преданное и надёжное войско, опираться на собственное войско из граждан и не должен опираться на наёмное,

- устранять людей, которые могут или должны навредить, обновлять старые порядки, - являть суровость и милость, великодушие и щедрость,

- Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудную минуту он будет свергнут.

Качества характера, которыми должен обладать государь

- Государь должен быть в меру жестоким, чтобы уберечь общество от беспорядка,

- Для государя лучше, когда его боятся, чем когда его любят. Ибо люди по своей природе неблагодарны и непостоянны. Но нужно внушить страх так, чтобы избежать ненависти.

По Макиавелли политика и мораль вещи не совместимые. Государь может делать то, что он считает нужным. Государь может нарушать своё честное слово по мере надобности.

- Решения государя должны быть бесповоротными. Никому не должно прийти в голову обмануть или перехитрить государя.

 

Насилие или угроза применения насилия является мощ­ным фактором, сдерживающим людей от всякого рода пополз­новений на жизнь, свободу, собственность других членов обще­ства. Непременные атрибуты государства — человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внеш­нюю безопасность как самого государства, так и всех без исклю­чения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав фран­цузский мыслитель конца XVIII—начала XIX в. Ж. де Мэстр, ко­торый говорил: «бог, сотворивший власть, сотворил и наказание... палач сотворен вместе с миром».

 

Государство отличается от всех других форм организации лю­дей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом.

Особенностью использования государством насилия, его форм, средств или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном насилии со стороны государства. Но, чтобы применение власти не принимало форму монополии, в обществе существует система сдерживания и противовесов, предполагающая существование конкурирующих между собой центров власти, призванных обеспечить «равновесие власти». Особо важное значение для достижения такого равно­весия имеет принцип разделения власти на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей отражает конкретные интересы конкрет­ных социальных и политических сил, их борьбу и взаимодейс­твие.

В этом случае говорят, что власть — это своеобразная система коммуникации между различными ее субъ­ектами, субъектами и объектами, между двумя или более лица­ми или сторонами, участвующими в системе властных отношений, а не просто достояние одной из сторон.

Суверенное национальное государство — главный субъект по­литики в качестве носителя не только власти в рамках отдель­но взятой страны, но и главного субъекта политических отноше­ний на международной арене.

Субъектом власти является также человек, общность людей, народ, организация, мировое сообщество, объединенное в ООН.

В сфере международных отношений власть — это прежде все­го способность одного субъекта контролировать поведение дру­гого субъекта или группы субъектов.

Субъектами мирового сообщества называют сверх­державами, великими державами, средними и малыми государ­ствами в зависимости от масштабов власти, которой они облада­ют. Естественно, от масштабов власти зависит вес и влияние конкретного государства на мировой арене.

Можно сказать, что в международных отношениях, как и во внут­риполитической системе, власть зачастую играет ту же роль, ко­торую деньги играют в экономике. Чем больше денег, тем больше власти. Поэтому власть – величина не постоянная.

Государство как носитель и субъект власти имеет специ­альный профессиональный аппарат и имеет особые функции по управлению делами общества, распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами.

Среди функций важное место занимают управление социальны­ми и экономическими процессами, сферами духовной жизни, ре­гулирование социальных, национальных, международных отно­шений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и пра­вил поведения в обществе и государстве.

Политическая власть имеет ряд признаков

 

Свойства политической власти.

 

Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик.

Среди них можно вы­делить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти – экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфи­ческие черты, присущие исключительно ей как собственно полити­ческому явлению.

Среди универсальных, базовых, первичных свойств политичес­кой власти следует отметить прежде всего свойство асимметричнос­ти. Характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отра­жает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, пол­номочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, иде­ями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стрем­лением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурса­ми и правами, которые расширяют их социальные возможности.

- свойство инверсионности. П оло­жение властвующих постоянно подрывается активностью подвласт­ных структур, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные

Власть обладает также свойством кумулятивности, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пы­таясь расширить зону собственного влияния и контроля - власть по существу не имеет никаких ограничений - превышение данных ему полномочий.

Власть обладает и конструирующими способностями. Это означает, что власть занимается со­циальными преобразованиями, коррек­тирует общественные отношения.

Свойство полиресурсности (много ресурсов)

Атрибутами власти являются идеология. Она символизирует роль всех информационно-духовных компонентов политической вла­сти, превращая все используемые в ней идейные соображения, эмо­циональные реакции, героизацию.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)